Александр С. Волков и Сергей Гурьев «Журнал «КонтрКультУр’А». 1989-2002. Опыт креативного саморазрушения»
Эту книгу воспринимают как дайджест легендарного семейства самиздатовских журналов «КонтрКультУр’А»/»Pinoller», однако дело обстоит сложнее. Если вы держали в руках оригинальные номера фэнзинов, то, вероятно, остались под впечатлением не только от текстов, но и от пиршества фантазии, смысловой и изобразительной. Вышедший ныне том если и поддерживает тему, то лишь обложкой, созданной Николаем Бессоновым. (Художник умер через несколько дней после выхода книги.) Отбор материалов производился долго и скрупулёзно, по неочевидным, невнешним признакам. Издание не имеет отношения к пресловутым трендам «медийности» («всё – на продажу»). Оно им противостоит.
Журналы делала славная компания авторов. Идеологическое ядро процесса – дизайнер и продюсер Александр С. Волков и литератор Сергей Гурьев. Лозунги типа «Текст – как пятно» или «»Контра» (так ласково называют журнал создатели в своём кругу) – это коммуникация в чистом виде» были мыслями, пожалуй, дизайнерскими, несли смысл через форму. Но феноменальное качество и творческий подход к текстам придали процессу мировоззренческое звучание. И так с этими изданиями на каждом шагу – куда ни плюнь, всюду вселенная! Есть мнение, что у авторов мог бы получиться, например, архитектурный объект или что угодно ещё. Но получилось так, как получилось.
Создатели охотно говорят о журналистском эксперименте. Можно отнестись к представленному фолианту как к описанию рок-феномена, которое само стало рок-искусством. Журнал соприкасался с реальностью через людей, воспринимаемых как звёзды поколения, причём отмеченных не только музыкальными особенностям. Егор Летов, Янка Дягилева, Ник Рок-н-Ролл, Роман Неумоев и правда стали героями, а «Соломенные еноты», допустим, были изначально последователями, но оказались почти альтер-эго тусовки «Контры».
Повторяется мысль о конце проекта, и это звучит почти как конец времён. Что ж, эпоха закончилась, и книга провела черту. Причём черту не под историей событий, но под историей духа, цивилизации. Многие ли думали о том, как эти тенденции выразятся в поп-музыке – от шок-рока, готики и панка до шугейза и индастриала? Эти парни – думали, причём ещё в 80-х, когда прочие наивно ждали новых звёзд. Перелом эпох произошёл не мгновенно. Его признаки замечали лишь особо чуткие натуры, заповедником для которых (зоопарком?) и стал журнал «КонтрКультура», эдакий поколенческий ментальный крейсер «Варяг».
М., "Сияние", 2017. 480 стр.
Рецензия опубликована в InRock #84