Arjen Lucassen’s Guilt Machine «On This Perfect Day» (2009)
Октябрь 8, 2009
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Arjen Lucassen’s Guilt Machine «On This Perfect Day» (2009)

prog rock 8/10
Mascot Records

Голландский прогрессив-гуру Арьен Лукассен приучил публику к двухчасовым опусам, сюжет которых включает в себя зарождение Вселенной, а из певцов-участников можно собрать пару футбольных команд и провести между ними матч. Исход этого матча всегда был в пользу музыки, но всё же понятно, отчего новый альбом Арьена фэны описывали словами вроде «минимализм». Что, конечно, смешно, если постараться послушать этот филигранно проработанный, полный тонких звуковых нюансов альбом безотносительно прошлой карьеры Лукассена. Хотя творческий почерк его узнается всегда. И нервный пульс индустриальных ритмических рисунков, и возвышенные симфо-роковые клавишные, и фолковые полуакустические гитарные партии… Разве что привычных «вокальных аккордов», то есть многослойных подпевок, практически нет.
А вот музыкальный образ на этот раз Арьен выбрал иной. Вообще, если сопоставить все его проекты за последнее время, может показаться, что Лукассен – эдакий гениальный приспособленец, держащий нос по ветру и подхватывающий правильные тенденции. Арт-рок-ревайвал с Ayreon, прог-метал со Star One, готик-метал со Stream Of Passion и вот, наконец, современный «эмо-прог» в духе Porcupine Tree – с Guilt Machine… Почитав интервью, можно понять, что Арьен ничего не выбирал, напротив, был ведом судьбой, и все его проекты неизменно оборачивались чем-то в корне отличным от задуманного. Но, значит, если его и швыряет по воле волн, то он попадает в правильные волны. А Guilt Machine был изначально всего лишь маленьким сольным альбомом, где петь собирался сам Арьен, но потом понял, что музыка слишком хороша и требует кого-то в духе Muse (ох уж эти Muse!), и нашел Йеспера Стеверлинка из какой-то богом забытой бельгийской поп-группы. Но, что удивительно, оказавшись в проекте Арьена и получив полную творческую свободу, Йеспер спел вполне в духе Лукассена! Можно представить, что именно так бы звучал Арьен, если бы родился вокалистом.
Найдя замену певцу для собственного «сольника», Лукассен этим не ограничился и свалил на чужие плечи львиную долю гитарных партий, а также такой наиважнейший аспект работы, как сочинение текстов! Трудно представить такое… если не знать, что обе задачи он поручил своей нынешней спутнице жизни, прекрасной (во всех смыслах) гитаристке Лори Линструт. До встречи с ней Арьен пребывал в черной яме депрессии, вызванной творческим переутомлением и разводом с женой. Теперь Арьен и Лори счастливы заниматься музыкой вместе и могут ни перед кем за это не извиняться. Надеюсь, они не будут слишком ссориться по поводу аранжировок. При этом малорадостные события недавних лет Арьена (с горя он ушел в кутёж гастрольной жизни Stream Of Passion, не выдержало здоровье, в какой-то момент вообще не мог творить, сидел на антидепрессантах, потерял обоняние и вкус к жизни) нашли отражение в концепции нового диска. «Guilt Machine» – это человек, одержимый своим комплексом вины. «Альбом посвящен внутреннему смятению человека, который пытается выйти из депрессии. С одной стороны, отчаянно стараешься прийти в себя, с другой, «выздоровление» означает необходимость очень болезненных перемен, в ходе которых надо проявить себя с плохой стороны, той, что обычно скрываешь даже сам от себя», – поясняет Арьен. Впрочем, перед нами, слушателями, Лукассен никогда не был и не мог быть виноватым. Столько прекрасных альбомов записал… А теперь – ещё один.

Владимир Импалер

Владимир Импалер