Deep Purple «Turning to Crime» (2021)
Говорят, что мужчина должен посадить дерево, вырастить дом и построить сына, или как оно там… А вот у классиков рок-музыки, если посмотреть на их дискографии, другая триада – записать акустический альбом, альбом с оркестром и альбом «вдохновений», то есть трибьют любимой музыке своей молодости. Что касается Deep Purple, то с симфонизмом они экспериментировали ещё на заре карьеры (правда, с оригинальной музыкой, такую банальную вещь, как хиты с оркестром, позволял себе только Ян Гиллан соло), с акустикой пока не сложилось, а вот для каверов пришло время прямо сейчас. И помог, как ни странно, карантин. В нашем интервью Роджер Гловер в ответ на сравнение с давнишним альбомом проекта Gillan/Glover «Accidentally on Purpose» называет тот диск «каникулярным», а этот – «карантинным». В чём же отличие карантина от каникул, кроме его, так сказать, большей вынужденности? Для «Пёрпл», похоже, оно невелико. Если всю жизнь занимаешься любимым делом, то и в отпуске, добровольном или нет, стремишься к нему вернуться. Но сочинять новые песни, как обычно группа делает, на студийных джемах, из-за локдауна не получалось, и единственный вариант был – обратиться к каверам. Причём изначально концепции «возврата к корням» не было, она нарисовалась сама, когда музыканты поняли, что вещи времён юности вдохновляют их куда больше, чем хиты современности.
При этом само обращение именно к рок-н-роллу (а он если не доминирует, то вместе с другими музыкальными формами 50-х – 60-х задаёт тон на альбоме) тоже не новость. Меломаны советской закалки вспомнят пластинку Пола Маккартни «Назад в СССР», которая для многих стала как раз окошком в мир, где кружатся и вращаются, а не трясут микрофонами и встают в величественные позы. Альбом Deep Purple, однако, не стоит воспринимать как азбуку жанра – вещи собраны отнюдь не хрестоматийные, и даже хит Литл Ричарда «Jenny Jenny» предстаёт не в оригинале, а в причудливом двойном кавере «Jenny Take a Ride» группы Mitch Ryder and the Detroit Wheels. Так бывает, наверное, когда слышишь сначала неканонический вариант и он для тебя становится «тем самым». А уж про хит, посвящённый гриппу и пневмонии, который записал в 1957 году американский ритм-н-блюзовый пианист Хьюи Смит, думаю, минимум полвека мир особо и не вспоминал – до блистательной версии Гиллана и компании.
Кстати, не факт, что Гиллан/Гловер были в этом процессе главными заводилами. По крайней мере, остальные музыканты блистательно включились в игру. Вот тут Ян Пэйс может от души показать, что его любимые барабанщики – джазмены Джин Крупа и Бадди Рич, Стив Морс – вспомнить свою юность в прекрасной джаз-роковой команде Dixie Dregs, а Дон Эйри – о, какое у Дона Эйри хонки-пиано, как неподдельно салонно звучит под его руками вурлитцер (если это он, конечно), сколько дивных звуков своей юности он сплетает с исполнительскими акцентами, обретёнными с мудрой зрелостью… Эта запись сама по себе большой парадокс – сделанная на дистанции, без визуального и звукового контакта, она звучит живее, чем многое из того, что играется live in studio! Как это получилось? «God only knows», – отвечает Гловер. Почему этого не было раньше? Наверное, имя давило, груз слушательских ожиданий, требующих от группы каких-то великих подвигов… Вот и сейчас немалая доля хард-роковых фэнов осталась от диска в недоумении: мол, что за каверы, «Пёрпл» давай! А может, просто иногда не надо вымучивать новую музыку, когда есть столько хорошей старой?..
Что ещё важно – это ощущение свободы. Это и свобода сыграть рифф «Цеппелинов», своих вечных соперников, или вплести какую-то квазишопеновскую гамму в соул-хит, или «взлабнуть», извините, рифф из «Smoke on the Water» посреди рок-н-ролла… И это умение привнести себя сегодняшних в музыку полувековой давности так, что это не выглядит насилием над ней. Послушайте очень аккуратный, до поры до нотки, кавер «Oh Well» Fleetwood Mac и то, как в инструментальной секции Стив Морс «уходит в отрыв», так что и его характерные «хроматические» пассажи кажутся вполне уместными… А как посвежел (из-за отсутствия гастрольной нагрузки?) голос Яна Гиллана!
Конечно, все эти комплименты не означают, что «Turning to Crime» стоит рассматривать как некий шедевр на все времена. Это просто запись, на которой любимые музыканты занимаются любимым делом, и им хорошо. Такое чувство не может не передаваться. Теперь главное, чтобы группа смогла уловить это ощущение, сохранить это разнообразие и донести, не расплескав, до следующих студийных альбомов. Которые, хочется верить, ещё будут.
Владимир Импалер
hard rock 8/10
EarMusic/Edel/"Союз Music"