Generation Axe «The Guitars that Destroyed the World: Live in China» (2019)
Стив Вай – самый амбициозный ученик Джо Сатриани. Ему мало играть на уровне своего учителя. Он старается его превзойти. И это неуёмное стремление Вая двигает вперед не только его самого, но и… Сатриани. А вместе с ними и всё гитарное сообщество в целом. Причем речь идет не только о музыке и гитарной технике, но и об идеях, как эту «странную красивую музыку» донести до слушателей. При этом негласное соперничество Сатриани и Вая совсем не мешает их многолетней дружбе.
В 1997 году Сатриани, почувствовав, что стал отдаляться от собратьев по жанру, организовал проект G3, в котором три гитариста со своими аккомпанирующими составами по очереди играют короткие сеты, а в финале вместе импровизируют на темы из классики рока. Один из них – всегда Сатриани, двое других – приглашённые товарищи по инструменту, и Стив Вай в том числе. Так вот, Стив решил переработать идею Джо. Пусть на одной сцене играют целых пять гитаристов, но аккомпанирующий состав будет всего один. Солисты могут постоянно меняться, появляясь на сцене то поодиночке, то дуэтами, а то и все пятеро.
В качестве аккомпаниаторов были задействованы басист Пит Гриффин, клавишник Дерек Шериньян и барабанщик Джи Пи Буве. А солистами, помимо самого Вая, выступили Закк Уайлд, Ингви Мальмстин, Нуно Беттенкурт (Extreme) и Тосин Абаси (Animals As Leaders). Концертный альбом был составлен из записей азиатского тура 2017 года, в основном – из Китая.
Сет-лист турне продуман и сбалансирован, его основу составляет проверенная временем классика рока. Так, шоу открывает композиция «Foreplay» из репертуара Boston. Это беспроигрышная идея: яркая и масштабная тема позволяет раскачать зал буквально за считанные секунды. Кроме того, все пятеро легко смогли встроить в ткань композиции свои гитарные соло. Но Вай понимает, что одной «классикой рока» вкусы поклонников гитарной музыки не ограничиваются, нужно что-то новое. За это новое слово отвечает Тосин Абаси, гитарист Animals as Leaders. Он исполнил две своих пьесы – «Tempting Time» и «Physical Education», вторую – с участием Нуно Беттенкурта. Дальше на сцене остался Нуно и в композиции «A Side of Mash» наглядно продемонстрировал, что он основательно проштудировал технику Эдди Ван Халена, а также Джими Хендрикса, и недаром считается виртуозом. Затем к Нуно присоединился Закк Уайлд и дуэтом они спели и сыграли тягучую и печальную балладу «Sideways» Кларенса Гринвуда. И прозвучала она даже лучше, чем оригинал или же версия Карлоса Сантаны с участием автора.
Самостоятельно Закк представил песню Грега Оллмена «Whipping Post». Как известно, Уайлду близок не только металл, но и южный рок, и у него он звучит вполне прилично, хотя в сольных партиях Уайлд всё же переигрывает. Спишем на его эмоциональность…
Стив Вай представил один из своих самых мощных и эффектных «боевиков» «Bad Horsie». Ингви Мальмстин сыграл с красивым звуком и с подлинной страстью инструментальное попурри из своих композиций, включая «Far Beyond the Sun». Сколько бы ни было у него подражателей, всё же мальмстиновское звукоизвлечение сугубо индивидуально и неповторимо. Вместе с Ваем он блестяще исполнил «Black Star» (открывающую вещь с его первого альбома). Качающий ритм, томная, красивая музыкальная тема, сходящиеся и расходящиеся гитарные линии… Прошло 35 лет, а Ингви так и не превзошёл этот свой дебют. Поэтому возвращение к раннему материалу вполне понятно.
В завершении программы квартет гитаристов (без Ингви) «беспощадно» исполнил инструментальный хит Эдгара Винтера «Frankenstein», а уже впятером они выдали «Highway Star» Deep Purple с вокалом Мальмстина…
Гитарный цирк Generation Axe под управлением маэстро Вая – это то, что было бы очень любопытно увидеть «живьём». А вот слушать альбом дома более одного раза вряд ли будет интересно даже представителям целевой аудитории. Так что искренне порадуемся за жителей Азии и будем надеяться, что когда-нибудь Generation Axe доберутся с концертами и до наших широт.
Рецензия опубликована в #89
guitar instrumental
EarMusic/"Союз Music"