Футбол «Коллекция» (2CD+DVD, 2013)
русский рок/punk 7/10
«Геометрия»
Этот оригинальный комплект – продолжение серии переизданий секретов русского рока, легенд стиля, не избалованных вниманием медиа. В их числе – московская шоу-панк-группа «Футбол» (экс-«Колесо») – сольный проект известного музыканта-мультиинструменталиста Сергея Рыженко. Его образ у массового слушателя складывался из двух составляющих. Сергей запомнился по бэнду «Последний шанс», радовавшему советских телезрителей игривой песенкой «Кузнечик», и по альбому Юрия Шевчука «Москва. Жара» (1986), записанному вместе с Рыженко. Но Сергей как сессионный музыкант играл, кажется, во всех группах страны. А именно – в «Машине времени», «ДДТ», «Браво», а также «Аквариуме», «Алисе», «Звуках Му», пел он в фильме «Асса», а сейчас Сергей – участник «Вежливого отказа». Рыженко и был, и остался знаковым персонажем, причем он еще и знакомил участников движения из разных городов, был незаметной связью, солью, цементом эпохи.
У «Футбола» присутствовали и музыкальная искушенность, и соответствие трендам того времени, и даже фолк-вектор. Но прекрасный скоморох желал быть панком, музыка же бэнда стала миксом раскованных рок-ходов. Первый CD комплекта включает дурашливый легендарный альбом «Футбол» (1982), отреставрированный по мастер-ленте, сохраненной А. К. Троицким. «Серый человек», «Маша и волк», «Как делают детей» – хиты, которые повторяются и на других дисках коллекции. «Монолог из подворотни» – вполне панк. Есть вещи – не более чем прекрасное разгильдяйство, служившее для музыкантов освобождением. Бонусы – записи с «Аквариумом», сделанные Андреем Тропилло на даче Александра Липницкого, mр3-треки дуэта Рыженко с сооснователем «Кино» Алексеем Рыбиным, также участником «Футбола», записанные в 1984 и 1985 гг., а также промо этих столпов русского рока, сделанное в 1983 году.
Второй CD – альбом «Опять дома» группы Рыженко, называвшейся тогда «Фут Боллз» (1997). Освоившийся в шоу-бизе музыкант качественно записывает разноплановый мейнстрим, повторяя часть вещей из предыдущего десятилетия. Бонусы – с «ДДТ», плюс mр3-концерты. На DVD тоже много прекрасного, он, пожалуй, более всего помогает понять, почему и чем группа так запомнилась. Можно увидеть достойно записанные выступления Рыженко на фестивале «Рок-акустика» в Череповце (1990); фестивале «ДДТ»; телепрограмме «Квартирник»; в ДК Подольского цементного завода (1986) и уникальную съемку во ВГИКе (1987).
В ситуации с релизом есть некая двойственность. Альбомы «Футбола» были далеко не во всех фонотеках. Группу же помнят все, интересующиеся предметом, хотя записи изданы вообще впервые. Конечно, мало ли в нашей истории недооцененных, забытых и даже пропавших альбомов? И это издание сопровождает ремарка «оригинал утерян». Бокс-сет очень нужен историкам и собирателям редкостей, коллекционерам, но он вряд ли пригодится случайным прохожим и новичкам, начинающим знакомиться с российским роком.