Федоров и Крузенштерн «Быть везде» (2013)
psychedelic/alternative rock 8/10
Auris Media/Ulitka
Альбом, возможно, ответит на вопрос, который никто не задавал: чего же не хватает Леониду Федорову, лидеру «АукцЫона», одному из самых интересных наших современников-музыкантов? Играя в составе «Ы» и в малых ансамблях с музыкантами, ориентированными на импровизацию, Леонид четко и внятно сформировал свой облик. И хотя в каждой новой работе у него находились новые черты, новые дали, можно было почувствовать повторение – настроений, интонаций. Даже не музыки, а эстетики и психологии. С одной стороны – всё у Лени о’кей. Альбомы выходят, концерты на полные залы – играются, публика радостно аплодирует. С другой, творческому человеку, несколько лет повторяющему формат самовыражения, важно иногда сделать шаг в сторону от проторенной дороги и уже там решать – возвращаться ли. Чудо же не должно становится привычным?
Новый проект неожиданно (или ожидаемо?) правит устоявшуюся вселенную. На «Быть везде» много сравнительно понятных и простых ритмов, есть выпуклые аккорды баса и прямые, ходящие по кругу попевки и ритмы. Это непривычно, но на диске вроде вовсе нет главной песни! Каждая вещь словно играет свою отдельную, особую игру. Получается, что Игорь Крутоголов (бас) и Игорь Шехтер (перкуссия), ритм-секция группы «Крузенштерн и пароход» из Израиля, имеют свой взгляд на музыку и создают именно то, что Федорову и хотелось.
Впрочем, гитарные таланты Леонида тут реализуются как раз достойно. Играется рок в привычном смысле термина – «Быть везде» чуть ли не «самый» рок-альбом с участием Федорова. И это не скованность или ограниченность средств, это другая музыка, в которой под эксперименты подложены собранные в плотный кулак ритмические ходы.
Первая вещь «Я расскажу тебе» – самая аукцыоновская, далее всё звучит мрачнее. Альбом заглядывает и на «чужие» территории. «О том, что я» на стихи Инны Лиснянской напоминает Тома Уэйтса – не только хриплой абстрактностью бубнилки-скета, но и раскованной ритмической конструкцией. Слова игриво психоделичны – слушателю приходится думать: что это, шутка или танец на нервах? «Быть везде» украшена упругим риффом, словно парни решили поиграть в Led Zeppelin. «Ю» – тягучая, сравнительно авангардная, построенная на простом рисунке ритм-секции. К финалу альбом словно разворачивает плечи – когда звучат «Надо мной» и финальный «Ангел» (текст Юнны Мориц), украшенный соло на пиле Крутоголова. Знатоки радостно находят отзвуки и других легендарных групп. Такого на альбомах Федорова представить раньше было нельзя.
Куда качнет Леонида дальше? Оценивать можно будет в зависимости от того, как новый альбом, новый звук приживутся – в мозгах и в репертуаре. В излишний оптимизм тут мы бросаться не будем, а вот живой интерес проявим и сохраним.