Чистая Любовь: Возвращение легенды
В чём отличие легенды и мифа? Легенда укореняется в сознании, как массовом, так и ограниченном, своей сутью. Миф – только оболочкой. Для сравнения – сказку о Колобке помнят все. Суть «Слова о полку Игореве» тоже ясна многим. А вот с подвигами Геракла уже всё не так просто. Кто угодно скажет, что их была дюжина, но многие ли смогут их перечислить? Литературоведы – не в счёт.
К чему это я? Да всё к тому, что наследие отечественных рок-групп с годами уходит всё глубже и глубже в область мифологического небытия. Вспоминаются названия групп, но реже – имена их участников. Да и сами песни как-то в памяти затираются.
Ансамбль «Чистая Любовь» теперь уж точно можно отнести к легендам. Группа, которую в 1985 году основали не всерьёз, стёба ради, двое студентов-искусствоведов, и история которой выглядет как чередование периодов стагнации с бурной деятельностью, умудрилась пережить несколько инкарнаций и прожить не одно десятилетие. А благодаря усилиям музыкального издательства «Геометрия» в этом году избежала участи мифа. Лейбл, славный своими эстетскими выходками по части релизов, выпустил шикарно и пафосно оформленное «Полное собрание сочинений», упакованное в глянцевый бокс-сет. Подробнее о содержании читайте в разделе рецензий, а мы перейдём к презентации.
Проходила она под эгидой Всемирного дня музыкального магазина. Традиция проводить такой праздник в третью субботу апреля зародилась в Америке лет десять назад. В последнее время не отставала и Европа. Специально к этому дню известные артисты от широко известных в узких кругах норвежцев Enslaved или немцев Brainstorm до The Cure, Metallica или Игги Попа выпускают коллекционными тиражами эксклюзивные релизы и устраивают автограф-сессии в поддержку продаж. Чем поддерживают пламя этих небольших очагов культуры, работающих для ценителей музыки, предпочитающих её не только слушать, но и держать в руках. Презентация бокс-сетов «Чистой Любви» позиционировалась как выездное праздничное мероприятие столичного магазина «Дом Культуры».
Филиал магазина в помещении «China Town Cafe», правда, был спрятан и существовал как бы для посвящённых. У гардероба, в который по случаю прекрасной погоды мало кто шёл, развернул прилавок один из основателей «Дома Культуры» Олег Коврига.
В зале тем временем открывала концерт питерская группа «Дочь Монро и Кеннеди». Её участие в вечере случайным не было. Во-первых, один из главных «чистых любовников», культовый рок-журналист Сергей Гурьев помогал «ДМиК» в продвижении и долгое время был их продюсером. Во-вторых, домру бэндлидера питерского коллектива Светланы Чапуриной можно услышать на альбоме «Сухостой» (1999). Друзья героев вечера задали хороший тон своим часовым сетом. Состоял он из признанных хитов. Как собственного сочинения («Никогда», «Это лучшая песня», «Си Си Кетч» и др.), так и кавер-версий. Некоторые из них (пахмутовская «Нежность» или летовское «Наваждение») уже и воспринимаются как родные, «ДМиКовские».
Завершал выступление «Дочери Монро и Кеннеди» «Passenger» Игги Попа. Чапурина уступила место у микрофона басисту Сергею «Сычу» Сарычеву, и почему-то эта песня оказалась единственным номером программы, который прозвучал хорошо, но воспринимался как нечто инородное.
О следующей интерлюдии в форме кавера на «Одеколон» группы «ДК», корявым экспромтом исполненного ритм-секцией «ДМиК» и автором этих строк, сказать нечего, кроме подтверждения факта: было.
Далее на сцену вышли виновники торжества. Те, ради кого «China Town Café» оказалось заполненным если не битком, то уж точно обильно. Концерты «Чистой Любви» — настоящая редкость. Уже девять лет группа не распевала и не декламировала свои нонконформистски-придурковатые с интеллектуально-высоколобыми текстовыми «завихрениями» песни и стихи. Однако время это никоим образом не назовёшь бездеятельным: все эти годы властители дум и генераторы идей готовили к выходу бокс-сет.
Выше написано о том, что группа пережила несколько инкарнаций. Неизменным оставался лишь костяк группы: автор музыки и текстов, гитарист и вокалист Максим Волков да декламатор-чтец, певец и на казу игрец Сергей Гурьев. Третьим бессменным участником шоу с 1997 года является декламатор-перкуссионист Олег Пшеничный. Помимо этой «троицы» в состав на момент 19 апреля вошли гитарист Алексей Марков и басист Андрей Дюков (оба играли на записи «Сухостоя»), саксофонист Юрий Лопухин и барабанщик Владимир «Bigus» Глушко. Особо стоит отметить колоритное трио бэк-вокалисток. Юлия Пшеничная, Маргарита Лопухина и Марина Рагозина подпевали пусть и не без погрешностей, но без них картина была бы лишена полноты. Объёма музыке они добавляли.
Сет-лист был сделан по принципу «новые песни пишет тот, у кого старые плохие». Драйв попёр как-то сразу. Если в первой паре своих перлов «Чистую Любовь» слегка лихорадило от лёгкого волнения (повторюсь: как минимум ключевые участники на сцену давно не выходили), то дальше музыканты на сцене освоились и процесс пошёл своим чередом, а музыкантов понесло. Поскольку случайных людей в публике не было, поддержка получилась колоссальная. Полное единодушие! Подпевающих, помимо трио «девочек-припевочек», было немало и в зале. Пшеничный нещадно лупил по банкам из-под кофе. Несколько порвалось в его руках, и часть особо приближённых к сцене была осыпана рисом.
Как-то незаметно время подошло к русскоязычному каверу «Smoke On The Water». В нём снова зазвучала домра Светланы Чапуриной. Однако гвоздём программы стал выход другого гостя – гитариста Андрея Сучилина. «Зайцы (Обитатели березняка)» с его подачи зазвучали неожиданно зловеще. Ученик Фриппа привнёс в песню такого психоделического прогрессива, что стало немного жутковато. Ухающая гитара, надрывный вокал к тому моменту изрядно выложившегося Волкова, громоподобные подпевки Гурьева и все бэк-вокалисты зазвучали с немалой долей инфернальности. Кода была за Сучилиным. Его финальное соло поставило жирную и убедительную точку в этом вечере.
«Чистая любовь» в очередной раз показала себя прекрасной группой, способной устроить шоу. Её выступления на стыке XX и XXI веков были как нечто само собой разумеющееся. Но на сей раз музыканты никаких действий в обозримом будущем не планируют. Если между двумя последними концертами пролегла девятилетняя пропасть, то неизвестно, сколько придётся ждать следующего выступления. И дождёмся ли мы его?
Ни одна запись не в состоянии передать в полной мере драйв, фонтанирующий со сцены во время концерта «Чистой Любви». А вот напомнить о нём – «Полное собрание сочинений» в помощь!
Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Виктория «Тоша» Фрадкина.
Благодарим группу «Чистая Любовь» и Сергея Геннадиевича Гурьева за приглашение на концерт.
19 апреля 2014 г.
Москва, China-Town-Cafe