Wacken Open Air 2023: Золотой век и холодный душ
Знаменитый лозунг Вакена “Rain or shine” в этом году дал слабину. Сильнейшие дожди накрыли место фестиваля накануне его проведения и заставили организаторов сначала ограничить поток прибывающих посетителей, а затем и вовсе закрыть доступ на «святую землю» примерно для 35 тысяч обладателей билетов (именно такая цифра звучала в местных СМИ), многие из которых находились на различных этапах пути на фестиваль.
Что именно заставило организаторов пойти на такой серьёзный шаг, остаётся загадкой, поскольку одной из причин увеличения стоимости билетов, случившейся несколько лет назад, называлась установка дренажных систем, которые как раз и были призваны спасти фестивальное поле от превращения в тотальную кашу. Да и погодные условия, в которых «Wacken Open Air» прошёл в 2015 году, были как минимум не лучше. Очевидно, что в текущей ситуации организаторы терпят огромные убытки, но появившееся после завершения фестиваля предложение купить футболку с надписью «Я не смог быть на Вакене в 2023-м, но обязательно вернусь в 2024-м» за 6,66 евро кажется мне верхом цинизма.
Все люди бывают жертвами тех или иных решений и вытекающих из них ситуаций и обстоятельств. Так и я, сумев прибыть в деревушку Вакен аж за два дня до «нулевого» часа, был вынужден её покинуть на следующее утро после ночи в женском душе.… Если опустить подробности, то «ночь в женском душе» звучит даже весьма интригующе, но стоить добавить детали вроде «холодная ночь на скамейке в женском душе», «будучи промокшим до нитки» и так далее, и ситуация уже не покажется столь радужной. В общем, я покинул Вакен, но, несмотря ни на что, вернулся на сутки, поскольку очень сложно устоять перед таким феноменом, как Iron Maiden. Поэтому этот репортаж начнётся (и закончится) единственным, третьим по счёту днём фестиваля.
Первой интересной для меня группой в этот день были Trivium. Не всё творчество американцев находит у меня отклик, и последние два альбома “What The Dead Men Say” и “In The Court Of The Dragon”, выпущенные во время локдауна, как раз из таких. Вообще это очень интересный момент: Trivium – одна из немногих команд, которые не только выпустили альбом в ковидное время, отказавшись откладывать его до лучших времён, но и сразу же за ним записали и издали ещё один. Поэтому я предполагал, что упор в концертном сете будет сделан на эти два релиза, но, к счастью, мои прогнозы не оправдались: в общей сложности с последних двух альбомов было сыграно всего три песни, среди которых попалась и очень даже хорошая “Feast of Fire”. К сожалению, впечатления омрачил отвратительный глухой звук; к тому же Trivium играли с сессионным басистом, участником английских металкорщиков Malevolence, а их штатный участник Пауло Греголетто внезапно загремел в больницу с грыжей. Ранее мне доводилось видеть Trivium и с хорошим звуком, и в полноценном составе, и с более интересным сетом, поэтому, даже несмотря на исполнение аж двух песен с моего любимого “The Sin And The Sentence”, в актив занести это выступление я не могу.
Ближе к сумеркам на главную сцену вышли одни из тех, ради кого моя поездка в Вакен в принципе затевалась – Megadeth. Не секрет, что у Дэйва Мастейна и компании бывают как отличные шоу, так и абсолютно провальные. Мне доводилось видеть и те, и другие. Последнее было буквально полтора неделями ранее в Таллине, и оно было отличным. Ну а нынешнее грозилось стать исключительным, однако не будем забегать вперед.
Начало сета было весьма предсказуемым: традиционная «открывашка» последних десяти лет “Hangar 18”, а сразу за ней – связка из “Wake Up Dead” и “In My Darkness Hour”. Далее немного свеженького в виде заглавного трека с предпоследнего альбома “Dystopia” и “We’ll Be Back” с прошлогоднего “The Sick, the Dying… and the Dead!”. Решение исполнять одну песню с нового альбома мне кажется довольно странным. В последний раз Megadeth так сильно игнорировали лишь неоднозначно принятый “Super Collider”, в то время как “The Sick…” получил хорошие отзывы как у фанатов, так и у критиков.
Тема сет-листов, в особенности у групп с обширной дискографией – тема неблагодарная, довольных не будет никогда, однако всегда есть способ порадовать die hard – фанатов исполнением парочки редких вещей. В текущем туре Мастейну это, безусловно, удалось. Несмотря на то, что “Angry Again” и даже “Mechanix” периодически звучат со сцены, я всё равно был счастлив их услышать, ну а “Dread and the Fugitive Mind” с крайне недооценённого “The World Needs a Hero” без каких-либо оговорок является украшением текущего тура. Именно тура, поскольку украшением концерта на Вакене стала не песня, а человек…
…Имя которому Марти Фридман. Гитарист «золотого» состава группы уже воссоединялся с Megadeth уже в ставшей родной для него Японии в феврале этого года (впервые за 23 года!), и тогда это событие анонсировалось заранее и широко освещалось. Совместное выступление на Вакене стало сюрпризом, хотя, сложив два и два, можно было ожидать подобного поворота событий. Не каждый раз Megadeth и Марти Фридман со своей сольной командой выступают на одном фестивале, пусть и в разные фестивальные дни, не так ли? Итак, этого можно было ожидать, но это всё равно что получить подарок, на который ты и не рассчитывал, хотя давно мечтал.
Марти внезапно, без каких-либо объявлений, появился на сцене во время “Trust”, и видеть видеть восторженную реакцию фанатов было крайне приятно. Всего с Фридманом было сыграно четыре вещи – помимо уже названной “Trust”, это “Symphony of Destruction”, закрывающая сет “Holy Wars” и, естественно, “Tornado of Souls”, соло из которой стало как визитной карточкой Марти (эта песня – единственная из репертуара Megadeth, которую он регулярно играет сольно), так и мерилом профпригодности для всех гитаристов, что играли в группе после него. Услышать эту песню от Megadeth с соло Фридмана – вот это момент, тянущий на вакеновский “night to remember”. Между Дэйвом и Марти по-прежнему чувствуется, словно и не было этих 23 лет. А как бы они звучали, будь у них больше репетиций и какое-то количество концертов вместе…
Горькой пилюлей этого радостного действа было отсутствие «младшего» Дэйва, Дэвида Эллефсона, так нелепо уволенного из группы несколько лет назад. Никто не спорит, что Megadeth – это Дэйв Мастейн. Никто не спорит, что вернувшийся в группу Джеймс Ломенцо – отличный басист, и мне было очень интересно посмотреть на группу с ним, но в таких ностальгических моментах, как разовый реюнион с Марти Фридманом, Эллефсона явно не хватало. Так же странно было видеть не его по центру сцены с каноничным пятиструнным «Джексоном» в том самом басовом интро в “Peace Sells”.
Если опустить этот момент, то можно сказать, что на «Вакене» в этот вечер сошлось всё, чтобы сделать этот концерт Megadeth особенным. Дэйв был в хорошей вокальной форме, насколько вообще можно говорить о его певческих способностях с учетом возраста и пережитого рака горла, и в хорошем настроении, что тоже далеко не его обычное состояние. В сет-листе нашлось место почти всей обязательной классике и парочке редкостей. Плюс я осознал, что наконец-то принял для себя Кико Лурейро в качестве гитариста Megadeth. И на вершине всего этого – Марти Фридман.
Каждый тур Iron Maiden – действительное большое и уникальное Событие. И каждый раз они способны удивить. После двух частей затянувшегося из-за ковида тура “Legacy of the Beast”, поднявшего сценическое шоу «Мэйден» на новый уровень, фанаты ожидали полноценного тура в поддержку вышедшего в 2021 году альбома “Senjutsu”. Ходили слухи о том, что группа намерена играть релиз целиком в сопровождении масштабных декораций на соответствующую тематику, которые группа использовала во второй части тура «Legacy of the Beast», где всё же звучали три песни с альбома, однако анонс текущего “The Future Past Tour” сильно удивил. С одной стороны, немного обидно, что “Senjutsu”, судя по всему, так и не получит полноценного тура в свою поддержку (о потенциальных причинах подобного решения – чуть позже), с другой, наконец-то Iron Maiden воздают должное игнорируемому самой группой и при этом горячо почитаемому многими фанатами (и автором этих строк в частности) альбому “Somewhere in Time”.
Будем честны, несмотря на свою популярность, “Wacken Open Air” в последние годы сильно уступает остальным крупным европейским фестивалям по части хедлайнеров. Зачастую причиной этому являются даты его проведения – первые выходные августа, в то время как большинство фестивалей проходит в июне-июле, и туры многих крупных команд, заточенные под эти даты, попросту уже заканчиваются. И да, «Вакен» старается компенсировать недостаток «больших имён» различными эксклюзивами, но речь сейчас не об этом. А о том, что Iron Maiden – как раз одна из тех максимально крупных (если не крупнейшая) групп в жанре, что становятся для любого феста настоящим, «жирным» хедлайнером без каких-либо оговорок. А это означало, что их выступление собрало максимально возможное количество людей.
Неизменно звучащая перед выходом музыкантов “Doctor, Doctor” UFO переходит в финальную тему из фильма «Бегущий по лезвию», и, наконец, начинается “Caught Somewhere In Time”, которая до текущего тура игралась аж в 1987 году. От одного лишь «галопа» бегут мурашки, и ведь это даже не какая-то суперэпичная песня или баллада. Сходные эмоции вызывает ещё одна вещь с “Somewhere in Time” – “Stranger in a Strange Land”.
Далее следует блок из “Senjutsu” – сингловая “The Writing on the Wall” с красивейшим соло Эдриана Смита, “Days of Future Past”, а на закуску – “The Time Machine”, с которой очень хорошо сочетался задник с несколько изменённой обложкой сингла “Wasted Years”. Ещё одна песня, которую вряд ли кто ожидал услышать в этом туре – “The Prisoner” с “The Number of the Beast”. К слову, это была единственная песня с того эпохального альбома. Ни, казалось бы, обязательной заглавной вещи, ни “Run to the Hills”, ни “Hallowed Be Thy Name”. Вот что бывает, когда музыканты играют в первую очередь для себя.
Но и к фанатам «Мэйдены» определённо прислушиваются. Выступление на Вакене было последним в рамках европейского тура, и к этому моменту ни для кого не было секретом, что в его сет-листе нашлось место для “Alexander the Great”, финального эпика с “Somewhere in Time”, пользующегося огромной популярностью среди почитателей группы. Многолетние просьбы фанатов наконец были услышаны, что породило прецедент: ранее живые премьеры песен случались у Iron Maiden только в турах в поддержку тех альбомов, на которых они записаны. Сказать, что это было великолепно – не сказать ничего. Для полнейшего счастья не хватало только “The Loneliness of the Long Distance Runner”, но это я, пожалуй, уже раскатал губу.
Однако, невзирая на огромную любовь к “Alexander the Great” и к “Somewhere in Time” в целом, больше всего я ждал очень актуальный ныне 11-минутный эпик “Hell On Earth” с “Senjutsu”. Песня заслуженно открывала «бисовую» часть шоу, и эпичный рисунок на заднике сцены с пост-апокалиптическим пейзажем и Эдди, на этот раз в виде Статуи Свободы, лишь сгущал краски вокруг тяжелой тематики текста. Строчки “Love in anger, life is danger / Lost in anger, life is danger”, сопровождаемые пиротехникой и огнём на сцене… Как говорится, if you don’t feel it – you will never understand.
Возвращаясь к постановочному аспекту шоу, должен сказать, что этот тур значительно уступает как минимум двум прошлым, с которыми планка была поднята очень высоко. Группа не стала воссоздавать декорации к оригинального “Somewhere On Tour”, поскольку это не полностью «ностальгический» тур, но и не использовала сценический антураж, который присутствовал у неё в “Senjutsu”-блоке во второй части тура “Legacy of the Beast”, довольствовавшись только сменой задников под каждую песню. Появилось «современное» новшество в виде двух вертикально вытянутых экранов с двух сторон от задников, которые мне показались совершенно лишними, несмотря на порой интересный видеоряд. Мне кажется, что в этот раз упор был сделан исключительно на песни, причём на те песни, которые было интересно играть самим музыкантам и интересно услышать настоящим фанатам группы, уставшим от постоянных “2 Minutes to Midnight” и “The Trooper”, пусть и без последнего всё же не обошлось. При этом нельзя сказать, что шоу как такового не было – скорее даже наоборот. Впервые на сцену выходили аж три (!!!) версии Эдди, и это не считая его огромной головы во время песни одного с группой названия. Возможно, кому-то может показаться, что последние несколько предложений противоречат друг другу, но тот, кто видел Iron Maiden в туре “Legacy of the Beast”, поймёт.
Я уже упоминал, что выступление на “Wacken Open Air” у Iron Maiden было последним в европейской части тура, и буквально накануне было объявлено, что в начале года у барабанщика Нико МайБрейна случился инсульт, в результате которого он был частично парализован, но сумел восстановиться к маю, когда стартовал тур. Это объявление прояснило некоторые вопросы, возникшие у фанатов в связи с игрой барабанщика в начале гастрольной трассы. И, возможно, именно понимание того, что дни текущего состава Iron Maiden могут быть сочтены, заставило музыкантов скорректировать свои планы и отказаться от полноценного тура в поддержку “Senjutsu”, а вместо этого исполнить мечту огромного количества фанатов и наконец-то сыграть “Alexander the Great” именно сейчас.
Финальная “Wasted Years” и последующее скандирование многотысячной толпой имени барабанщика во время поклона вызвали много приятных, но и одновременно печальных мыслей. Да, это был воистину исторический с точки зрения музыки день – Дэйв Мастейн вновь играет на одной сцене с Марти Фридманом, Iron Maiden исполняют мои любимейшие песни, но это вряд ли все это когда-нибудь повторится. От осознания этого немного грустно, но с другой стороны, понимаешь, что действительно «живёшь в золотые годы».
Макс ЛИСИН
Фото: Маргарита Стефанкова
Выражаем благодарность организаторам фестиваля за аккредитацию.
Все фото (включая также выступления групп Ville Vallo, Bloodbath, Masterplan, Alestorm, Killswitch Engage и Possessed, не вошедшие в этот репортаж): https://vk.com/album-2548741_301550192
или
Wacken Open Air'2023
4 и 5 августа 2023 года, Вакен (Германия) Megadeth, VV, Bloodbath, Masterplan, Alestorm, Killswitch Engage, Posessed, публика на концерте. Фото - Маргарита Стефанкова...
2-5 августа 2023 года
Вакен (Германия)