At the Gates “To Drink from the Night Itself” (2018)
At the Gates – одни из зачинателей знаменитого «гётеборгского металла», мелодик-дэта родом из этого города на юге Швеции. Группа образовалась в 1990-м и вместе с соседями по городу и цеху In Flames и Dark Tranquillity принялась за огранку рождавшегося стиля. В 1995-м At the Gates выпустили один из краеугольных камней стиля, альбом “Slaughter of the Soul”, однако уже спустя год, когда карьеры их коллег семимильными шагами пошли в гору, «вратари» как группа внезапно дали дуба… В 2007-м At the Gates столь же внезапно ожили – но лишь для того, чтобы откатать годовой тур и снова впасть в анабиоз. Нет-нет, музыканты продолжали контактировать друг с другом, переиздавали свою классику, иногда даже давали юбилейные концерты, но об активной работе и тем более записи новых альбомов речи не было. А потом, видимо, у парней наступил тот самый возраст, когда ностальгия всё сильнее теребит сердечную мышцу, и вновь хочется испытать те самые яркие и острые впечатления из юности… В общем, в 2010-м группа затеяла работу над DVD-боксом, а осенью 2014-го на прилавки магазинов поступил новый полноформатник “At War With Reality”.
Годы лености и «расслабухи» сказались на группе не лучшим образом, поэтому следующий, шестой по счёту альбом At the Gates пришлось ждать целых четыре года. На сей раз записью руководил англичанин Расс Рассел, ранее работавший с Amorphis, Dimmu Borgir, Lock Up, Napalm Death и ещё несколькими десятками групп самой разной стилистической направленности. Результат – отличный плотный саунд, выгодно подчёркивающий гитарную доминанту Ларссона/Стальхаммара. Вообще, мелодик-дэт At the Gates – это, наверное, самая мрачная, сырая и депрессивная инкарнация стиля, и не последняя заслуга в этом принадлежит фронтмену Томасу Линдбергу. Его вокал понравится не каждому – однообразный, натужный и оттого раздражающий, однако в данном случае его замогильный рёв очень хорошо вписывается в давящую, угнетающую инструментальную канву релиза.
Старт у пластинки вышел душноватый – монотонное гитарное жужжание, гудящий бас, натужный ор страдальца Линдберга… Всё под стать мрачной чёрно-красной гамме в оформлении и обложке. Их автор – румынский художник Костин Чиориану (Arch Enemy, De Profundis, Grave, Einherjer и т.д.), работавший и над предыдущим релизом шведов. С четвёртого трека ситуация выправляется – несущийся тяжёлым галопом и кажущийся предсказуемым “Palace of Lepers” вдруг валит с ног качающим пассажем, после чего добивает мелодичным риффом и на нём уходит в fade out. Дальше – больше (лучше, интереснее, разнообразнее). Самые яркие номера – разноплановый, плачуще-болезненный “Daggers of Black Haze”, захлёбывающийся эмоциями “The Chasm” и неистовый “The Nameless Sleep” с гостевым участием гитариста Энди ЛаРока (King Diamond, экс-Illwill, экс-Death). Вот эти три трека – вершина и сердце альбома, его кульминация.
Когда диск заканчивается, остаётся стойкий привкус давящей атмосферы дождливого вечера и какого-то внутреннего опустошения. Ощущения неоднозначные, но то мастерство, с которым группа их вызывает, достойно уважения. И спасибо за то, что шведы не стали перегружать диск – 12 треков длятся стандартные для эпохи кассет 45 минут. Тем же, кому “To Drink from the Night Itself” показался преступно коротким, стоит поискать лимитированное двухдисковое издание, где есть ещё пять песен – демо и коллаборации с разными гостями-вокалистами.
Рецензия опубликована в #85
melodic death metal
Century Media/Fono