Jack White «Lazaretto» (2014)
blues rock/garage rock 8/10
Third Man Records/XL Recordings/»Союз Мьюзик»
Гитарист Джек Уайт на втором сольном альбоме продолжает поиск своей личной рок-правды. До сих пор он шел по довольно прямолинейному, бурному, но симпатичному маршруту – The White Stripes – The Raconteurs – The Dead Weather. Мелькал на экранах и манежах равно и с Элисон Моссхарт, и с Алишией Киз, и с Джимми Пейджем, да и уже сам стал ходячим «мемом» и символом процесса. Новый диск создан на основе рассказов и пьес Уайта, написанных музыкантом, когда ему было 19 лет. А нашел он эти писания на своей мансарде. Какая милая легенда!
Альбом начал поход по хит-парадам с первого места в Billboard. «Lazaretto» – из тех релизов, которые надо слушать как можно громче. Он не столько шумный, сколько разнообразный и насыщенный звуками, которые желательно не упустить. Куда тянет этого парня с гитарой, понятно – он точно выражает противоречия эпохи перемен. Будучи до мозга костей человеком сегодняшним, он всю жизнь старательно топчет давно известные пути, держится за стандартный курс – в рокеры. Но воспринимать Джека как реинкарнацию великих блюзменов и/или гитаристов прошлого и странно, и смешно, хотя похоже, что как-то так оно и есть. Время подействовало на жанр.
Трек-лист подталкивает к разговору о разнообразии. На заглавной «Lazaretto» царит нервная скрипка, точнее – фидл Фэтса Каплина. «Temporary Ground» несет дух кантри, тоже заметен фидл, но особенно – бэк-вокал номинанта «Грэмми» Руби Аманфучьи – чуть более яркий, чем принято. Он придает голосу Джека шарм на высоких нотах и помогает выразить печаль. «Would You Fight for My Love?» – размеренный поп-рок боевик в духе Fleetwood Mac. Эта песня – пик альбома. «High Ball Stepper» – тягучий и агрессивный рок-инструментал с искаженными гитарами и размеренными барабанами. Его вполне можно засчитать за ответ на перпловский «High Ball Shooter». «Just One Drink» начинается с «диких гитар», но потом играется американа с кантри-ритмом и расхлябанным, в соответствии с темой, вокалом.
Альбом сделан на базе привычных для профессии приемов и ориентирован на Штаты – много кантри-реминисценций. Это музыка, зависящая во многом от того, «вкусно» ли, хорошо ли она сделана. А то, что делает Уайт, по любым меркам, – качественно, и если чего-то ему и не хватает, то, может быть, только эпохальных «пустяков» – свободы и легкости выражения идей, разреженности и четкости музыкальных настроений. Джек ищет и меняет обстановку вокруг, но кажется, что меняется только цвет обоев. Альбомом он, возможно, останется недоволен, хотя рост счета в банке настроение музыканту поправит. Но, при всём при этом, его старательное самовыражение во вкус слушателей попадает, громкая рок-музыка Уайту удалась, и большинство песен будут прекрасно распеваться на концертах.