Astrakhan «Superstar Experience» (Live, 2020)
Да-да, это именно тот «Superstar», о котором вы подумали! Самая известная рок-опера вот уже 50 лет не сходит со сцены во множестве стран мира, среди которых и Швеция. Одним из опытнейших исполнителей роли Иисуса среди местных артистов мюзиклов является Александр Люкке, в свободное от театра время выступающий с прогметал-группой Astrakhan. Фэны могут знать её ещё и по участию экс-басиста Royal Hunt Пера Шеландера, также в ней играет брат Пера, клавишник Юрген Шеландер, барабанщик Мартин Ларссон и гитарист Юхан Халлгрен (Pain of Salvation), сменивший там ещё одного «экс-роялхантовца» Маркуса Йиделла. На счету группы два достойных собственных альбома, которые и составляли основу сет-листа концертов, а на бис Astrakhan порой радовали фэнов каверами JCSS – например, «Gethsemane». А в 2018 году кому-то пришла идея – не устроить ли тур по Скандинавии, целиком основанный на этой рок-опере? И устроили. О полноценной сценической постановке речи не было, но состав всё же расширили. За главного антагониста, Иуду Искариота, спел известнейший шведский рок-певец Матс Левен (экс-Malmsteen, Candlemass, Therion), его сочный хриплый рок-вокал отлично контрастирует с чистым и звонким пением Люкке. Партии Пилата и Петра взял на себя Халлгрен, роль Марии Магдалины «поделили» бэк-вокалистки Каролина Карнер и Тереза Перрелли. Остальных персонажей, как и их партии, сократили ради компактности программы, при этом выпали такие «нетленки», как ария царя Ирода и совет священников («This Jesus Must Die»), но это решение можно понять, всё-таки затея шведов была не устроить рок-мюзикл один в один, а сделать концерт с необычной и в то же время знакомой людям программой. Живая запись с концертов и вышла спустя пару лет на маленьком лейбле Melodic Passion Records.
Как расценивать эту запись? Если вопрос в том, удалась ли затея с концертами, ответ положительный, это слышно по реакции публики, и побывать на таком выступлении было бы просто чудесно. Интересно ли это слушать в записи? Как минимум любопытно. История JCSS знает много римейков, но ни одно CD-издание не приблизилось по значимости к двум каноническим версиям – студийной, той, где пел Ян Гиллан, и саундтрековой, с Тедом Нили. Можно вспомнить и русскую локализацию с Михаилом Серышевым, но сейчас она слушается скорее как историческая диковинка. И дело даже не в особой привязанности к первому впечатлению, к оригиналу – было в атмосфере того времени что-то неповторимое, дух экспериментаторства, который подсказал Эндрю Ллойду Уэбберу то, как соединить бродвейский мюзикл и нарождающийся рок в одно гармоничное целое (нашпиговав вдобавок множеством кросс-жанровых отсылок и цитат). А вокалисты искали и показывали последователям, «как надо» петь в новом стиле, после чего пойти поперёк канона было уже почти невозможно, потому что повтор почти всегда слабее оригинала. Тем не менее, группе Astrakhan удалось внести в эту музыку кое-что своё. Можно сказать, что это «Jesus Christ Superstar», записанный не во времена зарождения хард-рока, а во времена его превращения в «классику», а питательной средой здесь стали уже не ритм-н-блюз, соул и джаз, а прогрессив-рок и мелодик-метал. Получилось несколько суше, скованнее, но не без интересных моментов. Юрген Шеландер удачно вводит клавишные в духе 70-х – муг, хаммонд, меллотрон – на место, которые в оригинале занимали духовые. Середина «The Temple» превращается в прог-роковый инструментал с солирующей флейтой (вероятно, меллотроном). Во вступлении «Pilate’s Dream» звучит непривычная, но подходящая по настроению перкуссия, в финале «Judas Death» мы слышим психоделический джем, а «30 Lashes» (в трек-листе не указано, что это часть «Trial Before Pilate») превращается в барабанное соло. Это демонстрирует тонкий юмор авторов – что, как не пытка, для фэнов это барабанное соло! Бывают и моменты, когда музыканты теряют чувство вкуса – «Damned For All Time» скрестили с «Highway Star» (текст – от Тима Райса, ритмическая структура, рифф и хаммондное соло – от Deep Purple). Такой «кавер внутри кавера» был бы забавен, но ведь эти две песни немного о разных вещах, не находите?
И вокалисты, и инструменталисты сделали свою работу на отлично. Возможно, Александру Люкке немного не хватает пронзительности и отчаяния Яна Гиллана, а Матсу Левену – огня, сжигающего изнутри, как у Мюррея Хеда, зато ярким вышел Пилат у Юхана Халлгрена, а партии Марии Магдалины (особенно » I Don’t Know How to Love Him») испортить просто невозможно. Но всё-таки подобного масштаба произведения надо слушать либо живьём, и тогда все упрощения и «уплощения» уходят на второй план, либо в первоисточнике…
Владимир Импалер
progressive rock/rock opera 7/10
Melodic Passion Records