Deep Purple «Whoosh» (2020)
«Сократ мне друг, но истина дороже» – так, кажется, звучало изречение, приписываемое одному из современников великого грека. Перефразируя его в попытке лаконично оценить последнюю работу интернационального коллектива под легендарной вывеской, можно сказать следующее: люблю DP, они мои друзья и учителя (заочно, разумеется), но не настолько, чтоб петь дифирамбы альбому «Whoosh». Он неплох, он уже снискал признание у критиков и простых слушателей, он радует самим фактом выхода (не забывайте, в какие времена мы живём, и сколько музыкантам лет), он, если верить Интернету, занял в британском хит-параде четвёртое место, такое, какое и не снилось ни одному альбому группы, начиная аж с «Буревестника». Впечатляет, не так ли? Не торопитесь, ибо здесь подвох, да не один. Во-первых, уверен, в абсолютных величинах (то есть по числу проданных копий) он проиграет «средним» альбомам XX века. Во-вторых, мало кто из купивших его скажет всерьёз, что «Whoosh» ему или ей нравится больше, чем, допустим, «Perfect Strangers» или тот же «Come Taste the Band», что в творческом отношении он поражает воображение. Нет. Более того, как и на прежних работах под руководством Боба Эзрина, мы имеем дело с совсем «незлым» ультрасовременным саундом. Особенно это касается остроты звучания гитары Морса, которой нет. Остроты нет, разумеется, а не гитары. То же самое касается вокала. Где драйв? Как и ранее, мы имеем дело с неким вариантом неохард-рока, стремящегося в сторону рока прогрессивного. И по этой части придраться к задающим уже в который раз тон в Deep Purple Дону Эйри и Стиву Морсу нельзя – играют они великолепно, да и аранжировки сделаны со вкусом. Но вот именно роковости в звучании недостаёт – как недоставало и раньше под руководством маститого канадца Боба. Впрочем, это не только в звучании дело: если вам не хочется притопывать или прихлопывать под роковые номера, какие же они после этого роковые? Раньше-то хотелось. И не потому, что ты сам был раньше моложе – а потому что они изменились. Повзрослели или постарели – кому что ближе. Да и идеи чисто в песенном отношении – чем были сильны Deep Purple в лучшие годы – оставляют странное чувство. С одной стороны, пару-тройку хитов здесь можно найти. Ну, хорошо, один-то точно – и это первая песня, «Throw My Bones», на которую снят причудливый клип. С другой, если вам не очень нравится медитировать под полупение-полубормотание Иэна Гиллана и обилие фоновых клавишных маэстро Эйри, в сухом остатке на «Whoosh» вас мало что порадует. Понятно, что времена изменились, понятно, что им самим намного больше лет, чем их среднему поклоннику, и более всего понятно, что именно к такому творческому результату группа стремится давно, на протяжении всей последней декады, а то и всего постблэкморовского периода. И для этого вовсе необязательно было слушать «Whoosh». Но не подумайте, что написавшим эти строки двигало желание покуражиться за счёт легендарных ветеранов. Нет, скорее разобраться в сущности их музыки дня сегодняшнего, понять, отчего же, при вроде бы очень качественных ингредиентах, под вывеской Deep Purple раз за разом выходит – скажем вежливо – негениальная или как минимум спорная музыка. Удалось ли? Судить слушателю, дочитавшему рецензию до конца. И, разумеется, дослушавшему альбом. Уже предвижу возражения: «Всё это очень субъективно! Многим музыка DP последних лет нравится, и очень, да и вообще прекрасно, что люди, которым за 70, по-прежнему творят. Зачем же брюзжать? Разве это не достойно восхищения и уважения?» Безусловно, господа, достойно, и мнение каждого из нас, иным, кроме субъективного, и быть не может. А вот между уважением и восхищением, а тем более любовью, – дистанция огромного размера. Поэтому резюме таково: очередной отличный альбом для поклонников современной версии группы (где есть почти все ингредиенты, за которые вы полюбили, скажем, «Rapture…» или «Infinite»), и очередной терпимый – для тех, у кого имя Deep Purple ассоциируется с более жёстким звучанием и более агрессивными риффами и запоминающимися мелодиями.
hard rock
EarMusic/"Союз Music"