Big Big Train «English Electric (part I & II)» (2012/2013)
neo-progressive 8/10
English Electric/GEP
В начале марта известные английские прог-рокеры Big Big Train выпустили второй альбом дилогии «English Electric». Первая часть, изданная не так давно – в сентябре 2012, – пришлась по вкусу любителям неопрога Genesis’овского разлива, впрочем, как и предыдущие 6 релизов группы. В 2012 вдобавок к основному составу (в котором значится и знаменитый циркач-барабанщик Ник Д’Вирджилио) чуть ли не каждый день объявляли новых «гостевых» участников: Энди Тиллисон (The Tangent) на органе, Мартин Орфорд (IQ и пр.) на подпевках… Неудивительно, что вторую часть «English Electric» не просто ожидали, но и предвкушали. Что ж, удовольствие получено сполна, но смысл разделения материала, записанного «в один присест», на два альбома, не вполне понятен. Это не две стороны одной медали, а одно и то же полотно, причем его половинки кажутся явно неравноценными. Первая часть «лирических куплетов» более разнообразна, эмоциональна и сильнее вовлекает слушателя. Вторая, хоть и начинается с полновесного «эпика» «East Coast Racer», но смотрится более цельной без него – вот так парадокс!
Тем не менее, обе части «English Electric» нашли горячий отклик у любителей даже не нео, а, как говорят – «ретро-прога»: мелодичного, напевного, изящно аранжированного и прекрасно записанного. В отличие от «братьев по цеху», эти англичане не перекармливают слушателя клавишными, а уделяют больше внимания акустическому звучанию инструментов: фортепиано, скрипки, гитары, флейты и даже… банджо! И хотя альбом посвящен пейзажам и быту английских местечек, истинно «фолком» здесь почти не пахнет. Всё сводится к наследию классиков жанра, по-своему и с любовью переосмысленному. Вокал Дэвида Лонгдона относят к «среднему арифметическому» между Питером Гэбриэлом и Филом Коллинзом, хотя отчетливый флёр ранних Genesis проявляется лишь когда этот действительно замечательный вокалист играет на флейте в сопровождении меллотрона. Также общим тоном, настроением «English Electric» очень напоминает «Solsbury Hill» – песню из первого соло-альбома Питера Гэбриэла.
Еще одна характерная деталь: отсутствие четких хитов при наличии запоминающихся песен. Разве что в «Worked Out» хочется подхватить припев… И «Leopard» словно нежится на солнышке.
Красота альбомов плавная, как английские пейзажи и реалии, описанные в книге: не яркие события, а их слегка размытые и подрисованные отражения. Или как саундтрек к фильму. Английская глубинка, «люди, события, комментарии». Вот дядюшка Джек – сквозной персонаж и патриот местных красот, вот шахтеры, корабелы, мошенники-живописцы, поезд, побивший рекорд скорости 75 лет тому назад. Вот кошмарные истории с детьми (верю – переживают… один из музыкантов, ставший отцом во время обнародования истории «Baby P», даже обращался к психологам по поводу этой темы). Вот героические поступки вроде преодоления затопленного туннеля, любовная баллада с бабочками и хутором в самом романтическом понимании темы… Плавный ход «Английского поезда» не отягощен глубоким философским грузом, но наполнен приятными впечатлениями о пасторальном прогрессивном путешествии. Разве что на два вагона я бы этот вояж не делила, да пару песен оставила бонус-треками – только для «больших, больших» фэнов.