Вышел сборник прогрессив-рока «Музыка для мозгов-4»
Март 15, 2008
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Вышел сборник прогрессив-рока «Музыка для мозгов-4»

Четвертый выпуск из серии «Музыка для мозгов», посвященной российскому прогрессив-року, назван «Grand Finale». Разумеется, это не означает закрытие темы данного жанра в данной части света — ровно напротив. Прогрессив-роковая сцена за два года, прошедшие с выхода прошлого сборника, сделала мощный шаг вперед — сразу несколько команд получили контракты с западными звукозаписывающими компаниями, да и наш российский лейбл MALS вышел на международный уровень. Более того, издаться сейчас — не проблема. Другое дело, как отнесется зарубежный меломан к нашей музыке, не станет ли слушать ее только экзотики ради? Оказывается, нет. Так, вышедший в Канаде альбом сыктывкарцев The Gourishankar (его трек вы могли слышать на «Музыке для мозгов-3») был признан открытием года, а дебют Apple Pie из Курска заказал для своего мэйлордера сам Нил Морс (экс-Spock’s Beard), добавив: «Я впервые слышу сам себя!»
А финальную точку мы решили поставить по двум причинам. Первая — сам по себе лозунг «Музыка для мозгов» себя исчерпал и начал задавать зачастую совершенно превратное восприятие жанра. И сами арт-роковые музыканты в интервью восклицают: «Мы не играем музыку для мозгов! Мы играем музыку для души, для сердца!» Нет никакого смысла, слушая прогрессив-рок, оценивать его только с точки зрения композиционной сложности, ведь никакая «высокоинтеллектуальность» не заменит искры настоящего вдохновения, которое, надеюсь, присуще всем артистам, представленным на сборнике.
Причина вторая — уход с арены компакт-диска как основного аудионосителя. Прошло то время, когда подобные CD-компиляции были для многих первым и зачастую единственным шансом узнать о новых артистах. Сейчас в Интернете можно найти море разливанное самой разной музыки — легальной и не очень, хорошего качества и так себе, талантливой и бездарной. Откройте страничку на MySpace любого из участников «Музыки для мозгов», пройдитесь по ссылкам, и вы легко составите подборку по собственному вкусу.
А в нынешнем проекте мы прежде всего хотели представить свежие имена. Что отрадно — новых команд много, и среди них встречаются настоящие открытия.
Владимир МИЛОВИДОВ

Выход альбома наших соотечественников Lost World (они же «Затерянный мир») на таком почтенном лейбле, как французская Musea Records, — событие весьма и весьма примечательное. Впрочем, лидер группы, выходец из московской Консерватории, скрипач и композитор Андрей Дидоренко сейчас живет в Америке. Так что на родине с концертами коллектив видят лишь раз в год. Утешением может служить тот факт, что альбом действительно превосходен и в многоликой семье Musea русская группа выглядит более чем достойно. На сей раз «затмировцы» (не без давления окружающих) отказались от своей песенно-лирической составляющей — проникновенных баллад на русском (так же, как на английском и прочих языках) вы здесь не услышите. Немного жаль, ведь это была одна из сторон творчества Lost World, зато в результате альбом получился более цельным. Впрочем, «русская» тема всё равно ярко присутствует: центральной композицией альбома стала переработка «Allegro molto» из Восьмого струнного квартета Д. Шостаковича («Шостокката»). Дидоренко не без помощи своих друзей и сам замахнулся на крупную форму: его концерт для двух скрипок «Три состояния» (в трех, соответственно, частях) — прекрасный пример соединения классических традиций и возможностей рок-музыки. Ну а слушатели нашего сборника ознакомятся с заглавным треком альбома, позитивным и динамичным «Awakening Of The Elements» («Пробуждение элементов»). Сейчас музыканты группы, находясь в разных частях земного шара, записывают новый диск. По словам Андрея, этот альбом будет самым «живым» у Lost World — никаких программных барабанов, никаких MIDI. «Все инструменты сыграны живыми людьми, просто сидящими в разных комнатах», — сообщает Дидоренко.
http://www.lostworld.ru/

Aviva Omnibus — проект нижегородского «человека-оркестра» Дмитрия Лукьяненко. В прошлый раз он препарировал «Ludus Tonalis» Пауля Хиндемита, а теперь принялся за любимого нашего Петра Ильича Чайковского, превратив его «Щелкунчика» в «Nutcracker In Fury», а всем с детства известные «Марш», «Танец феи Драже», «Вальс цветов» — в «Heavy March», «Flower Fever» и «The Dance Of Tea Giants». Темы из вечнозеленого Петра Ильича, переработанные и включенные в современный прог-дэнс-рок-трип-хоп-эйсид-дэт-метал и прочий совершенно неожиданный контекст, звучат ярко и свежо, но сам контекст (которого гораздо больше) — еще фантастичнее и завлекательней. Словно гости из самых неожиданных музыкальных конфессий пришли повеселиться — как у Чайковского в финалах балетов, где каждый раз демонстрируют свои па-де-де целые компании различных персонажей. Мелькают темы Чайковского, шутливо искаженные, вспученные и всклокоченные, наложенные на рок-риффы и бравурные ритмы. Лукьяненко весело гоняет их по клавиатуре, словно детей — проказников и безобразников, позволяя себе не испытывать особого пиетета перед гением русской классики. В сказках всегда хороший конец, и даже «Взбесившийся Щелкунчик» в финале сменяет гнев на милость. Добрая, талантливая, искрящаяся юмором музыка вернет вас в безоблачное детство, когда Мышиный король представлялся вполне реальным, а игрушки под елкой — настоящими подарками Деда Мороза.

Quorum — подающая большие надежды русскоязычная нео-симфо-прог-группа. При большом количестве написанного материала коллектив временно не дает концертов — всё из-за проблем с составом и нехватки инструменталистов. Впрочем, когда состав наконец «устаканится», команда привлечет к себе немало внимания — в этом нет сомнений. Уже по существующей в виде демо-записи пенсе «Снег» можно судить о большом прог-хитовом потенциале. Сейчас Дмитрий Штатнов (вокал, бас, клавишые), Павел Барабанов (гитара) и их новые коллеги ведут работу над концептуальным русскоязычным альбомом в жанре сюиты.
http://quorum-band.narod.ru/

Второй альбом Karfagen (проект мультиинструменталиста из Харькова Антона Калугина) снова вышел на канадском лейбле Unicorn Records. А значит, дебют оказался удачным, и публика по всему миру благосклонно восприняла творение одаренного украинского композитора. Правда, ничего специально украинского у Karfagen нет — это «музыка мира» в широком смысле слова. Рисуя свои звуковые картины, Антон заимствует краски из палитр разных культур и эпох. Тут и родные звуки баяна, и завывания альпийских горцев, и тяжелые барочные аккорды а-ля Focus, и темы в духе Густава Малера. Диск звучит куда ближе к року, хотя лидирующая роль по-прежнему принадлежит разнообразным клавишным инструментам. Зато в наличии превосходная ритм-секция и солирующая электрогитара. По словам автора, главное отличие нового альбома от дебюта в том, что он записан полноценной группой. Правда, и «гостей» предостаточно. Среди них исполнители на нейлоновой гитаре, лире, флейте… Любопытно присутствие бывшего вокалиста мюзикла «We Will Rock You» Давида Тодуа, школьного друга Антона, но он сыграл здесь на электрогитаре. В этом нет ничего странного — диск, не считая редких вокализов и речевых вставок, инструментальный. Несмотря на стилевые коллизии, он пронизан красотой и гармонией — а эти качества в наше время, согласитесь, редки.

Inner Drive — молодая московская группа, близкая по стилю классическому арт-прог-року, фьюжну. В их музыке действительно есть внутренний драйв, мотор, который выражается как в динамичной, «токкатной» игре присутствующего почти во всех записях фортепиано (на клавишных — основатель группы Сергей Болотов), так и в острых ритмах, необычных гармониях. «Inner Drive — это внутреннее стремление выразить себя, облачить свою энергию и душу в музыку. Это стремление к открытиям не только для слушателей, но и для самих себя, попытка найти мир, которого еще не было», — так описывают свое творчество участники коллектива. Пусть в арсенале Inner Drive пока что лишь 5-трековое демо, однако к весне 2008 года команда в обновленном составе (со скрипкой и флейтой, на которых играют экс-участницы фолк-группы «Мельница») планирует записать студийный альбом, а также перейти к активным концертным выступлениям.
www.innerdrive.ru

Группа Apple Pie уже знакома нашим читателям по предыдущему выпуску «Музыки для мозгов» («Погружение»). С тех пор в жизни курского коллектива случилось несколько важных событий: альбом «Crossroad» вышел на российском лейбле Mals Records (2007) и получил позитивные отклики критиков (в том числе зарубежных). Тем временем сменился состав (пришел новый бас-гитарист, а место клавишника остается свободным), ведется работа над новым диском… Композиция «Temptation» — центральная вещь альбома, диалог Ангела и Дьявола, в которой герой встает перед нелегким выбором… Необычный выбор для прог-рокового сборника, ведь в ней куда сильнее привкус фанка, выраженный и в «гуляющей» ритмике, и в мощных риффах духовой секции, и в гимнических (в том числе с женскими бэками) вокальных партиях. Что ж, вокалисту/гитаристу Вартану Мхитаряну подвластны все стили, и теперь сравнения с одними лишь Spock’s Beard будут, мягко говоря, не очень оправданны. Ведь и сам прогрессив-рок не знает (или, по крайней мере, не должен знать) рамок и ограничений, так что ждем от Apple Pie новых интересных записей.
http://applepie-mus.narod.ru
Музыканты Apple Pie — барабанщик Андрей Голодухин и басист/вокалист Максим Жданов — также участвуют в группе Agnost Dei, играющей куда более экстремальную музыку: смесь кибер-метала, прогрессива и психоделии. (Образована команда на осколках еще одной проговой курской группы Vivid X — таким образом, мы имеем настоящую «курскую прогрессив-роковую аномалию»!) Поскольку вокально-инструментальные композиции этого коллектива содержат элементы гроулинга и прочей «брутальной техники», мы не решились привести их в нашем сборнике, зато ураганный инструментал «Мясорубка» вполне подходит к нашей подборке и по настроению, и по саунду, и по степени пресловутой «композиционной сложности». Одним словом, впечатляющая тема! Недаром альбом «Место, где времени нет» (куда вошел этот трек) посвящен фильму А. Тарковского «Сталкер».
www.agnostdei.ru

Белорусский коллектив Rational Diet открывает авангардную секцию сборника. Поначалу группа из Бреста (образовалась в конце 90-х) работала в русле «прикладной» музыки — это были саундтреки к экспериментальным фильмам, перформансам и т.д. Музыканты смело использовали приемы из арсенала минимализма и алеаторики, шумовой и «конкретной» музыки. Позднее коллектив переключился на рок с элементами импровизации, а еще позже, с 2003 года (и очередной сменой состава) начался период chamber-рока с заходами на территорию RIO и авангарда. Строго говоря, сегодняшнее творчество Rational Diet (в «звуковой партитуре» которой участвует гитара, фагот, скрипка, фортепиано, виолончель, вокал и рок-ритм-секция) можно трактовать как академический авангард или «третье течение» — точно так же, как и творчество Universe Zero, и Alamaailman Vasarat, например. Не случайно среди своих «вдохновителей» музыканты Rational Diet называют Перотина, Пёрселла, Перголези и Веберна, а на Восьмой квартет Шостаковича они сделали свой — совершенно отличный от Lost World — кавер. Диск Rational Diet издан в Италии (лейбл AltRock).
vozdookh.narod.ru
www.myspace.com/rationaldiet

Название латвийской группы Olive Mess таит в себе загадку — тут вам и некая «оливковая месса», и композитор Оливье Мессиан, весьма уважаемый молодыми музыкантами. Коллектив существует уже 10 лет, выпустил альбом на французском лейбле Soleil Zeuhl, выступил на множестве фестивалей, включая прибалтийские «Proguary» и «Baltic Prog Fest», московский «InProg». Изначально взяв курс на классический арт-рок со «средневековым» уклоном, группа пригласила в свои ряды вокалистку Илзе Паэгле из академического вокального ансамбля Canto. Пусть Илзе пробыла в составе Olive Mess недолго, с ней были записаны ключевые композиции альбома «Gramercy», в том числе «Стефан-пастух», повествующая об обросшем легендами историческом событии, произошедшем в XIII веке во Франции — так называемом Крестовом походе детей. Отрывок из этого поистине грандиозного музыкального произведения (в полном виде оно длится 21 минуту) вы можете послушать на нашем сборнике. А группа в настоящий момент готовит к выпуску на итальянском лейбле Mellow Records новый альбом под рабочим названием «Чердак».
www.olivemess.com
www.myspace.com/olivemess

Причисляет себя к движению RIO (Rock In Opposition) и молодая красноярская группа PikaPika Teart. Сочетая рок-драйв со звучанием классических инструментов и чисто русской напевностью, ансамбль наследует не только Henry Cow и Volapuk, но и Стравинскому, Прокофьеву, Шнитке. Приведем слова самих музыкантов: «Вновь проводя аналогию с гастрономическими изысками, напомню, что лучшие вкусовые букеты построены на контрастах: жирное — острое, сладкое — кислое. Пиво с рыбой, сало с луком. Какао с чаем. В музыке контраст может быть минорно-мажорный, динамический (смена темпа, ломаный ритм), частотный и контраст громкости. Низкие частоты (как и медленный темп, и тихий звук) тормозят процессы мозга, высокие (быстрый темп, громкий звук) — стимулируют». Так, то тормозя, то стимулируя восприятие, PikaPika Teart ведут своего слушателя сквозь лабиринты своей творческой концепции. Остается добавить, что в настоящее время группа дислоцируется в красноярском ТЮЗе, а в наш сборник вошла концертная запись (с фестиваля «Саянское кольцо», 2007).
http://www.myspace.com/pikapikamusic

Музыкальным странствиям московского коллектива Eternal Wanderers уже десять лет, и все эти годы две хрупкие девушки, Елена и Татьяна Каневские (вокал/клавишные и гитара/клавишные соответственно), неуклонно двигались к своей музыкальной мечте. Поначалу сестры творили вдвоем, записав два демо-альбома, инструментальный и вокальный, на стыке арт-рока, психоделии и электроники. Тогда команду приметили знатоки «электроакустического» направления, и Eternal Wanderers попали в один из тематических сборников. Были и «живые» выступления, но к началу 2000-х деятельность команды приостановилась. Однако барышни не опустили руки, и их нынешнее возвращение — с настоящим составом (в котором участвуют музыканты Quorum) и студийным альбомом — нельзя назвать иначе как триумфальным. Владение инструментами, вокальный уровень, — все это выросло неимоверно. Голос Елены Каневской непривычен для жанра. Лишенный эстрадной слащавости и «оперного» самолюбования, он, тем не менее, полон силы и уверенности. Сам альбом может быть (впрочем, достаточно формально) причислен к нео-прогрессиву. «Композиции объединены темой параллельных миров в различном понимании: космос, фантастические планеты, ушедшие в небытие города, внутренний мир человека и его фантазии», — рассказывают авторы. В музыке чувствуется неистовая жажда свободы, гармонии, счастья. Не растерять бы это ощущение…
www.eternalwanderers.ru/

Совсем недавно четыре московских любителя прог-рока встретились на просторах LiveJournal и объединились под «вывеской» Batisfera для того, чтобы делать свой музыкальный проект, и вот — уже готово качественное демо. Конечно, в их музыке можно углядеть легкие отсылки к Yes, Genesis и Rush, но Batisfera перерабатывает эти влияния творчески и органично. Длинные вещи слушаются на одном дыхании, в их развитии есть какая-то удивительная свобода, полетность, романтичность. Уровень исполнения далеко не «пионерский», и это, с одной стороны, неудивительно, учитывая опыт ударника Михаила Хейфица (NYL и др.), с другой — поразительно для таких молодых исполнителей, как Вальдемар Кисляков (бас-гитара). Остальные музыканты — Олег Анурин (клавишные, вокал, флейта) и Михаил Зонов (гитары) — тоже на высоте. Есть нечто символическое в том, что именно трек группы, чей первый демо-альбом называется «It’s The Beginning» («Это только начало») закрывает нашу прог-серию. Действительно, это только начало, и дальше, надеемся, всё будет только больше и лучше.
http://www.batisfera.ru/

Собрала по исключительно надежным источникам Елена САВИЦКАЯ

Владимир Импалер

Владимир Импалер