Ария «Проклятье морей» (2018)
С момента выхода «Проклятья морей», пожалуй, только ленивый не прошёлся по очередному альбому «динозавров» отечественного хэви. В год своего знакомства (1986) с творчеством ставшего легендарным коллектива, автор этих строк не испытывал от него ни дикого восторга, но и не примыкал к лагерю антагонистов, окрестивших героев рецензии «Ария Мэйдэн». И как-то так получилось, что, принимая «Арию» как данность, не написал ни одной рецензии на предыдущие её творения.
Все, конечно, в курсе, на какие эксперименты в рамках своей истории пускались «арийцы». И все знают, что далеко за рамки собственной стилистики они не уйдут. Однако удивлять народ надо. На сей раз удивление, даже скорее восхищение, вызвал выбор в качестве саундпродюсера Роя Зэта, в представлениях не нуждающегося. Достаточно упомянуть его сотрудничество с Брюсом Дикинсоном на лучших сольных альбомах певца. Мастеринг осуществил Маор Аппельбаум, в списке клиентов которого Dokken и Candlemass соседствуют с Faith No More, Adrenaline Mob и Fates Warning. Мастерил он альбом россиянам не впервые – несколько лет назад работал с питерскими грув-металлистами Trud. Но вернёмся к «Арии» – та тоже не в первый раз решила доверить звук специалистам из-за рубежа. Над предыдущими дисками, «Феникс» и «Через все времена», потрудились Томми Хансен и Хиили Хилесмаа соответственно. И эти работы звучали по-современному, резко и жёстко. А вот «Проклятье морей» стало уходом в дремучий «олдскул», причём такого звука у «Арии» не было даже на её первых релизах. Грубоватый, слегка приглушённый саунд напоминает об альбомах британской хэви-волны начала 80-х. Но и тут всё не так просто. Если слушать «Проклятье морей» не на какой-либо онлайн-платформе, а на физическом носителе, пытливый слух уловит интересные нюансы, которые порадуют всех, кто любит хэви-метал.
По части текстов материал не имеет единого концептуального стержня. Это 11 композиций разной степени эпичности, объединённые в двойной альбом. И хотя физически он является «двойником» только в виниловой версии, CD – одинарный, но 75-минутная продолжительность позволяет присвоить цифровой версии такой статус. Самым слабым звеном альбома, на мой взгляд, стала открывающая вещь «Гонка за славой». Трек интересен композиционной структурой, а сольные гитарные «выходы» можно назвать песнями внутри песен. Ложкой дёгтя же оказывается напичканный назидательностью текст Александра Елина. Да, его творения всегда были плакатными, но здесь – явный перебор. В сравнении с двумя другими его текстами на диске («Эра Люцифера» и «От заката до рассвета») «открывашка» воспринимается как недоразумение. Следом – ещё одна посредственная вещь на альбоме, зануднейший «Варяг», который кажется втрое длинней своих шести с половиной минут. Но уже с третьего номера, «Эры Люцифера», становится теплее. По рок-н-ролльному разухабистая, она даёт затравку к тому, что будет дальше. И каждый трек, начиная с четвёртого, имеет свои цепляющие моменты и не отпускает от интро до коды, так что трудно назвать лучший или выделить более слабые. Грех не отметить ещё один плюс: обложку, созданную Эдом Юницким. Можно спорить до хрипоты о её однотонности, но автор передал настроение и суть двумя цветами лучше, чем многие могут это сделать в полноцвете. Режьте меня на части, но «Проклятье морей» – хоть и не шедевральный, но хороший хэви-метал-альбом без поправок на бренд группы, его создавшей.
Рецензия опубликована в #87
heavy metal
М2БА