The Beatles Festival’21: Pools of sorrow, waves of joy
Октябрь 20, 2021
Пётр Кулеш (48 статей)
Поделиться

The Beatles Festival’21: Pools of sorrow, waves of joy

«Основная задача сейчас – поддерживать жизнь в тех фестивалях, которые проходили ещё до пандемии», – сказал со сцены главный организатор «Битлзфеста» Алексей Богаевский, и с ним трудно не согласиться. В нынешнее нервозное и непредсказуемое время организация любого крупного мероприятия сопряжена с очевидными рисками. Так что просто сам факт того, что шестнадцатый фестиваль музыки The Beatles состоялся, уже можно считать успехом. Впрочем, он ещё и определённо удался – безо всяких скидок на непростые времена.

ПУСТЬ БУДЕТ ТАК

Прежде всего это был возврат к доковидному формату – большая площадка, выступления десяти команд в течение пяти часов параллельно на двух сценах – большой («Let It Be») и малой («Get Back»). Сцены носили такие названия, поскольку фестиваль был посвящён 50-летнему юбилею «Let It Be« и выходу нового расширенного издания этого альбома. А раз так, то вполне естественным было сыграть его целиком вживую.

За выполнение этой интересной задачи взялся, конечно же, гитарист и певец КорнейВладимир Корниенко – со своими музыкантами из Zebra Band. В прошлые годы они уже делали подобные «воссоздания» на сцене, достаточно вспомнить «Белый альбом» и «Abbey Road«. Вообще, Корней не умеет исполнять музыку иначе как полностью в неё вживаясь, проникаясь её духом; так было и на этот раз. Помножьте такой подход на высочайший профессионализм исполнителей, и вы получите состояние, близкое к эйфорическому. Зал самозабвенно подпевал в «Don’t Let Me Down», «Long and Winding Road», и, конечно же, «Let It Be».
Интересной фишкой сета было приглашение на роль ударника и второго вокалиста… Сергея Родыгина, «Джона Леннона» из The BeatLove! Неожиданное на первый взгляд решение, но оно сработало на все сто, потому что по-хорошему разорвало шаблоны восприятия.

Сергей Родыгин: «На самом деле, я гораздо дольше играю на барабанах, чем на других инструментах, так что чувствовал себя вполне комфортно! В The BeatLove важно вживаться в образ, а здесь этого не требуется. Но, с другой стороны, петь с гитарой гораздо проще, чем за барабанами (смеётся). Мне даже ничего переучивать не пришлось – пел за Джона, а Корней – за Пола и Джорджа».

Корней: «Только «Across The Universe» я взял себе – потому что жадный! (Смеётся.) Здорово, что Сергей спец по части не только ленноновской манеры, но и вообще всего, что касается битловского звука и нюансов исполнения. Именно как барабанщика его мне порекомендовал Саша Зарецкий (группа «Старый приятель», – прим. авт.) – а уж такой рекомендации можно было доверять. Мне кажется, стиль Сергея на ударных очень похож на Ринго – такой же точёно-округлый, и вроде без лишних выкрутасов, но идеально подчёркивающий песню».

А вот Сергея Гуцана, неоднократно выступавшего вместе с Корнеем в прошлые годы и известного своим удивительным умением становиться на сцене то Джоном, то Джорджем или Полом, на этот раз в битловской части программы не было. Зато он стал Марком Боланом и вместе с аккомпанирующим составом Buick Mackane представил на малой сцене программу из хитов TRex: «Jeepster», «Hot Love», «Get It On»… Что ж, пружинящие ритмы завели всех, а Сергей доказал, что вполне убедителен и в сверкающем образе глэм-звезды с характерным вибрирующим вокалом.

ПЕЧАЛЬНОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Александр Зарецкий, лидер группы «Старый приятель», скончался 29 марта этого года вследствие осложнений после перенесённой коронавирусной инфекции. Александру было всего 53 года, и его внезапный уход стал шоком для очень многих.
В прошлом году его группа принимала участие в пятнадцатом «Битлзфесте», и Алексей Богаевский напомнил об этом, произнеся с главной сцены небольшую, но прочувствованную речь памяти Зарецкого.

ИЗ ГАМБУРГА В ЛЕНИНГРАД

Фестиваль был шестнадцатым по счёту, так что у него уже есть своя довольно долгая история и свои легенды прошлого, которым самое время устроить долгожданный реюнион. Так и произошло с группой The Beatween, гремевшей на битловской сцене в начале двухтысячных и вот собравшейся теперь на одно-единственное выступление в оригинальном составе: Денис Кагорлицкий (бас, вокал), Николай Денисов (ударные, вокал), Михаил Трещалин (гитара) и Алексей Плющ (вокал, гитара).
Программа состояла из песен, которые «битлы» исполняли в Гамбурге: «My Bonnie» (совершенно ураганная версия!), «Like Dreamers Do», «Three Cool Cats», «Matchbox»… Этот номер, как и полагается, был с вокалом барабанщика, в данном случае – Денисова. Было видно, что музыканты кайфуют от совместной игры и вообще творят на сцене всё, что хотят – достаточно упомянуть просто сногсшибательное соло на ударных в песне «What’d I Say».
Реюнион не обошёлся и без специального гостя – ближе к концу сета на сцену вышел Дмитрий Юрченко, один из основателей трио Heartbeat, и сыграл гитарное соло в «Red Sails On The Sunset».

Вообще ранний период битловской истории был представлен на «Битлзфесте» весьма подробно. Кроме «битвинов», две группы из числа выступавших на сцене «Get Back» – The 4Beatles и The BeatBoys – полностью составили свои сеты из песен первых лет существования The Beatles. Ребята играли весело, непринуждённо, зажигательно – так, как это в своё время делали сами юные «битлы». И, конечно же, с юмором – скажем, The BeatBoys посвятили песню «Do You Want To Know A Secret», группе «Не Cекрет», которая выступала на малой сцене до них.

Как можно легко догадаться по названию, «Не Секрет» – это трибьют бит-квартета «Секрет». Появление этой группы на фестивале битловской музыки было вполне логичным, учитывая особое отношение «секретчиков» к ливерпульской четвёрке. К тому же гитаристом и основным вокалистом «Не секрета» является Олег Мартишин, один из организаторов и ведущих «Битлзфеста».
Состав квартета несколько отличался от прототипа, поскольку вместо второй гитары были «клавиши». Музыканты преподносили «секретовскую» классику (да, были и «Моя любовь на пятом этаже», и «Привет», и «Буги-вуги», и «Последний час декабря») с большой любовью, но без идолопоклонства. Так, в композиции «Ленинградское время» вполне органично появились реалии дня нынешнего: «бойцы Росгвардии молчат и только барышни кричат «Остановитесь», «а значит принцип этих дам – запостить селфи в инстаграм – вполне невинен».

Кстати, нельзя сказать, что сцена «Get Back» была обойдена вниманием публики – народу в малом зале было достаточно даже в те моменты, когда в большом выступали признанные хедлайнеры. А хедлайнерами на самóй малой сцене безусловно стали CrossEyed Cats с духовой секцией в составе. Эти матёрые музыканты, ведомые лидер-гитаристом и вокалистом Андреем Сорокиным, представили фрагмент своей программы «Roots Of The Rolling Stones». Из десяти исполненных ими композиций из репертуара Stones Джеггеру и Ричардсу принадлежали всего две, то есть «коты» играли кавера на кавера, сделанные в своё время самими «роллингами». (Точно также, как The Beatween, The 4Beatles и The BeatBoys играли кавера на кавера, сделанные «битлами».) И получилось это просто здорово – из «Shake Your Heaps» сделали просто какой-то ритм-н-блюзовый джем с практически сёрфовой гитарой Сергея Бабаева!

БЕЗ «IMAGINE» НЕ ОБОЙТИСЬ

Ещё одной группой с мощной духовой секцией – саксофон, труба и тромбон – были гости из Санкт-Петербурга Underhood. Именно они стали для многих открытием фестиваля благодаря оригинальным аранжировкам, сочетавшим психоделическую гитару с «примочками», изощрённую перкуссию и упомянутые духовые. Группа прозвучала очень свежо, особенно на контрасте с саундом большинства выступавших (гитара – бас – ударные – клавишные). Она буквально закружила слушателей в изменяющем сознание вихре. Музыканты исполнили не только битловские номера, такие как «Strawberry Fields Forever», «Tomorrow Never Knows», «Got To Get You Into My Life», «Dear Prudence», но и «кримзоновскую» «21st Century Schizoid Man», а также собственные композиции.

Борис Шульман (лидер-гитара, вокал): «Ну, мы специально подбирали песни, которые любим больше всего и с которыми наиболее резонируем. Помню, «Пруденс» предложил наш басист Тёмыч (Артём Адамов – прим. авт.) просто потому, что там у него любимая бас-партия.
Ощущения от фестиваля самые лучшие. Пришли люди хором попеть любимые песни, это здорово! Но что больше всего тронуло – это то, что нас в качестве биса попросили сыграть собственную песню, а потом и ещё одну! Люди подходили и выражали респект именно за наши песни – а похвала битломана дорогого стоит».

Ну а, так сказать, базовый курс битловедения нам прочли две группы, открывавшие вечер на главной сцене «Let It Be». Что характерно – обе с участием вокалиста и басиста Кирилла Гуцкова. Одной из них была, конечно же, Dans Ramblers, лидером которой Кирилл и является. Ну, «рэмблеры» – это такая константа отечественного битловского движения, неподвластная времени и обстоятельствам. Что бы ни происходило, можно быть уверенным, что они сыграют хорошо. Сет включал в себя песни самых разных периодов – от «Rock’n’Roll Music» до «Lucy In The Sky With Diamonds» и «I Am The Walrus».

А второй командой, в которой участвовал Кирилл, была Nash Albert, собранная вокалистом и гитаристом Нэшем Тавхелидзе. Также в неё вошли такие сильные музыканты, как Вадим Иващенко (лидер-гитара, вокал), Александр Торопкин (ударные) и Юрий Смоляков (клавишные, группа «Воскресение»).

Выступление Nash Albert открывало весь фестиваль на главной сцене; сет группы состоял из песен, которые, по словам самого Нэша, музыкантам было просто по кайфу сыграть. Однако большинство из них принадлежало перу Леннона, что было символично, поскольку шестнадцатый «Битлзфест» проходил 9 октября – в день 81-й годовщины со дня рождения Джона. Так что «Imagine», в которой каждый из вокалистов – Нэш, Вадим и Кирилл – спели по куплету, прозвучала как эпиграф ко всему фестивалю. «Без песни «Imagine» никак не обойдёмся», – сказал Нэш.

«БУДЕМ ПРОДОЛЖАТЬ!»

Итак, можно поздравить Алексея Богаевского, Олега Мартишина и всю команду организаторов из портала Beatles.ru с очевидным успехом и поблагодарить за их нелёгкий, но плодотворный труд. Фестиваль удался со всех точек зрения – атмосфера была дружеской и непринуждённой, программа интересной и разнообразной, звук и свет в клубе «Артист Hall» в целом были тоже на уровне. Особая благодарность – как и всегда – Анне Якубовой за впечатляющий видеоряд, сопровождавший выступления.

Клуб был ощутимо заполнен, а длинная очередь на входе в здание вызывала у битломанов приятные ассоциации с «Каверной» начала шестидесятых. По словам Алексея Богаевского, на «Битлзфест» собралось около 500 человек – то есть разрешённая ковидная квота была выбрана полностью. Мне кажется, общее впечатление от фестиваля лучше всего суммировал сам Алексей: «Да всё отлично! Будем продолжать».

ПЁТР КУЛЕШ
Фото – Наталья Бондарева, кроме фото А. Богаевского (Пётр Кулеш).
Благодарим Алексея Богаевского за аккредитацию.

Все фотографии:

Или https://vk.com/album-2548741_281717658

 

Общее впечатление

XVI Международный фестиваль музыки The Beatles.
9 октября 2021 г.
Москва, клуб "Артист Hall".

Пётр Кулеш

Пётр Кулеш