E.S.T. «13» (1995/2020)
Под занавес 2020 года вышел четвёртый том собрания сочинений «Электросудорожной терапии». Так издатели отпраздновали четвертьвековой юбилей этой культовой работы. «13» – первый альбом, который группа издала «по фирме», на кассетах и компакт-дисках, на мажорном лейбле PolyGram Russia. В издании была многоразворотная вкладка, многостраничный буклет да ещё и голографический стикер, который на удивление вписывался в концепцию обложки. Позднее некоторые отечественные лейблы стали лепить на CD наклейки, больше похожие на акцизные марки и самим видом оскорбляющие взгляд меломанов. Здесь же не тот случай.
Сейчас альбом считается одной из жемчужин российского хэви. А вот в то время мнения разделились. Сторонники более раннего E.S.T. обвиняли группу в том, что она «продалась» и «запопсовела». Им не понравился «фирмовый» звук, который сдел Игорь Жирнов, выступившим на альбоме в качестве саунд-продюсера и гитариста. Уже к 1995 году у музыканта был внушительный послужной список: он начал свой путь в начале 80-х в Томске в группе «Парадокс», игравшей, как и многие тогда, поп-репертуар для танцев, прог-рок – для себя. Ориентиром у «Парадокса» были Rush. К середине 80-х Жирнову становится тесно в родном городе, и он перебирается сначала в Новосибирск, затем в Ташкент, а в 1987 году оказывается в Москве. Здесь он и по сей день играет в группах и проектах Александра Иванова («Рондо»), а также записывается с рок- и поп-исполнителями – от хэви-металлистов «Чёрный обелиск» до панков «Сектор газа», от Жени Белоусова до Игоря Николаева и Наташи Королёвой.
Но не одна только персона продюсера вызвала раздражение у тру-фэнов группы. Проблема была ещё и в тематике песен. Из 13 композиций – ни одной про анархическую вольницу, на которой зиждется жизненная философия E.S.T. Песни на эту тему были от начала пути группы и практически до конца, но не в альбоме «13»! Разве только в песне «Дикая и пьяная», да и то косвенно и призрачно. Зато есть на альбоме экзистенциальные размышления: «Как мне быть?», «Жизнь на московских окраинах». Немало в текстах отражено и социальной проблематики, созвучной тому времени: «Бух-трах», «Торч», «Дымный бизнес». Две последних – о наркомании, ставшей в 90-х слишком распространённой болезнью. Но превалирует лирико-романтическая тематика, и она здесь совсем иного уровня, далекая от раздолбайства в духе песен «Проклятая Алиса» или «Катюша». Та же вышеупомянутая «Дикая и пьяная» несёт в себе признание в любви не много не мало, а самой Родине. А каковы баллады! «Между небом и водой», «Зачем?» и особенно «Потерянные в раю» и «Нет, слышишь, нет!» На последнюю был снят видеоклип, попавший в ротацию множества телеканалов, и не только профильно-музыкальных. В лирике Жана Сагадеева проглядывает и его бунтарский характер, и в то же время невероятная нежность и чувственность. Альбом был настолько созвучен своему времени, задел, так сказать, его нерв так, что не попасть под очарование было невозможно.
Для нового издания не потребовалось ремастеринга, альбом звучит идеально в первозданном виде. Но оформление обновилось. В буклете появилось множество фото авторства Дмитрия Власенкова, нашего коллеги Михаила Грушина, а также из архива журналов «Classic Rock» и «Metal Hammer». Плюс несколько коллекционных радостей, как то две открытки, три стикера и подписной медиатор с эмблемой «13». В буклете напечатана статья Стива Вайса об этой работе, которая завершается так: «И 25 лет спустя альбом «13» не выглядит архаикой и воспринимается так же свежо в контексте сегодняшнего дня». Лучших слов для завершения рецензии не найти.
Дмитрий Кошелев
heavy metal 10/10
Meat Stocks Records/Metal Meat Studio