Ария «Крещение огнём (Перезагрузка)» (2020) / «Армагеддон (Перезагрузка)» (2020)
Коронавирус резко поменял планы музыкальных коллективов. Одни впали в ступор, не понимая, как существовать дальше. Другие в отсутствие гастролей досрочно приступили к записи очередных альбомов. Третьи занялись тем, что давно надо было сделать, да всё руки не доходили. Арийцы как раз из числа последних. О том, что оба альбома «беркутовской» эпохи надо перепеть, было понятно уже давно, с тех самых пор, как группа и её бывший фронтмен погрязли в судебных тяжбах. И если виниловое переиздание «Крещения огнём» и «Армагеддона» в 2014 году каким-то чудом ещё случилось, то любые дальнейшие попытки допечатать CD или запустить альбомы на стриминговые платформы были обречены. Казалось бы, что сложного в том, чтобы убрать с многодорожечной записи один голос и добавить другой? Но не зря же «Ария» считается главной группой отечественного металла. Подобно тому русскому из анекдота, что одно ядро сломал, а другое… потерял, «арийцы» умудрились остаться без исходников обоих альбомов. Пришлось начинать с нуля.
Перезаписали альбомы аккуратно, не внося принципиальные изменения в аранжировки. Где-то поменялось гитарное соло, где-то – клавишные подклады, но это мелочи. Серьёзно трансформировался лишь «Палач» – всю приджазованность из него убрали, заменив шаблонными симфонизмами. Добавились бонусы – на «Крещении огнём» это «Поле битвы» с одноимённого сингла 2009 года, так и оставленное с вокалом Виталия Дубинина. На «Армагеддоне» же бонус «Крылья ветра» уравновешен малусом (юридический термин, противоположный бонусу, – прим. ред.) – не стало написанного Беркутом «Твоего дня».
В 2003 году выход «Крещения огнём» расколол стройные ряды арийских фанатов. Одни с криками «Кипелов – бох!» категорически не приняли Артура Беркута в качестве голоса группы. Другие отнеслись к переменам в вокале более философски. Проблему Беркута проще объяснять не музыкальными терминами, а геометрическими: вокруг Артура надо было описывать группу, а не вписывать его в уже имеющуюся. Увы, ради нового певца отцы-брендодержатели были категорически не готовы менять арийский канон. И получилось то, что получилось.
Пришедший же на смену Беркуту Михаил Житняков канону соответствует полностью. За девять лет в группе он заметно вырос и заматерел, и перепетый им материал зазвучал именно так, как и должен был звучать изначально. Зазвучал по-арийски. Но вытянув себя из вокального болота, музыканты тут же обеими ногами вляпались в трясину драматургическую. Беркут был не просто певцом, но ещё и Артистом, пропускавшим песни через себя и игравшим их. Артур никогда не промахивался мимо образов. Слушая же в исполнении Михаила вещи, поющиеся от первого лица, постоянно ловишь себя на мысли: «Не верю!» И выбирать, что важнее – аутентичность или каноничность, бельканто или драматургия – вы, дорогие читатели, будете сами. Я же оставлю новые версии старых альбомов без оценки.
P.S. Пока рецензия готовилась к публикации, «Ария» успела зарыть топор войны с Беркутом, выступить с ним на собственном юбилее и выложить на стриминговые платформы исходные версии обоих альбомов.
Александр Молодяков
heavy metal – /10
M2BA