Ayreon «Transitus» (2 CD, 2020)
Новый альбом Ayreon – всегда событие. Особенно когда он выходит после невероятно помпезного «The Source» (2017), который, кажется, окончательно завершил основной сюжет во «Вселенной Ayreon» – тему инопланетной расы Вечных, их скитаний и поисков. Какую историю выбрал Арьен Лукассен на этот раз? Конечно, ему не впервой отклоняться от главной линии: примером тому может быть и незамеченный публикой диск «Actual Fantasy» (1996), и один из любимых у фэнов «The Human Equation» (2004), особняком стоит и «Theory of Everything» (2013). На этот раз Лукассен предпринял путешествие не в пространстве, а во времени и, скажем так, в тонких мирах. Действия «Transitus» происходят в 1884 году, на юге Штатов, в семье, где младший сын богача влюбляется в темнокожую служанку. Отец выгоняет его из дома, но позволяет жить, как велит сердце, и вроде бы все счастливы, но его возлюбленная по имени Эбби нечаянно опрокидывает светильник, и главный герой, Дэниэл, гибнет в пожаре. Дальше действие перемещается в Транзитус – что-то вроде Чистилища между раем и адом, где к действию присоединяется Ангел смерти женского пола и две её прислужницы. Дэниэл превращается в призрака и старается отвести от Эбби подозрения в случившемся, но она продолжает винить себя и, чтобы не пересказывать весь сюжет, просто скажем, что в итоге два героя воссоединились в загробном мире и, так сказать, были счастливы. Сюжет этот придумал сам Арьен в 2017 году и настолько воодушевился, что решил снять по нему фильм в формате мюзикла. Но финансирования как-то недоставало, а пандемия заставила забыть о столь масштабных планах, и вместо мюзикла сделали комикс – в характерной стилистике «космические амазонки в бронелифчиках». Хотя один игровой (а не текстовый, как сейчас принято) клип Лукассен таки выпустил, и он вызывает скорее чувство облегчения от того, что он не стал снимать целый фильм. Актёры из певцов, как правила, неважные.
К слову о певцах. Проект Ayreon с самого начала был этакой «фабрикой звёзд» в прог-роке и металле, Арьен умел разыскивать таланты, а уже знаменитым певцам помогал показать себя в новом интересном амплуа. Но что-то не заладилось – даже не в самой этой «фабрике», а в самой среде, откуда он черпает новых героев. За вычетом традиционной «мегазвезды в эпизодической роли» – на сей раз это Ди Снайдер из Twisted Sister в бодрой и мелодичной «Get Out Now» – назвать кого-то особо блеснувшим в своих ролях не приходится. Из новичков – певица Кэмми Гилберт из техасской готик-метал-команды Oceans of Slumber в роли главной героини, Эбби, и Джоханн Джеймс, барабанщик Threshold, в роли её отца. Голос у драммера неплох, но роль не очень большая. Кэмми могла бы прозвучать интересно, ведь сама идея ввести немного «чёрных», блюзово-соуловых ноток в прог-метал звучит интересно (надеюсь, дело в этом, а не в тайной инструкции по обязательному введению афроамериканцев на главные роли в концептуальных прог-роковых альбомах), но эти самые нотки в миксе приводятся к общему «эйреоновскому» знаменателю. Её возлюбленного играет Томми Каревик, нынешний вокалист Kamelot, и про его пение сложно сказать что-то плохое, впрочем, и хорошее тоже. Беда почти всей нынешней «эйреоновской» труппы в том, что они все кого-то заменяют или находятся на вторых ролях. Каревик – Роя Хана, которому, увы, пока не довелось поучаствовать в Ayreon. Пол Манци (старший брат) – вокалист одного из поздних составов Arena. Симона Симмонс (та самая Ангелица смерти в бронелифчике и с чёрными приставными крыльями) пусть и первая и единственная в Epica, но не будем забывать, что сама группа Epica – осколок After Forever, откуда родом участница многих записей Ayreon Флор Янсен. Ну и Аманда Сомервилль, замечательная певица, вечная «прима» в ряду подпевок в Avantasia, в роли Лавинии, коварной мачехи Эбби. Вот и получается, откуда музыкантам проявить себя, если они всегда «проявляли» кого-то другого? По-настоящему впечатляют только «завывания духов» в исполнении Дианы ван Гирсберген (НЕ сестры той самой Аннеке). Жаль, не дали ей партию со словами. Хотя, может, и к лучшему. Вслушайтесь, например, вот такой диалог Эбби и Дэниэла. Она, близкая к отчаянию, видит погибшего возлюбленного, вернее, его призрак в зеркале. «Наверное, ты думал, что это я тебя убила?» – спрашивает она. А он отвечает: «Мне так неудобно, Эбби! Да, когда я горел в огне, на мгновение в мою душу закрались сомнения. Но сейчас… не в силах представить, что я мог такое подумать! Я всегда верил тебе!» Сложно сопереживать таким персонажам.
А что музыка? Скажем так, средний альбом в дискографии Ayreon мог бы стать вершиной творчества иных собратьев по жанру. На «Transitus» есть всё, за что любят группу фэны. Симфо-прогрессивное, мрачно-возвышенное звучание, слайдовые соло Арьена и характерная «тема судьбы по-эйреоновски» (три нисходящие ноты с акцентом на первую), сыгранная органно-духовыми тембрами в низком регистре, есть и типично лукассеновские квази-фольклорные мотивы с флейтой. Эти две темы – барочная и фольклорная – идут сквозь весь альбом, встречаясь и переплетаясь («Talk of the Town», «The Great Beyond»), возможно, они изображают двух героев, а может, их любовь и силы, которые против неё. Явно удалась сцена в самом Транзитусе («Listen to My Story») – чистилище напоминает скорее джаз-клуб на Татуине. Несколько искусственными кажутся включения хоров на латыни в «Fatum Horrificum» – это всё-таки не средневековая Европа, а конец XIX века на юге Штатов, другой мир и эпоха. Выступление звёздного декламатора – актёра Тома Бейкера из сериала «Doctor Who» – в целом украсило альбом, хоть и несколько его затянуло. И вообще в музыке хватает длиннот и повторов, которые, наверное, воспринимались бы естественнее в сценической постановке, дав пространство для всевозможных «цыганочек с выходом». Зато фэнов порадует «пасхалка» – отсылка в «This Human Equation» к альбому 2004 года и отчасти – к главной истории, но вопрос, не той ли природы ангелы и фурии из «Транзитуса», что и Вечные, остаётся непрояснённым. А в финале («The Great Beyond») «тема судьбы» звучит уже в высоком регистре, влюблённые, взявшись за руки, идут в рай, они снова счастливы. И это главное.
progmetal
Mascot Records