Ди Курцман «Качели на краю света» (2018)
Если прошлогодний альбом The Dartz «Небывалое путешествие» (см. рецензию) вышел на лейбле «Навигатор», который в мире русского рока можно назвать «мейджором», то сольник лидер этой группы Дмитрий Курцман выпустил сам, да и записал тоже, если не считать гостевые вокальные партии. Зато какие! Но об этом позже. В чём разница между «Путешествием» и «Качелями»? «The Dartz – это такая светлая штука, а песни получались мрачные», – объясняет Курцман в интервью. Нет, определённого рода карнавальная мрачность присуща и The Dartz, а у Курцмана (как и в творчестве его альтер-эго Маркуса Кримбла) она другая, экзистенциальная, это холод, который сквозит сквозь щели уютного мира, это красочная безуминка японских аниме, в духе которых сделана обложка. «Качели на краю света» – это совсем не «Ресторан у конца Вселенной», это вереница образов на грани бытия и небытия, которыми так ловко управляется автор. Как и инструментами. Где-то хватает акустической гитары, где-то, как в концовке «Блюза небесных кораблей», терменвокс и фортепиано едва не выходят на настоящий dance macabre. Кажется, ещё секунд десять, и уже не выбраться… Фольклорность и «битловскость» проявляются здесь куда больше, чем в основной группе. Как и у Хелависы, которая в «Мельнице» ушла в рок-мейнстрим, но в сольниках ещё позволяет себе чистую «ирландщину», Курцман здесь записывает и фольклорные инструменталы (или авторские стилизации) – «Лошадки» и «Хардангерфьорд» (третий по величине фьорд в Норвегии и мире), и удалые песни-джиги «Чай с лимоном и имбирём», а кое-где прослушиваются распевы в русском народном духе. Основное внимание поначалу перепадает дуэтам – «И корабль идёт», записанная вместе с Сергем Калугиным («Оргия Праведников»), исключительно удачна, и, что интересно, Калугин поёт здесь без привычного героизма, а Курцман – с тёплыми, почти визборовскими повествовательными интонациями. Эта песня могла бы стать хитом грушинской горы… Но если прислушаться, то везде есть какая-то тёмная тень, или, как выражается Курцман, «крипота». «В гавани Кадиса» (это испанский город на краю Европы) он поёт, как волна захлестывает мир и в ней исчезают все милые картины уютной повседневности… А «Земля-воздух» – это ракета, сбившая самолёт, и вещь заканчивается тревожной морзянкой и жутковато-красивым фортепиано. Пожалуй, это самая сильная композиция альбома, и после неё даже дуэт с Хелависой в песне «Стрела» не очень слушается. Певица в концовке срывается на крик, пишут, что изначально планировали записать электрическую версию, потом концепция сменилась, а вопль – остался. Бывает. И в конце медленный вальсик «Лошадки», ожидаемая разрядка, успокоение. Хотя эти «качели» явно не на один «swing».
Рецензия опубликована в «InRock» №86
folk/bard/acoustic rock 9/10
Boglach Records