Пикник «Чужестранец» (2014)
art/ post-punk 7/10
«Вектор»
В наше время нестабильности и повального творческо-экономического кризиса хоть что-то должно оставаться неизменным. К этому разряду можно отнести творчество петербургской группы «Пикник», которая не меняет художественного курса вот уже более двадцати лет и раз в один-два года выпускает альбомы. В них порой трудно найти не то что десять, но и сколько-нибудь вообще отличий, как и сложно бывает вспомнить, из какой именно пластинки тот или иной хит (если его название, конечно, не совпадает с альбомным). Но важно, что они есть – эти пластинки и хиты. Новый диск тоже записан вполне в рамках «пикниковской» стилистики, такого сумрачного мелодичного арт-пост-панка с выверенным синтезаторно-гитарным звучанием. Да и тема-то не нова: странствия, одиночество, загадочные символы, далекая и малопонятная, но такая притягательная экзотика и прочий декаданс. Всё это уже становилось предметом пристального рассмотрения Эдмунда Шклярского сотоварищи (место клавишника, кстати, нынче занял сын Эдмунда – Станислав), но и здесь «Пикник» нашел какие-то новые обороты. Герой то вольно и радостно («Потерянный»), то вынужденно, в поисках лучшей жизни скитается по городам и весям, пропивая последнюю рубаху в придорожных кабаках («Кем бы ты ни был»). Вспоминаются Вертинский, Есенин, Блок. Ритмы босановы, танго и прочие «чужеродные элементы» пронизывают альбом. В «Песне эмигранта» (аллюзии, думаю, понятны) звучит ёрническое: «Если б снова, если б начать всё снова / Я б сказал: какая гадость ваша босанова / Ваши ритмы, ваши звуки / Ваши лица, ваши руки». Такое ехидство со стороны «Пикника», отличающегося обычно философской сдержанностью, удивительно, но объяснимо. А в песне «Бетховен» (видимо, композитор в силу своей глухоты и непонятости тоже был чужестранцем у себя на родине) слышатся отголоски классических мелодий (в том числе почему-то Моцарта). В альбоме присутствуют сразу два замечательных хита: это упругая, вполне достойная сравнений с U2 «Азбука Морзе», в которой есть какой-то роковый драйв и даже риффы; и совершенно чудесная мажорно-клавесинная баллада «Мотылек», прямо-таки наполняющая сердце радостью. А вот заглавная вещь диска и открывающая песня «Кем бы ты ни был» особой яркостью, увы, не отличаются. Заканчивается альбом довольно странной композицией «Письмо (неотправленное)»: на фоне гитарных переборов Шклярский искаженным голосом читает письмо потомкам от строителей (коммунизма?) узкоколеек, чугунных мостов и т.д., чей труд не нашел признания у потомков. Такой вот сюр. И красивая мелодия кларнета (клавишного, конечно) на фоне этих переборов оставляет полнейшее ощущение безысходности. Почти как «флойдовская» «Is There Anybody Out There», которую эта вещь «Пикника» (в инструментальной части) очень напоминает. Что ж, быть чужестранцем в собственной «холодной стране» тяжело…