Baraka «Shams» (2014)
fusion/ ethno jazz 8/10
Sketis Music
Рижская группа Baraka создала и отточила на предыдущих альбомах оригинальную смесь поп-фьюжна, лаунжа и таджикского фолка. Теперь прибалтийские музыканты пошли в глубину, причем их фирменная смесь, родственная эстетике «Будда-Бара», получается всё более медитативной и грамотной. Сплав восточных инструментов, европейской аккуратности и композиционной законченности радует и профессионально и на уровне животных инстинктов.
«Shams» продолжает череду энкомиумов-трибьютов от Baraka – он составлен и посвящен музыке ансамбля «Шамс». Вряд ли его знают у нас многие – таджикские звезды играют в своем регионе. Некоторые вещи звучат вроде бы даже безыскусно, но они затягивающе сделаны. Появляются рэп-вставки – их на памирским (sic!) языке исполняет Алиджон Бойназаров (Alijon Boynazarov). Правда, эти фрагменты звучат скорее как индикаторы поиска актуальности, чем как шаг к большей гармонии.
Альбом двойной. Группа охотно уходит в пограничные поп-стили – лаунж, поп-джаз. Есть удивительные «ориентальные» хиты. На первом диске – «желтом» (наверное, правильнее его называть «золотой»), выделим «Rafti To Rafti» с вокалом афганца Омеда Доста (Omed Dost): это настоящий поп-хит, украшенный рок-органом. Второй, «голубой» альбом более сдержан, медитативен. Тут запомнились вещи «Suzi Maro» и «Guli Man».
Перечислить всех 18 музыкантов (среди них известные исполнители из Латвии, России, Катманду, Ливана и Афганистана) можно и даже хочется, но получится излишне долго. Главное – вовремя остановиться. Назовем Дениса Пашкевича (флейта, саксофон, бас-кларнет), гитариста Егора Ковайкова (гитара, ситар, рубоб, дутар, вокал), в игре которого иногда словно прорывается рок-звук. Но основа саунда – игра лидера команды Дмитрия Евсикова (перкуссия, аранжировка) и его дочери Девики (вокал, бас). Про вокал Девики необходимо поговорить отдельно. Она, рижская студентка, смогла почувствовать дух песен древнего народа, и у нее в них звучат и традиция, и актуальность, и чувство, и искусство.
Музыка никак не противоречит коммерческим трендам, но музыканты, кажется, беззаветно несут солнце и свет. Именно это ощущение и передается – ритмически и аранжировочно – по-европейски. Однако про коммерческий успех разговор не идет – географические привязки пока оказываются сильнее. Подобные проекты делались на Ближнем Востоке, в Британии, но дело не в конкретном месте приложения усилий музыкантов. Сам тот факт, что латвийские виртуозы играют таджикскую музыку, – недавно у них были концерты и в Питере, и в Москве, напоминает следы большой и потерянной культуры, которая, как сакраментальный цветок сквозь асфальт, пробивается к нам через глупость, жадность и пошлость.