Прог-рок вполголоса, или Progressive Rock Evening в «Mezzoforte»
Cracked Rombix,fusion,Inner Drive,Introspective F.M.,Local,Mezzoforte,Mystic Morrison Visions,progressive rock,RIO,Москва До «прекрасного и удивительного мира» любителей прог-рока, то есть до клуба «Меццо-форте», от меня рукой подать – только пройти мимо аллеи Космонавтов и не напороться на Останкинскую «иглу»… Всё обошлось, и я вошел в клуб, поразившись «аншлагу» в количестве тридцати человек, из которых добрая половина – сами музыканты. Впрочем, количество зрителей заметно возросло к середине вечера. Уютный зал, вполне вместительная сцена, внимательный звукорежиссер за пультом – все это располагало к знакомству с новыми для меня ансамблями.
После быстрой настройки аппаратуры к рампе вышла первая из четырех команд – Cracked Rombix, состоящая из гитариста и барабанщика. Мощные раскаты ударника Дмитрия Ослякова в сочетании с преимущественно жесткими, но не стандартными гитарными риффами Дмитрия Павлюкова хорошо «разогрели» публику. Гитарист играет, в основном, в верхней части грифа, извлекая увесистые ноты, в стиле, который я бы охарактеризовал как «минималистский техно-фьюжн с экстримально-металлическими корнями». У меня появились ассоциации с музыкой группы Isotope, ранними Soft Machine, преимущественно с их механически-«зарефрененными» вещами, без джазовых изощрений и ритмического разнообразия. Видимо, в намеке Ослякова (он вышел в майке Napalm Death) следует искать подлинные корни их музыки.
Следующим на сцену поднялось психоделическое трио Mystic Morrison Visions из города Волжска, в музыке которого соединились элементы RIO и джаз-рока. Не могу сказать, что структура композиций MMV слишком сложна или изысканна, скорее в ней главенствует туманное или даже сумбурное (атмосферное) настроение, напоминающее работы Weather Report, с периодическим выдвижением клавишных на первую роль. В связи с этим особенно надо отметить клавишника Дмитрия Смоленцева – за прекрасное чувство импровизации. С другой стороны, музыка поволжских гостей не очень запоминается, так как в ней отсутствуют мало-мальски выпуклая мелодическая линия и ярко выраженная солирующая партия какого-либо инструмента.
Третьими на сцену вышли организаторы (и явные хедлайнеры) фестиваля – Inner Drive. У москвичей очень богатый инструментарий, они не боятся частого солирования на разных инструментах, смело выдвигают на первый план скрипку, смещая затем акцента на клавишные (аплодисменты здесь – Сергею Болотову), и т. д. Не оставляют эти симпатичные и интеллигентные ребята без внимания и визуальное оформление своих опусов: пространство между столиками стало ареной для причудливых танцев некой девушки со световыми шариками. Следует упомянуть, что в середине выступления Сергей Болотов представил нового басиста Дмитрия Штатнова (он же – Eternal Wanderers и Quorum) взамен уходящего Алексея Клубочкина, решившего уделить всё время творчеству в собственном проекте Vigilia.
На четвертом часу фестиваля на сцену взошла четвертая команда – Introspective F.M. из Ярославля. Выбор для завершения фестиваля крайне удачный и вот почему. После трехчасового прогрессивного рок-марафона, когда слух немного притупился, ребята из IFM своей приверженностью классическому инструментально-балладному року внесли определенный порядок и гармонию, наполнили душевностью и сделали уютным помещение, излишне наэлектризованное предыдущими выступлениями. Кажется, именно ярославцам досталась львиная доля аплодисментов. Хочется отметить фронтмена группы Алексея «Бородатого Космоса» Евланова, его берущие за душу проникновенные ноты на гитаре; второго гитариста, чья игра мне в какой-то момент показалась неплохой имитацией скрипки, и нежный шепот тарелочек Сергея Зайцева, имеющий явно джаз-роковое происхождение. Вообще, музыка очень четко соотносится с названиями песен. Скажем, в «Я не вернусь» ее наиболее эмоциональная партия – словно мятущаяся душа уходящего героя. А в «Разговоре под снегом» с ее аккуратными и мягкими, вплоть до акцентирования простого гитарного перебора, гармониями, прекрасно реализовано чувство интимного диалога. В общем, для меня эта замечательная группа стала ярким открытием.
P.S. Хочу обратить внимание на то, что отечественные группы порой выбирают себе чрезмерно мудреные англоязычные названия. Вопреки расхожему мнению, имя группы не обязано выражать суть ее музыки, а должно всего лишь обладать запоминаемостью. За примерами ходить далеко не надо: Pink Floyd, Can, Cream, Eloy, Jethro Tull, Gentle Giant, Grand Funk, Deep Purple – все эти названия не выражают ничего, кроме запоминающегося (и простого) набора слов.