Iron Maiden: Знак зверя
Февраль 25, 2012
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Iron Maiden: Знак зверя

Алексей Морозов «Iron Maiden: Знак зверя» (Второе издание)

«Новартис», Москва, 2011. 542 стр.

Первое издание «Знака зверя» состоялось в 2003-м году, и тогда этот 200-страничный томик в синей обложке был единственной биографией Iron Maiden на русском языке. Теперь мы имеем 500-страничный томик в черной обложке, который, о сюрприз, остается единственной биографией Iron Maiden на русском языке. Поэтому категории «хуже-лучше» к ней неприменимы, конкурирует книга только с англоязычными трудами, о которых большинство из нас знает только понаслышке.
«Я мог бы вытащить из пасти любого зверя целую ленту сравнений», – писал когда-то Юрий Олеша. Автор этой биографии, журналист и промоутер Алексей Морозов, тоже много чего вытаскивает из пасти своего Зверя, и сферы, из которых происходят эти сравнения, сюрреалистичны и многообразны. От точных наук до оккультизма и философии, а чаще всего, отсылок к неким анекдотам, незнание которых не освобождает от понимания. Автор задался целью сломать шаблон стандартной, скучной рок-биографии, просто перечисляющей события, и, например, Блэйз Бэйли у него начинает свой творческий путь… с самого момента появления из материнской утробы на свет. Эффектно, да. По всему тексту рассыпаны образы, заставляющие то вздрогнуть, то заскрести в голове, пытаясь воскресить там полузабытые сведения времен второго курса университета (такие, как, скажем, «Гитарист с малоподвижной кристаллической решеткой»). Подобные приемы, с одной стороны, оживляют текст, и вправду свободный от шаблонных сравнений и наработанных фраз. С другой, порой мысль автора ветвится так буйно, что в его предложениях впору расставлять скобки (круглые, квадратные, фигурные) или зарисовывать их в виде блок-схем. Любой редактор, читая книгу, периодически будет вскакивать, мерить шагами комнату и восклицать: «О боже!» Что до фаната, то он получит свое – история группы изложена подробно, ярко, портретно.
Один из самых ярких образов – конечно, образ Автора, сияющий своим интеллектуальным величием, сущий Мистер Проницательность, пронзающий ясным взглядом глубины смыслов и аналогий. Его выгодно оттеняет другой образ, или темное альтер-эго автора – Журналист, или Рожденный Ползать, который либо огульно ругает группу, либо хвалит ее, но как-то не так, без присущего Автору изящества и блеска фантазии. Этот подход, для наглядности именуемый «художник в картине», на самом деле не так кощунственен, как может показаться читателю, купившему книгу исключительно ради знаний; к тому же за время, прошедшее между двумя изданиями, с Автором случилась одна интересная метаморфоза.
Из стороннего наблюдателя он и правда стал частью картины – Алексей Морозов организовывал российские гастроли двух героев этой истории, Пола ДиАнно и Блэйза Бэйли. Результат – две главы в конце книги, на мой взгляд, самые ценные, потому что в них заключено живое свидетельство об этих замечательных персонажах, то есть, простите, людях. На другой чаше весов – новые главы, посвященные новым событиям в жизни Iron Maiden (первое издание вышло аккурат после возвращения Брюса Дикинсона). Жизнь эта стала как-то рациональнее и скучнее, и главы ей под стать. Кое-какие дополнения получила и основная часть – так, появилась глава, посвященная истории группы Samson. Когда-то, рецензируя первое издание, я намекал, что неплохо было бы сократить сей объемный труд. Теперь труд стал раза в полтора больше, но повторять это пожелание не буду. Пишите, как хотите.

Владимир Импалер

Владимир Импалер