Dead Can Dance «Dionysus» (2018)
Брендан Перри всегда был не от мира сего. Он заставил мёртвых танцевать и отыскал мелодии, забытые человечеством. В какой-то момент грань между потерянными в ходе эволюции созвучиями и смыслами и тем, что Перри вытаскивал со дна своего подсознания, стерлась… «Dionysus» – один из таких альбомов. Миф о Дионисе. Мексиканская ритуальная маска на обложке. Звуки старинных народных инструментов, умело и почти незаметно приправленные электроникой. Туземные ритмы и шаманские заклинания на вымышленном языке. Наконец, блеянье швейцарских коз, щебет птиц из Бразилии и Мексики, жужжание пчелиного роя из Новой Зеландии.
Что это – эзотерический альбом о непостижимой силе природы? Ода культу греческого божества? Попытка создать «современный саундтрек» для обрядов и ритуалов? Чего бы ни искал Перри, какого результата он ни хотел бы добиться, альбом впечатляет. А нравится – далеко не сразу. Но, поначалу не вызывая явного отторжения, воспринимаясь как хорошая фоновая музыка, он постепенно проникает в сознание всё глубже и глубже.
Сам создатель «Dionysus» считает, что это оратория. В основе – посвящение ритуалам, которые по сей день связывают с греческим богом. Альбом состоит из семи частей, каждая отражает разные аспекты мифа о Дионисе и его культа. Вот божество пребывает на корабле с востока. Вот нам показывают его рождение на горе Ниса. За ритуальными обрядами и церемониями следует создание театра и греческой трагедии. Дионис даёт своим последователям освобождение от социальных норм и ограничений. А в конце провожает души в царство мёртвых.
Отметим, что Лиза Джеррард поёт лишь на четырёх из семи частей, а значит, «Dionysus» можно считать и сольным альбомом Брендана Перри. И в ряду его работ эта – лучшая. Древний праздник весны и урожая превратился у Dead Can Dance в грандиозное ритуальное действо, остаться в стороне от которого просто невозможно.
Владимир МИХАЙЛОВ
Рецензия опубликована в InRock #88
ethereal/world music 10/10
PIAS Recordings