Versus Festival: На перекрёстке стилей
Октябрь 10, 2019
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Versus Festival: На перекрёстке стилей

Начнём с главного: этот фестиваль в городе Владимире устроил наш друг и автор «ИнРока», гитарист группы Enine Владимир Михайлов на пару с коллегой-гитаристом из команды Bosphorus Night Геннадием Бурмакиным. Первая команда играет прогрессив, вторая – глэм-метал, Михайлов уже делал во Владимире местную версию питерского фестиваля «Babooinum» и устраивал гастроли нескольких прог-групп и не только, Бурмакин же руководит фестивалем «Bourbon Street«, собирающим «глэмстеров» из разных городов России. Не приехать было бы просто невозможно, а на этот раз редакцию представляли сразу двое – Владимир Импалер как журналист и фотограф, и Дмитрий Кошелев – как журналист и ведущий концерта.

   

«Versus Festival» задумывался как формальное противостояние, а реальное объединение этих двух жанров. Может, услышав друг друга, музыканты и их фэны заинтересуются и у групп станет больше слушателей, а творчество обогатится влияниями других жанров… В таких случаях всегда есть риск: не всегда объединение групп даёт сумму аудиторий, очень часто – их пересечение. С другой стороны, рок-сообщество Владимира нельзя назвать избалованным фестивалями и гастролями, да и у Bosphorus Night уже есть своя верная аудитория в родном городе… Это всё, скажем так, рациональные факторы, аргументы «за» и «против», которые можно просчитать и работать по мере сил, чтобы всё вышло как можно лучше. Например, договориться с прекрасным залом ОДРИ (Областной дом работников искусств, зал человек на 70, где принимают и классику, и рок, где можно и слушать сидя с комфортом, и танцевать в партере), сделать массу анонсов в местной прессе и даже такую диковинную вещь, как пресс-туры музыкантов-участников – Arida Vortex приехали в город и дали несколько интервью местным радио и ТВ. И ждать, что эта работа принесёт результат в виде продаж билетов…

Но есть и факторы иррациональные. Они проявили себя в виде серьёзных личностей в форме, которые сначала поинтересовались заранее, потом – пришли перед концертом с вопросом: «А что это за Versus такой? Это что значит, «против»? А против чего вы тут выступаете?» Говорили даже, что в репертуаре одной из групп-участниц есть экстремистская песня. Правда, не говорили, у какой. Мол, сами догадайтесь. Михайлов потом предполагал, что это его собственная группа Enine, которая играет инструменталы… разумеется, экстремистского характера. А уже после концерта возникла мысль, что виной всему – шаманский танец перед сценой во время их выступления. Шаманы сейчас под сомнением. Или ещё вариант – под таким же названием, «Versus», проходят сейчас рэп-баттлы. А рэперы – ещё опаснее шаманов! Возможно, выбор имени был неидеален, но что поделаешь, если все мы витаем в облаках и знать не знаем о происходящем в мире рэпа. Так или иначе, придя в зал и не увидев крамолы, личности в погонах попрощались, и более ничто не нарушало течения прогрессивно-рок-н-ролльного праздника.

День первый. Любовь к «Цеппелинам»




 

Открыть фестиваль – после звучной приветственной речи Митяя Уранхая (творческое альтер-эго Дмитрия Кошелева, если кто не знает) – предстояло хозяевам, глэм-группе из Владимира Bosphorus Night. Всё, как надо – молодость, задор, неплохие собственные вещи и знаковые (т.е. указывающие вектор творчества) каверы – «Cherry Pie» Warrant. Правда, есть проблема – когда звучит даже такая, прямо скажем, не входящая в число великих хитов столетия песенка, всё собственное творчество Bosphorus Night мигом забывается. А что говорить про кавер-версию «Long Live Rock’n’Roll» Rainbow! Только огромное спасибо. Кавер звучал достойно – не как у Дио, конечно, но примерно как эту вещь пел Дуги Уайт… Что касается певца под ником Love Hurts, он же Александр Захаров – он хорош, но чересчур упирает на верха, и это постоянное пищание несколько утомляет. В целом плюс группы – молодость, задор, качество игры, забота об имидже, осмысленная сценография, отточенные движения, явно они это репетируют наравне с музыкой. Bosphorus Night дают публике не только музыку, но и шоу. И чувствуется, что это реальная команда, а не «тот, кому больше всех надо» и «все остальные»… Вопрос в уверенности: надо верить, что свои вещи – такие же хиты, как и те, что вы «каверите». Тогда всё получится. Вообще вопрос успеха в жанре глэм-метала в наши дни очень интересный. Совсем недавно на глазах очень похоже начинала московская группа Scary Tale, такой же задиристый, смазливый и хулиганский глэм, свои песни, свои фэны на концертах, желание свернуть горы. Потом – дебютный сингл и… всё как-то развалилось. Хотелось бы, чтобы Bosphorus Night эта судьба миновала, но как?..

В паузе стал рассматривать картины на стенах в фойе. Сначала подумалось, очередная выставка детского творчества. Пригляделся – нет. Вроде и простые, примитивные, а вроде и глубокие, с философским подтекстом, и видна рука художника. «Гибель Айседоры Дункан», «Прощание с ‘Родиной'» (компания пьяниц и разрушенный кинотеатр на фоне)… Много сюжетов, связанных с театром. Оказалось, это работы Владимира Георгиевича Миодушевского, в прошлом – актёра, режиссёра Владимирского областного театра кукол. Сейчас он тяжело болен, и картины для него – важная отдушина в жизни. В этом мне рассказывала, увидев мой интерес, директор ОДРИ Лариса Муравьёва. Было радостно видеть во главе такого серьёзного зала человека неравнодушного и восприимчивого к самой разной музыке. Она устраивает там ежегодный фестиваль начинающих рок-групп – мол, надо же ребятам где-то играть. А слушая хедлайнеров, пауэр-группу Arida Vortex, улыбалась: «Что-то слабо рубятся под такую музыку! Надо мощнее!»



Вернёмся в зал. Там начинают Take Me Far Away, они из Питера и представляют в этот день прогрессив. Хотя по стилю это скорее пост-рок/пост-метал, качественный, но банальный по меркам жанра, не удивляющий ни тембрами, ни мелодиями. А логотип, с переплетениями каких-то сучьев и веток, и вообще ассоциируется с блэк-металом. Говорят, раньше у группы были клавишные и саунд был поинтереснее. Теперь две гитары (одна семиструнка), бас и ударные. Одну вещь сыграли в качестве премьеры, скоро у группы будет новый альбом. И хотя часть фэнов «Босфорусов» пошла прогуляться, оставшиеся тепло реагировали на непривычную инструментальную музыку, и в целом зал опустел не сильно. Изюминкой выступления Take Me Far Away стал «лежачий партер»: Озма из Absent Sunday и её друзья легли прямо перед сценой и аплодировали прямо так, лёжа. «Музыка Take Me Far Away легко уводит слушателя за границы себя, погружая в живое пространство космоса, где всё непрерывно растворяется друг в друге», – гласит описание в группе вконтакте. Смотрите, не растворитесь совсем!




Ещё одни «бойцы прогрессивного фронта» – москвичи DFMA. Кстати, долго ломал голову, что значит эта аббревиатура. Оказалось, это не аббревиатура, а квазианаграмма от слова «дофамин» (гормон, отвечающий за любовь, страсть и положительную мотивацию в целом). В центре внимания – певица со сценическим именем Виолина Блисс (или Вайолин, тоже красиво), девушка внушительного роста и не менее внушительного голоса в непривычном диапазоне меццо-сопрано, а то и контральто. Тот случай, когда трудно сказать, что больше приковывает внимание – интересный вокал или внешний вид. Виолина, извиваясь, как лассо, ни секунды не давала передышки себе и зрителям. А умение взмахнуть хайром так, чтобы он не запутался – это дар! Была бы музыка DFMA так же интересна, если бы не внешние данные? Наверное, да. Выразительный голос и умение переживать (это прямо на её лице отражалось) эмоциональные переходы довольно сложных композиций, а иногда какая-то подлинная, первобытная дикость в взгляде, то самое, в хорошем смысле, «безумие сцены». Остальные музыканты – это барабанщик Андрей Окунев, гитарист Майк Сафронов и басист Артём Молодцов – не перетягивают внимание на себя, но как инструменталисты очень хороши. Кстати, Артём также участвует в проектах Алексея Маркова Starsoup и Distant Sun (там он играет на гитаре), и два года назад он с Алексеем гостил у нас на стенде «ИнРока» на MusikMesse…
Почти вся музыка DFMA – англоязычная, но в этот раз во Владимире состоялась премьера песни на русском языке. Певица сказала, что никакого предубеждения к родному языку у неё нет, просто не «шли» тексты на русском, а вот теперь – случилось. «Я так хочу…» – запела она. «Чтобы лето не кончалось?» – подумалось мне. Но вещь была о чём-то совсем другом. А потом – кавер-версия «Immigrant Song» Led Zeppelin. «Ещё Цеппелинов!» – кричали в зале. «Ну, Led Zeppelin я люблю… – отвечала Виолина. – Но DFMA всё-таки люблю больше!» И группа сыграла ещё одну собственную вещь.



В завершение уже подуставший зал встретил москвичей Perfect Crime. Помнится, когда-то в этой команде играл экс-барабанщик Shadow Host Ефим Бурак, а ещё до его прихода туда, в 2013-м, был записан единственный на сегодня альбом. Ефим давно оттуда ушёл, полноформатных релизов с тех пор не было, хотя работа не останавливалась, новый диск уже записан и выйдет на днях. Новый материал, разумеется, живьём был, как были и каверы – Motley Crue и Accept «Living for Tonight» (с «Metal Heart»). Полосатый микрофон, полосатая стойка… Вспоминается анекдот про продавцов полосатых палочек… Но с таким хайром, как у фронтмена Perfect Crime Ивана Носкова, в ГАИ работать вряд ли возьмут. Если проводить сравнения с группой, открывавшей этот день, у Perfect Crime всё наоборот – есть опыт, уверенность в себе и некоторая усталость от своего образа. Голос – тоже в стиле «Крю», с хрипотцой, хулиганский, идеально соответствующий стилю, но хотелось бы ещё какой-то разноплановости. И выступление это было бы совершенно «perfect», будь оно хоть чуточку покороче. Что любопытно, басист группы Александр Федонин на следующий день вышел на сцену уже с «Вортексами»…

Это ещё не всё. Желающие могли проследовать в рок-бар «Другой», который находился совсем рядом – по ту сторону Золотых Ворот. И отметить день рождения Владимира Михайлова. Часы пробили полночь, и товарищи по команде внесли в зал торт с горящими свечами. На экране включили концерт Gotthard – старого, ещё со Стивом Ли… Праздновали часов до двух – очень по-рок-н-ролльному, особенно если учесть, что части собравшихся назавтра ещё предстояло играть, а другой части – «пахать» по организации концерта. Правда, под конец рок-хиты на экране сменились творчеством Эдда Ширана и рэп-каверами Queen, и вечер перестал быть томным…

День второй. Шаманов много не бывает

«Мы выстояли. Мы выдержали! Мы победили!!!» – так, изображая голос Леонида Ильича Брежнева с лёгкими нотками Удо Диркшнайдера, приветствовал публику второго дня ведущий концерта Дмитрий Кошелев. Да, тех, кто смог прийти снова в ОДРИ после четырёх групп и последующего заседания в баре, можно считать героями рока…



Роль групп-организаторов – быть открывающими. Так заведено, не спрашивайте. В этот день – группа Владимира Михайлова Enine. Ровно два года назад в том же самом зале ОДРИ я видел её ещё с предыдущим фронтменом, басистом/вокалистом Владимиром Косыгиным, что родом из Камчатки. С него-то и начались все эти шаманские веяния. С тех пор случилось видеть их ещё раз, на концерте в Москве в магазине «Дом культуры», а потом «корякский шаман», так бодро начавший, начал понемногу «динамить» товарищей и постепенно отошёл от участия в группе. На смену ему пришла… шаманка, юная миниатюрная брюнетка по имени Дарья Нигавора. Она, правда, пока не поёт, зато ударяет в бубен, пляшет и играет на гитаре в одной вещи… но об этом позже. Партии же бас-гитары взял на себя барабанщик прежнего состава Владимир Никонов, его же место занял Александр Дятлов из группы Bosphorus Night. За своими клавишными остался Илья Фролов, играющий с Михайловым ещё со времён группы «Алгабас». Так что же из себя представляет Enine сейчас? Представляется почему-то… чемодан путешественника, который побывал в нескольких поездках и наклейки аэропортов не стали срывать -как воспоминание о былых путешествиях. Вот проекции немых фильмов-ужастиков, профиль «Носферату» – часть самого первого, «саундтрекового» этапа творчества. Вот «танцы с бубном» и прочие замысловатые действия в жанре пантомимы, которые, возможно, как-то связаны с музыкой, а может, и нет, под аккомпанемент, напоминающий инструменталки Alan Parsons Project… Да, к пляскам Дарье на сцене прибавилась пантомима перед сценой: актёр-шаман плясал с мешком на голове, растягивал какие-то нити, производил некие манипуляции с фигуркой клоуна… потом к нему добавился ещё один шаман, и ещё… Как при этом не отвлекаться от происходящего на сцене? Так или иначе, внимание резко переключилось обратно, когда Владимир Михайлов объявил кавер-версию. Соревнование жанров продолжилось: Bosphorus Night сыграли Rainbow, а Enine взяли Porcupine Tree – “Sound of Muzak”, а к микрофону вышла фронтвумен из DFMA Виолина Блисс. Вышло хорошо и самозабвенно – вещь тех времён, когда «Поркупайны» ещё считались своими в неопроговой сцене, отлично сочетается с неопроговыми вкусами самого Михайлова. Правда, сразу после этой вещи Enine распрощались. Опять же, кому не уступать время другим, как не организаторам…



Дальше, на первый взгляд, странные гости в этом прогрессив-окружении – Ragged Jeans из города Мурома. Два гитариста, один из которых поёт, бас и ударные, а музыка – тяжелый рок-н-ролл с толикой хэви и альтернативы. И никакого «образа», глэмовых раскрасок, простые повседневные одежды. Казалось бы, таких команд, «возрождающих атмосферу рока», сейчас хоть отбавляй, но у Ragged Jeans есть, помимо драйва, атмосферы, ещё и отличная музыка. Крепкие, ёмкие риффы, отлично поющиеся фразы, припевы, которые хочется повторять. Да, и хороший английский прононс вокалиста. Правда, на стойке перед ним был прикреплён мобильник (почти как у Джонни Джиоэли из Axel Rudi Pell Band), так что до полного рок-отрыва еще есть несколько шагов.





Озма и её команда Absent Sunday обычных концертов не дают, а каждый раз умудряются что-то «отчебучить». Вот и на этот раз, сперва на сцену вышла скрипачка и умильным голоском заговорила что-то о просветлении, а за ней – басист Коноплёв в деловом костюме провозгласил собрание секты поклонников прогрессива – иначе говоря, Живого Общества Поклонников Прогрессива и Арт-рока, сами сложите аббревиатуру, если не догадались… Дальше на сцену выпихнули барабанщика Сергея Рогулю в майке «ГрОб» и буквально вынесли на руках и усадили за клавиши Озму. А дальше начались чудеса прог-рока – чтобы их творить, нужно было скандировать слово «бабуинум!» – сначала Озма «вдруг» запела не по-русски, а по-английски, потом Сергей Рогуля понял, что больше не может играть четыре четверти… Пробовал – не получается! Тогда он снял майку «Гражданской обороны» и под ней оказалась другая, с Pink Floyd… Все перипетии и перехлёсты этого шоу не возьмусь пересказывать – иначе чем будет группа удивлять фэнов в следующий раз? Достаточно сказать, что в конце, осенённая флагом Pink Floyd, фронтвумен прозрела – она вспомнила, что её зовут Озма и что она является тайной дочерью Питера Хэммилла.
Кстати, любопытная трансформация смыслов. Если раньше ассоциация на человека в майке «ГрОб» была бы однозначной – панк, «говнарь», человек на самой первой ступеньке развития музыкальных вкусов, то теперь, видя такое, думаешь: «Ого! Да вы, батенька, эстет, интеллектуал!» А вот пинкфлойдовская символика на прог-концерте кажется совершенной банальщиной…





После такого казалось, что можно только расслабиться и ждать, пока доиграет последняя из четырёх групп этого дня… Если бы это была какая-нибудь другая группа, а не Arida Vortex. Признаться, я не был на её концертах давным-давно, последний раз слышал «Вортексов» еще с Андреем Лобашёвым, а если вспомнить, что из состава, записывавшего её великолепное первое демо в 2001-м (!) году, теперь в группе один только гитарист Роман Гурьев, все остальные пришли позже, то есть повод для сомнений – а «та» ли это группа, хранит ли она старый дух классического пауэр-метала с высоким «полётным» вокалом Андрея? Да, заменить человека с таким узнаваемым тембром невозможно, но новый певец Евгений Епишин делает всё, чтобы спеть «классику» на отлично, так, чтобы отличия голосов не сильно резали уши. С верхами у него всё в порядке, а где надо, он может дать и «эрикадамсовской» хрипотцы во славу истинного рока и металла. А когда заиграла та самая вещь “Vortex” 20-летней давности, то слов не осталось – чистые слёзы ностальгии. Кстати, на бис, не обозначенный в сет-листе, «вортексы» сыграли ещё одну нетленку «золотого» периода – русскоязычную балладу «Улетай». После чего с осознанием не то что выполненной, а перевыполненной программы «Вортексы» стали собирать оборудование, а остальные группы-участники – нет, не улетать, настолько издалека никого не было, а уходить, уезжать и всячески разбредаться в пространстве.

   

Можно ли считать «Versus» успехом? В зале не было «густо», но не было и пусто, свою долю внимания и поддержки публики получили все. По билетам – ясно, что более-менее известные имена даже в андеграунде в одиночку собирают публики побольше. Да и настоящего соперничества среди стилей нет – артисты борются за внимание довольно-таки разной публики. Ясно, что все команды-участники, от прогстеров до глэм-металлистов, продолжают идти своим путём, и при это перемешивании «сцен», быть может, возникли какие-то новые интересные творческие союзы, которые обогатят музыку всех собравшихся. За что и спасибо…

Владимир ИМПАЛЕР
фото автора.

Полный фоторепортаж с фестиваля:
https://vk.com/album2483887_266089941 (первый день)
https://vk.com/album2483887_266233298 (второй день)

Общее впечатление

28-29 сентября 2019 г.
Владимир, Областной дом работников искусств

Владимир Импалер

Владимир Импалер