Алексей Айги «Дубровский. Музыка к фильму» (2014)
avant/crossover 8/10
SoLyd Records
В музыке Айги к фильму по боевитой и романтичной повести Пушкина соединены академическая стильность и безупречность, несколько даже диковатый рок-драйв и недосказанность, бесконечность современного авангарда. Альбом раздумчив, нетороплив, в нём есть нерв, но не суетливость. Сказать, что тут чувствуется Пушкин, нельзя никак, про соответствие первоисточнику даже речь заводить не стоит. Айги словно берет классика за руку и приводит его к нам, при этом осторожно ступая на территорию академической музыки. Его мышление, создавая современные музыкальные картины, уверенно себя чувствует в любом – хоть эстрадном, хоть авангардном – окружении. Творчество Алексея рисует эмоциональную канву событий, при этом четко попадает в свое время. Это взгляд на классику отсюда, взгляд взрослый и серьезный – без патетики и без сюсюканья.
Но от Айги всё же ждут чего-либо удивительного и захватывающего. Он же не спешит. Соединяя традиционное звучание камерного оркестра Musica Viva, которым дирижирует сам, переходит к музыке, ориентированной на динамичный околороковый серьезный саунд ансамбля «4’33″» и отдает инициативу звезде электронной музыки Аркадию Марто. Чувства героев классического произведения следует искать в ритмической изощренности, в тонких звонах – вплоть до электрических колокольцев и ярких клавиш Марто. Всё это дает понятные и неудивительные, но впечатляющие сочетания тембров, стилей и психологий, которые звучат вовсе не расковывающее, но сосредоточенно и серьезно. Эта музыка не для созерцания, не для релакса, не для танцев и не для иллюзорного «думания» – это «просто» музыка чувств.
Развивается запись от оркестрового и нежного стартового трека «Кистенёвка» до наивно-роковых фрагментов с поющей поверх скрипкой Айги («Без крова»). Заметны неоклассические эпизоды и «серьезный», даже насупленный рок, есть и картинно-драматичные фрагменты, например, «Разгром Кистенёвки». Именно отсюда «растет» комбинация разнообразных, романтичных клавиш и солирующей скрипки, не стесняющейся иллюстративности. Она не усложняет жизнь слушателю, это всё же саундтрек – музыка-поддержка, музыка-иллюстрация. Но главное действующее лицо звуковой истории – фортепиано. Времени (старому) и настроению (новому) его звук ожидаемо соответствует.
У Айги фрагменты могут быть и неизысканно, прямолинейно связаны, но они гарантировано, «саундтречно» красивы, тревожны и духоподъемны. Он умеет соединять музыку разных эпох и настроений. В подобных миксах ищет новое дыхание весь мир. Всем надоело делить музыку на правильную и современную. Еще одно определение происходящего – classical crossover – этот жанр также становится важным для выражения времени как смеси эпох, в том числе и музыкальных, поиска и создания актуальных традиций.