Юрий Наумов: Добавляя новые измерения
Каждый раз, приходя на выступления Юрия Наумова, я убеждаюсь, что это – некое абсолютно магическое действо. И концерт «Блюз как будто Рок», посвящённый 55-летию Маэстро, состоявшийся 25 апреля в московском театре «Эрмитаж», не стал исключением.
Мужчина в белой рубашке, звуковой волшебник, просто сидящий на стуле посреди чёрного пустого пространства сцены, был центром всего сущего в тот вечер. Энергетическое поле, создаваемое им при помощи голоса, уникальной девятиструнной гитары и разных электронных «примочек», связывало воедино всё и вся и не ослабевало ни на мгновение. Во всём моём существе жили наумовские вибрации, рвущий напополам голос, «кошачье мяуканье» и резкий звон струн, раскаты аккордов, отдающиеся гулким эхом… Два отделения были сыграны плотно, цельно, единым куском.
Программа была выстроена таким образом, чтобы представить юбиляра с разных сторон. Были и этапные композиции, которые, по словам самого Наумова, «открыли форточки» для целых направлений его творческой мысли. А был пример и «красивого тупика» – изящная инструменталка «Вода». Были песни, без которых представить концерт Наумова очень трудно – такие как «Ночь на хайвее» или «Сказка о Карле, короле рок-н-ролла». А были те, что исполняются нечасто – например, очень свежо прозвучавший «Лондон» или «Возвращение блудного сына».
Сложно сказать какой номер произвёл самое сильное впечатление». Может быть, для меня это была «Азиатская месса». Эта вещь, полная дурных предчувствий и горьких провидений, заставила буквально заиндеветь.
Какой же день рождения без гостей? И гости-музыканты, конечно же, появились на сцене. Юрий Леонидович предоставил возможность желающим сыграть по сольному номеру. Во время этих выступлений Наумов сидел чуть склонив голову, опустив гитару и руки на колени. Странное было ощущение – музыкально артист отсутствует, просто внимательно слушает другого, но энергетически его присутствие очень сильно. Ну а потом юбиляр и гости «отвибрировали» вместе.
«Катафалк» с полной глубокого отчаяния мандолиной Ольги Егоровой и каким-то «ультразвуковым» вокализом обладательницы колоратурного сопрано Юлии Дмитриевой ошеломил, просто пронзил насквозь. До сих пор перед глазами стоит картина – две женщины в чёрном, словно погружённые в транс, извиваются в такт жгучей, горькой музыке, чтобы в нужный момент «очнуться» и вступить со своей партией…
Моя любимая, упруго пружинящая «Никак не похоже на блюз» здорово прозвучала с эфирной гармоникой Бориса Плотникова (памятного мне, конечно же, по группе Евгения Маргулиса). А с участием виолончелиста Андрея Березина (музыканта камерного оркестра Kremlin и «Виртуозов Москвы» Владимира Спивакова) вообще состоялась премьера новой композиции – «О том, чего не было».
Каждый из гостей безусловно украсил вечер, обогатил звучание, добавил в музыку Юрия Наумова новые измерения. Хотя, казалось бы, куда ж ещё? Ибо музыка маэстро и без того многомерна, даже когда он играет один.
Как и всегда, Юрий Леонидович не только играл, но и много говорил. Он рассказывал о каждой композиции, пояснял, чем именно она важна для него, чем отличается от прочих. Ну а под конец – программная вещь «Рождён, чтоб играть» в исполнении Наумова и всех его гостей. Каждый из четверых посолировал, и перекличка губной гармоники и мандолины – о, это было нечто!
Завершая концерт, Юрий Леонидович сказал, что в ближайшее время выступать не планирует. Он хочет сосредоточиться на работе в студии, поскольку внутренне готов к записи нового альбома. Альбом этот будет записан с участием приглашённых музыкантов, так что можно не сомневаться – количество измерений в музыке Маэстро будет возрастать и дальше.
«Юрия Леонидовича я считаю своим музыкальным крестным папой. Потому что именно он помог мне окончательно понять, чего я в музыке хочу.
Когда я попала на концерт Наумова, я просто утонула в этом звуке! Но самое-то важное – это не его звук, это его энергия… Как она исходит от этого человека, как она пульсирует… Я это видела и я была просто в шоке!
После концерта взяла и написала Юрию Леонидовичу – вот, мол, стану когда-нибудь великой, надеюсь, вы тогда согласитесь со мной сыграть. А он ответил: «А чего ждать-то? Приезжай давай прямо сейчас». Я приехала, и мы с ним сидели часов шесть подряд и просто играли, импровизировали.
Юрий Наумов – это человек, который умеет тащить из тебя величие. Это редкое качество».
«Песни Юрия Наумова я услышал примерно тогда же когда начал учиться играть на губной гармонике. В то время я ещё много играл на гитаре и даже пытался подражать манере Юрия Леонидовича. Поэтому его песни определенно повлияли на мое формирование как музыканта, и для меня было большой честью стать частью его искусства».
«Юра… он как новая вселенная появился в моей жизни. Кассета с его музыкой у меня была в детстве, а с другой стороны были Бах, Бетховен, Шуман, Чайковский, Шёнберг… но совместить эти два мира – рóковый и академический, – до сотрудничества с Наумовым не получалось.
Это сотрудничество изменило меня в человеческом плане гораздо сильнее, чем в музыкальном. Оно дало мне понимание музыки как средства для работы с душами слушателей, с их самым глубинным ощущением самих себя.
Благодаря способности воспринимать мир, в том числе и музыкальный, как изменяющийся поток, а не закостенелую сущность, Юра остаётся юным и свежим. И его искусство сегодня актуально и современно».
Сет-лист. 1 отделение: Московский буги, Миниатюры, Не закрывай глаза, Ночь на хайвее, Сольная импровизация Бориса Плотникова, Никак не похоже на блюз (с Борисом Плотниковым), Startrip (Ольга Егорова) (сольный номер Ольги Егоровой), Катафалк (с Ольгой Егоровой и Юлией Дмитриевой), Прелюдия-фантазия (Гаспар Кассадо) (сольный номер Андрея Березина), О том, чего не было (с Андреем Березиным), Уходя от погони, Возвращение блудного сына.
2 отделение: Азиатская месса, Лондон, Ночной кабачок, Вода, Любовь, Сказка о Карле, короле рок-н-ролла, Сарабанда, Рожден чтоб играть (с участием Бориса Плотникова, Андрея Березина, Ольги Егоровой и Юлии Дмитриевой).
Пётр КУЛЕШ
Фото 1 и 5 предоставлены Юлией Дмитриевой, фото 2, 3, 4 и фрагменты – Сергей Милюков.
Благодарим Юлию Дмитриеву за приглашение.
25 апреля 2017 г.
Москва, театр "Эрмитаж".