Baraka «Gole Sangam – Persian Women songs» (2016)
Много ли вы знаете групп, выступавших в Москве, в которых была бы девушка, играющая на чепмен-стике? Этот ручной «бас-оркестр» многие, конечно, помнят по шоу Трея Ганна и Тони Левина, виртуозов из King Crimson. Кто-то вспомнит Айрин Орлеански, а кто-то российского прогрессив-фолк-рокера Бориса Базурова. Но у латвийских фьюжн-джазменов Baraka на стике играет Девика Евсикова. На нескольких альбомах рижан она была основной вокалисткой и играла на бас-гитаре. Теперь роли распределены иначе. Причиной ли этому – появление нового инструмента?
«Голе Сангам» переводится как «персидские женские песни»: на альбоме представлена иранская, афганская и таджикская любовная лирика, и основной голос принадлежит певице Зарине Таджибаевой, живущей в Европе, ей помогает Иран Раихи (Иран-Швейцария), читающая стихи современных иранских поэтов с джазовым сопровождением. Жанр декламации звучит уместно, но насколько такое искусство поднимет авторитет команды в Средней Азии, сказать трудно. Baraka там помнят и любят, но скорее как иностранную диковину и доказательство значимости своего искусства, а не как что-то аутентичное.
Голоса певиц сплетаются, это порой звучит просто красиво. Пример – таджикская «Shekare Ahou» или напевная «Gofti, Goftam». Хит, давший название альбому – «Gole Sangam» – встаёт в ряд вещей Baraka, которые хочется постоянно рекомендовать. (Другие такие песни – «Nuri Man» и «Lalaik», спетые Девикой). Выделяются басовый рифф и соло гитариста Егора Ковайкова в «Ay Yare Narenji Joonom», а также барабанное соло (в вещи, так и названной «Drum Solo») лидера группы, перкуссиониста Дмитрия Евсикова. Также отметим «Dar Intizori Yoram [Waiting For My Beloved]», сыграную Девикой и Дмитрием Евсиковыми, дочерью с отцом, «на двоих».
Инструментальный стиль группы великолепен – только недостаток промоушена мешает большей известности проекта. Приглашённые певицы несколько отводят музыку от западного звучания, хотя всё равно это не традиция, а фьюжн, где в прихотливом узоре пересекаются эпохи, культуры, континенты.
Знания о Персии могут быть ограничены эпохальными строчками из детского спектакля «Персия, Персия – фруктовый рай», парадными фото «несравненных жён» и шикарных автомобилей последнего шаха Ирана Мохаммеда Резы Пехлеви. Это всё в прошлом, но музыка Ирана в варианте Baraka продолжает впечатлять, и кажется, что она так же успешно прозвучала бы при дворе хоть шаха, хоть царя Дария.
ethno jazz 8/10
Sketis Music
Рецензия опубликована в InRock #79