Ди Курцман «Качели на краю света» (2018)
Март 23, 2019
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Ди Курцман «Качели на краю света» (2018)

Если прошлогодний альбом The Dartz «Небывалое путешествие» (см. рецензию) вышел на лейбле «Навигатор», который в мире русского рока можно назвать «мейджором», то сольник лидер этой группы Дмитрий Курцман выпустил сам, да и записал тоже, если не считать гостевые вокальные партии. Зато какие! Но об этом позже. В чём разница между «Путешествием» и «Качелями»? «The Dartz – это такая светлая штука, а песни получались мрачные», – объясняет Курцман в интервью. Нет, определённого рода карнавальная мрачность присуща и The Dartz, а у Курцмана (как и в творчестве его альтер-эго Маркуса Кримбла) она другая, экзистенциальная, это холод, который сквозит сквозь щели уютного мира, это красочная безуминка японских аниме, в духе которых сделана обложка. «Качели на краю света» – это совсем не «Ресторан у конца Вселенной», это вереница образов на грани бытия и небытия, которыми так ловко управляется автор. Как и инструментами. Где-то хватает акустической гитары, где-то, как в концовке «Блюза небесных кораблей», терменвокс и фортепиано едва не выходят на настоящий dance macabre. Кажется, ещё секунд десять, и уже не выбраться… Фольклорность и «битловскость» проявляются здесь куда больше, чем в основной группе. Как и у Хелависы, которая в «Мельнице» ушла в рок-мейнстрим, но в сольниках ещё позволяет себе чистую «ирландщину», Курцман здесь записывает и фольклорные инструменталы (или авторские стилизации) – «Лошадки» и «Хардангерфьорд» (третий по величине фьорд в Норвегии и мире), и удалые песни-джиги «Чай с лимоном и имбирём», а кое-где прослушиваются распевы в русском народном духе. Основное внимание поначалу перепадает дуэтам – «И корабль идёт», записанная вместе с Сергем Калугиным («Оргия Праведников»), исключительно удачна, и, что интересно, Калугин поёт здесь без привычного героизма, а Курцман – с тёплыми, почти визборовскими повествовательными интонациями. Эта песня могла бы стать хитом грушинской горы… Но если прислушаться, то везде есть какая-то тёмная тень, или, как выражается Курцман, «крипота». «В гавани Кадиса» (это испанский город на краю Европы) он поёт, как волна захлестывает мир и в ней исчезают все милые картины уютной повседневности… А «Земля-воздух» – это ракета, сбившая самолёт, и вещь заканчивается тревожной морзянкой и жутковато-красивым фортепиано. Пожалуй, это самая сильная композиция альбома, и после неё даже дуэт с Хелависой в песне «Стрела» не очень слушается. Певица в концовке срывается на крик, пишут, что изначально планировали записать электрическую версию, потом концепция сменилась, а вопль – остался. Бывает. И в конце медленный вальсик «Лошадки», ожидаемая разрядка, успокоение. Хотя эти «качели» явно не на один «swing».

Рецензия опубликована в «InRock» №86

InRock
9 из 10
Общее впечатление

folk/bard/acoustic rock 9/10
Boglach Records

9

Обязательно к прослушиванию
Владимир Импалер

Владимир Импалер