The Trip Show: Корпоратив конца времён, или Танец с яблоками
«Where is Innokenty?» За перегородкой, отделяющей основной зал клуба «YotaSpace», всё еще шел саундчек. Где Иннокентий, мы не знали, кто он такой — тоже, да и музыка, которую нам предстояло услышать через какой-то час, была окутана тайной.
Это непривычное чувство. В наше время всё стало предсказуемо — перед походом на концерт обычно можно поглядеть сетлисты предыдущих выступлений тура, поискать записи с «мобилок» в YouTube, зайти на сайт артиста, почитать, что пишут фанаты в соцсетях… Проект Trip Show являл собой счастливое исключение — кроме имён звёзд-участников, таких как барабанщик Морган Огрен (буковка «Å» с кружочком читается в шведском как «О», — прим. авт.), басистка Джулия Слик, и намёков на то, что шоу станет посвящением Дэвиду Боуи, анонсы концерта представляли собой типичный пиар-туман из хвалебных слов и случайных терминов. Известно было также, что с проектом будет выступать также «канадский Квазимодо», вокалист Мэтт Лоран, российский мастер шред-гитары Роман Мирошниченко и…
Тем временем деятельность за стеной затихла, мы с фотографом Михаилом Грушиным получили свои аккредитации, и публику стали запускать в зал. За прошедшие пару десятков минут картина снаружи кардинально изменилась — небольшая очередь вымахала почти до перекрестка. Как хорошо, что в Москве столько поклонников прогрессив-рока! Мы пристроились в хвост очереди и стали обсуждать прошедшие концерты.
«А вы не знаете, что сейчас будет?» — вдруг обернулись к нам стоящие впереди парень с девушкой. «Ну, прогрессив-роковый концерт. Приехали крутые музыканты. Морган Огрен, барабанщик, он играет с Mats/Morgan Band, начинал у самого Заппы. Ещё басистка Джулия Слик, знаете? Она с Адрианом Бэлью из King Crimson играет. Здесь уже выступала не раз, в этом зале, помните?…» Почувствовав, что всё это не вызывает у ребят ни восторга, ни даже узнавания, переспросил: «А вы-то как сюда пришли?» — «Ну, моей девушке на работе подарили приглашение на двоих…»
Еще через полчаса публика влилась в клуб и рассредоточилась по залу в ожидании шоу. Правда, момент его начала был несколько растворён во времени — сперва на краешке сцены появился исполнитель на вибрафоне, который украшал ожидание ненавязчивой игрой, подобно тому, как Роберт Фрипп открывает концерты King Crimson саундскейпами. Правда, в отличие от Фриппа, этот музыкант не требовал исключительного к себе внимания… А сцена еще до начала шоу показывала, что готовится нечто неординарное — на ней было тесно от инструментов, а впереди появилась выступающая часть — на этом «языке» позднее разворачивались танцевальные представления.
Самое время немного рассказать о том, что удалось вычитать о программе в сети. Trip Show — затея из категории «неизвестный российский автор и приглашенные западные звезды», подобная, скажем, десятилетней давности проекту Goatika, где играли Тони Левин и Джон Андерсон. В этом нет ничего плохого — ведь, во-первых, западные звезды не станут играть на музыкальном материале ниже определенной планки (нет, не напоминаете про Хьюза-Тёрнера), во-вторых, музыкантам прогрессивного профиля подработка никогда не повредит, да и увидеть их лишний раз в России тоже бывает очень кстати. Однако проект может получится той или иной степени «шарообразности» — например, та же Goatika живьем очень напоминала спонтанный сценический джем. Trip Show же готовилось долго и всерьёз — можно найти анонсы премьеры части программы на летнем фестивале «Дикая мята» год назад; Джулия Слик и Морган Огрен приехали в Москву для репетиций за неделю до концерта; видеоклипы для премьеры готовились с невероятной тщательностью — опять же, в сети есть занимательная история о том, как мастермайнд проекта Егор Курделло зафрахтовал промальпинистов, чтобы те убрали с гигантского белого шара какую-то мешающую съемке деталь.
Автор и продюсер проекта The Trip Show Егор Курделло, он же Курчаткин… Если набрать в поиске его имя, глаза начинают разбегаться, и возникает чувство, что речь идёт о нескольких разных людях. Выпускник журфака, телеведущий. Солист «Новой оперы». Успешный бизнесмен, строитель и рекламист. Режиссер «ментовских сериалов». «Диджей ПиПиПи682», сотрудничающий с лейблом RealWorld Питера Гэбриэла. Модный фотограф из Барселоны. Достаточно или еще?..
Тем временем волшебные звуки вибрафона затихли, свет в зале погас и на сцену вышли артисты. Начали с вещи «Ганга», доселе незнакомой этно-роковой композиции, в которой пели Мэтт Лоран и София Бридж, но внимание публики, пожалуй, было приковано не к «Квазимодо», а к фигурам на переднем плане. Они словно пришли из костюмированной игры в Средневековье по версии Кэндис Найт — черно-красные то ли палачи, то ли монахи с тряпичными факелами в руках безмолвно дефилировали на авансцене, а в центре танцевала пара — юноша в белом и девушка в чёрном. На следующем номере Лоран остался у микрофона один, а фигур впереди поприбавилось: женщины в пышных аристократических костюмах выполняли фигуры странного танца под кавер-версию «The Man Who Sold The World» Дэвида Боуи в безупречном исполнении канадца. Забегая вперёд, это было единственное посвящение покойному певцу за весь концерт, а на творческое наследие King Crimson артисты не покушались ни разу.
«Песня слизана у Боуи!» — рассказывала девушка в передних рядах менее просвещенной подруге. «А что, не всё же своё играть», — отвечала та. Так было впереди, но если отступить чуть далее, осведомлённость публики резко падала. По правде говоря, уже в десяти метрах от сцены казалось, что происходящее если и касается собравшихся, то исключительно фоном: публика оживлённо болтала, фотографировала друг друга на телефоны и только изредко поглядывала вперёд. «Головой кидаются, гляди-ка!» — «Это психоделический рок, ты понимаешь?» — «Ну, ничего так. И коктейль был хороший!»
А впереди страсти накалялись — фигуры с факелами обступили одну из девиц, вперёд вышла огромная фигура палача в красном балахоне… «Ведьма! Сжечь её!» — одобрительно крикнул кто-то из зала.
Середина концерта была почти сплошь инструментальной, весьма психоделической и, пожалуй, вполне прогрессивной, хотя в музыке Trip Project куда больше Пьяццолы, чем King Crimson. Это, в точности согласно анонсу, проект на стыке жанров, где от танцевальных номеров зависит не меньше, чем от музыки. А танцы бывали разные — и парные, где две девицы в телесных нарядах отнимали друг у друга платья, и с большой массовкой — где два десятка персонажей переплетались в неясных терзаниях, а во рту у каждого было зелёное яблоко, странный символ то ли греха, то ли немоты; под конец фрукты собирала в подол «главная героиня»… Пытаться трактовать это сложно, да и, наверное, бессмысленно, но мастерству хореографа можно только аплодировать. Тем временем часть актеров переместилась в зал (видимо, именно это в анонсах называется «иммерсивным шоу») и предлагала зрителям сфотографироваться вместе. Представьте, вот вы «отвисаете» у бара в хорошей компании, а тут над вами нависает огромная фигура палача в красном балахоне и предлагает сфотографироваться. Иммерсия — аж на всю жизнь запомнится!
«Сколько у тебя? 150? Еще 50 и на вино хватит!» — слышны были обрывки разговоров в толпе. А нам пора озаботиться другими вопросами: как звучал «звездный» бэнд, как показали себя в нём хозяева и гости? Прежде всего — о Джулии и Моргане. В это спектакле они были безупречными, но всё же исполнителями, за исключением редких инструментальных «кримзоидных» моментов, Слик просто обеспечивала надежный басовый грув и не выбиралась вперёд. Зато в репертуаре прозвучала как минимум одна вещь её сочинения — «Supercell», вещь 2017 года ее проекта Echotest. Певец Мэтт Лоран исполнил ее в «стадионно-роковой» манере.
«Канадский Квазимодо» — наверное, тот, кого больше всего ждали обладатели многочисленных пригласительных. Хотя те, кто застал «нотр-дам-безумие» начала двухтысячных, вспомнит, что роль Квазимодо в оригинальной постановке исполнял певец по имени Гару. Мэтт Лоран же сначала был его дублёром. Потом он вышел и на основные позиции, исполнял эту роль на сегодняшний момент уже больше тысячи раз. Были у него и другие яркие роли — такие как Бенволио в квебекской версии мюзикла «Ромео и Джульетта», Ренфилд в постановке мюзикла Брюно Пельтье «Дракула: между любовью и смертью» в Лионе, Географ в квебекском «Маленьком принце»… На счету у 49-летнего франкоканадца и солидная сольная карьера, несколько альбомов, он неоднократно выступал в Москве в составе гастрольной труппы англоязычной версии «NtDP», а в последний свой приезд снял на улицах Москвы на телефон клип к шуточной песне «Radulov», ставшей в Канаде хитом. Словом, Курделло не ошибся в выборе певца.
А вот персона шред-гитариста Романа Мирошниченко оставила некоторые раздумья. Роман — первоклассный акустический фьюжн-гитарист, вдохновлённый Элом Ди Меолой, на его счету интересные и разноплановые проекты, такие, как обработки сочинений Владимира Мартынова… Но вот его электрическая игра, по крайней мере, в этот вечер, показывает нехватку культуры звука и чувства такта. Возможно, дело в миксе — звучал «электрический» Мирошниченко резко и громко.
Зато абсолютной удачей можно назвать пару Игорь Заливалов — София Бридж. Скрипач и скрипачка, выпускники Петербургской консерватории, интересный импровизационный дуэт, игравший на «СКИФе» и в клубе «ГЭЗ-21», авторы музыки к кино и спектаклям…
«О, Бандитский Петербург!» — радостно воскликнул кто-то сзади, услышав нежное скрипичное вступление… Несколько номеров были завязаны на сценическое взаимодействие Игоря и Софии — пара впереди танцует вальс, а две скрипки будто дергают за невидимые ниточки, заставляя их то бороться, то сливаться вместе. Под конец очередной дуэли София уже не берет ноту смычком, а просто визжит на «противника» так, что этот вой эхом повторяется в тишине… А потом она… снова запела. «Машутка, голубушка, что это со мной»… Неожиданный контраст — от танго и психоделии к русской народной песне (в треклисте она обозначена как «Плач») стал некоей разрядкой и ознаменовал переход к завершению сета…
Самое время оглянуться назад. И увидеть, что в почти полном поначалу зале стало совсем пустовато. Все два часа психоделии выслушала, наверное, четверть от изначально собравшихся. Но это были самые благодарные и отзывчивые слушатели: они с восторгом отзывались на просьбы Мэтта Лорана похлопать, они изо всех сил подпевали битловской «Come Together» и, быть может, среди них есть кто-нибудь, открывший для себя в этот вечер психоделию и прогрессив-рок.
Битловский хит оказался последним номером концерта. Обещанный в сет-листе «быстрый вариант» «The Man Who Sold the World» не прозвучал (а может, был настолько неузнаваемым), но, право, куда уж больше!
Настала пора поклонов. Роман Мирошниченко выбрался вперед и щедро осыпал передние ряды медиаторами. Морган Огрен вышел из-за своей ударной установки и бросил в публику пару барабанных палочек. Скрипач Игорь Заливалов сделал вид, что бросает в толпу смычок — но в последний момент не стал разжимать пальцы. А Джулия Слик, в том же порыве, едва не бросила в толпу… пару кроссовок, которые несла в руках. Когда-то басистка выступала босиком — так проще переключать педали — но перестала, и теперь просто играет без обуви. Но больше всего покорила публику София Бридж — она держала на руках маленькую дочку, которая весь концерт терпеливо провела за кулисами.
Концерт окончен. Но не проект Trip Show. Судя по обилию камер перед сценой, нас ждет видеозапись. Автор планирует в августе выступление такого же звёздного состава на нескольких фестивалях, осенью он собирается устроить турне по городам Поволжья, а далее — «иммерсивные» постановки в Москве, Барселоне и Париже. Путешествие должно продолжаться!
Сет-лист: Ганга, The Man Who Sold The World, Skypark, The Plight, Improvisation (Roman, Julie & Morgan), Night in Gaaga (Roman), She-Ballet (Apples), Tango, Solo (Igor), Prelude to Rondo, Rondo, Standing here, Сказание, Плач, Supercell, Drift, I Saw You, Sunshine, Come Together.
Владимир МИЛОВИДОВ
Фото — Михаил Грушин.
Благодарим Константина Филиппова (PR-менеджер The Trip Show) за аккредитацию.
14 апреля 2017 г.
Москва, клуб "YotaSpace"
ИП Курчаткин Е.А.