Dr. Nick meets Mellow Yellow «16 New Songs» (2012)
singer/songwriter 8/10
Dr.Nick Records
Доктор Ник – реально существующий, но сейчас уже полумифический персонаж, который некогда дал название группе московского блюзмена Дмитрия Казанцева. Хотя слово «блюзмен» для того, чем занимается Казанцев, слишком узко – он не просто человек, играющий на гитаре и поющий свои и чужие вещи, а настоящий знаток-энциклопедист целого спектра жанров. От блюза до поп-рока, от американской корневой музыки до фанка и фолк-рока – всё это он коллекционирует на виниле, знает и доводит до публики на своих концертах. Есть у Казанцева и собственный репертуар, на сочинение которого, конечно, не могло не повлиять всё им услышанное. Как правило, в рецензиях называются имена Боба Дилана, Пола Саймона, Марка Нопфлера – эти сравнения вполне резонны, но с тем лишь уточнением, что за каждым из этих грандов стоит влияние предыдущего поколения, а то и нескольких генераций артистов, влияния которых Казанцев мог черпать не опосредованно, а напрямую. Но лучше сходите на концерт Доктора Ника и спросите его сами…
Вторая половина союза, та самая, которую Казанцев «meets» на каждом своем концерте и вот теперь и на записи – московская певица Ольга Олейникова из клубной джазовой команды «26 Герц». В результате их встречи группа Dr.Nick получила продолжение в виде совместного проекта Mellow Yellow – хотя сложно сказать, где кончается одна группа и начинается другая. Дмитрий и Ольга играют вместе, поют вещи друг друга, «эвергрины» и редкости, а порой к выступлениям присоединяется стайка юных девиц, которых Олейникова учит вокалу, и исполняет на несколько голосов опять-таки «корневую» американскую музыку. Но я опять отвлекаюсь – на диске материал сплошь авторский, композиции с мужским и женским вокалом чередуются, и проходных среди них просто нет. Нет и явных хитов, просто каждый раз, слушая диск, «цепляешься» за разные вещи. Вот, например, сейчас это «I’ve Lost My Cool» Казанцева, такой монолог растерянного наблюдателя жизни, и задорная шутливо-сказочная «Story Of Danny Loaf» Олейниковой. Медовый голос Ольги подходит и к пронзительно-грустным балладам в духе «My Loneliness», и к «позитивным» вещам, в нём есть красота и мягкость, и совершенно отсутствуют привычные для «соул-див» напыщенная манерность, любование своими чувствами. Побольше бы таких голосов!
Саунд альбома преимущественно акустический – гитары (Казанцев и Юрий Новгородский), бас (Евгений Глухов), кое-где губная гармошка (Сергей Сорокин), мандолина, бузуки, флейта. Деликатный перестук перкуссии и шорох щеток по одному малому барабану – большего и не нужно. Прекрасное сведение, ясный звук, лаконичные, но нескучные аранжировки. Материал подобран по саунду и качеству очень ровный, но по мелодике и стилю достаточно разнообразен; помогает не заскучать и чередование мужского голоса с женским. При этом альбом лишен ощущения плагиата, имитации – быть может, потому, что музыканты не старались изобразить какого-то конкретного автора, «снять» его приёмы; они представили синтез множества влияний, передали дух жанра – пусть почерпнутый не у отцов-дедов в американской деревне, а услышанный на выписанных по почте винилах.
Если в нескольких словах, этот дух жанра, настроение альбома – своего рода перевертыш известного клише о блюзе. Казанцев и Олейникова создают музыку не «хорошего человека, которому плохо», а человека, которому трудно, но который старается создать островок счастья в своем творчестве. Пусть это своего рода эскапизм, но радость, которую несут такие песни, настоящая. И она передается и самим авторам. Послушайте хотя бы «Woke Up This Morning», вещь, после первых строчек которой ждешь услышать традиционное «и моя собака сдохла», а вместо этого Казанцев поет чудное посвящение клубу «Дом у дороги», фактически, просто описывает свой день как музыканта. «The gig at the ‘Roadhouse’ was the best gig I ever had / The crowd was so sweet and friendly…»
И вроде так просто – петь о хорошем, может, еще кто попробует?