Alexei Borisov & Katya Rekk «24-23» (2017)
Коллекция шумовых экспериментов от уже устоявшегося и проверенного дуэта авангардистов. Алексей Борисов – лидер и участник групп «Ночной проспект», «F.R.U.I.T.S.», «Волга», Fake Cats Project и множества других, один завёрнутее другого. Он много лет работает, кажется, в любых разновидностях авангарда. Катя Рекк – представитель нового поколения столичных электронщиков-импровизаторов, играющих на стыке нойза, musique concrete и экспериментального техно.
Собственно, именно это мы и слышим – электронный рок, торопливо уходящий в нойз и прекрасно там себя чувствующий. Фри-импровизация, стук, шуршание и точно спланированный шум на заботливо испорченном, вернее, препарированном синтезаторе. В целом запись парадоксально медитативна, но это медитация запутавшихся в проводах роботов. Безжалостный, но мягкий индастриал, танцы электрических ветров, чей среднечастотный грохот сменяется визгом электоронных соловьёв. Кажется, что запись будет развиваться в сторону хаоса, но она остаётся в «рамках приличий». Возникающие ближе к концу мягкие звоны кажутся случайностью – ведь в них есть порядок.
Этим звуком можно пытать фанатов попсы, это та самая конкретная музыка (фр. «musique concrète»), которая и самими исполнителями не обязательно считается музыкой! Это самовозникающие звуковые объекты, которые начинают непредсказуемое движение. Достойное сравнение – жизнь космоса и микрокосма, упакованная в шесть индустриальных треков, записанных в условиях обычной московской квартиры. При всей своей кажущейся спонтанности запись производилась долго – на протяжении двух лет (2015-2017) в московском жилище Кати в Измайлово. Название альбома собственно и означает номер дома и номер квартиры, где шла работа. Координаты таким образом заданы. Приведены и названия использованных устройств, которые для кого-то тоже звучат как музыка: Synthesizer [Papa Srapa synths], Electronics [dictaphone, radio] – у Алексея Борисова, и Synthesizer [Wolfram synth, Korg Kaossilator], Electronics [Spring sound object] у Кати Рекк. Это специально настроенные устройства, применялись также и другие клавишные, радиопомехи и диктофоны.
Почему люди начинают мыслить авангардно, почему их не устраивает окружающая общепринятая вселенная звуков? Тут нет бытового протеста, но есть очевидное желание отгородиться от пресловутой обыденности. Альбому это удаётся на «отлично». Выпущен он тиражом в 300 экземпляров – это продукт, который обращается только к узкому кругу любителей. До этой музыки невозможно дозреть или примириться с ней, она должна уже жить внутри слушателя, заглушая грохот трамваев за окном, забивая помехи радиоволн. Посторонним вход – бессмыслен.
Рецензия опубликована в #85
industrial/avant-garde
Borisov/Rekk