The Last Rockstars: Продуманный хаос
Февраль 14, 2023
Элла Молочковецкая (15 статей)
Поделиться

The Last Rockstars: Продуманный хаос

Что может объединить четырёх обладающих культовым статусом артистов, каждый из которых без труда может собрать стадионы поклонников? Возможно, вера в мечту? Или стремление вернуться к своим рок-н-ролльным корням, временам, когда музыка и бизнес были двумя несовместными понятиями, а к общему знаменателю приводило лишь творчество?

Так или иначе, история конгломерата The Last Rockstars, в который вошли звёзды японского рока Йошики (Yoshiki), Хайд (Hyde), Сугизо (Sugizo) и Мияви (Miyavi), развивалась стремительно. О создании команды стало известно в ноябре прошлого года, а в январе уже стартовал мини-тур под названием «Live Debut 2023», который охватил три города – Токио (26, 27, 29, 30 января), Нью-Йорк (3, 4 февраля) и Лос-Анджелес (10 февраля, об этом концерте и пойдёт речь).

Сразу опровергнув проверенную практику «запись альбома – гастроли», участники группы отважно двинулись в путь, имея в наличии только один дошедший до публикации релиз, несколько намёток и идей. Однако это не помешало им с триумфом выступить на больших площадках. «Возрождение гитарного рока», «Эмоциональный взрыв», «Чётко продуманный хаос» – такие определения возникали у публики, посетившей концерты. Зная творческий путь четырёх участников группы, нетрудно догадаться, что каждый из них не только стал полноценным соавтором нового саунда, но и привнёс что-то своё.

Интересен выбор инструментов: в группе официально нет басиста. Йошики, как и положено, играет на барабанах и рояле, Сугизо – на гитаре и скрипке, Мияви – на гитаре. Двух последних можно назвать и бэк-вокалистами. А главный вокалист Хайд при случае может исполнить партию ритм-гитары или пару раз ударить по тарелкам. Нельзя не отметить использование в некоторых композициях электронных технологий, значительно осовременивающих звук. В итоге, учитывая изначальную эклектичность японского рока, не слишком любящего жанровые клише, получается то, что с натяжкой можно назвать «тяжёлый глэм». Или получивший современное развитие Visual Kei, один из самых известных жанров джей-рока.

Уже с первых концертов, прошедших в Токио в Ariake Arena и Tokyo Garden Theater, стало ясно, что, несмотря на некоторый мандраж, заметный только профессионалам, каждый из участников группы стремится составить единое целое с товарищами. Это не так просто, учитывая стаж работы Йошики в X Japan – группе, с которой его ассоциируют и по сей день; Хайда – в L’arc En Ciel и Vamps; Сугизо – в Luna Sea, и его сотрудничестве с теми же X Japan. Мияви всегда развивал свою сольную деятельность в различных жанрах, включая фанк, поп-рок и электронику. И, тем не менее, к концу тура окончательно стало ясно, что эти четверо – «одной крови». Если не помешают обстоятельства, будем надеяться, что группу ждёт большое неоднодневное будущее.

Финал тура TLRS состоялся в Лос-Анджелесе на сцене отеля Hollywood Palladium. Благодаря платформе Veeps его трансляцию можно было увидеть почти по всему миру. Начался концерт с довольно большим опозданием. Полтора часа фанаты сперва смотрели на выступление девчачьей команды Band-Maid; затем маялись под песни из репертуара Дэвида Боуи, глядя, как под потолком висит пока не подсвеченный диско-шар, а за кулисами Сугизо проводит пару раз смычком по струнам. Позже оказалось, что причиной задержки стали неполадки со световой аппаратурой, что немного изменило сет-лист и заметно ускорило темпоритм выступления.

Наконец под всеобщее ликование раздалось желанное «Bigidan, bigidan, ban, ban, ban…» – крайне незатейливый, но намертво запоминающийся рефрен главной (она же закрывала концерт и, соответственно, тур) песни «The Last Rockstars». Эта японская версия «Мы к вам заехали на час» обозначила нешуточные ожидания артистов от фанатов и самих себя, и настроила всех на то, чтобы с огоньком провести время.

«Are you f..king ready»? – вопрошал во всю силу своих легких Хайд перед началом кавера на собственную вещь «6 or 9». В новой версии он шаманит, изгибается в змеиной пляске, заманивает зрителя в собственный ритуал. Несмотря на танцевальный ритм, все рокеры двигаются подобно «волкам вечерним» – красиво, агрессивно, рок-н-ролльно.

Если на первых выступлениях в Японии волосы Хайда были собраны в хвостик, напоминающий самурайский кинжал кайкэн, то в Америке его причёска преобразилась в нечто более современное. Одет был фронтмен в длинное пальто с меховым воротником, надетое на накачанный торс, который пересекает татуировка змеи. Сугизо, по впечатлениям поклонников, вспомнил молодость и облачил свои изрядные ноги в короткие кожаные шорты и длинные ботфорты. Мияви со стильной причёской и в удобных кроссовках олицетворял собой спортивный шик. А Йошики… был как обычный элегантный Йошики – в облегающих кожаных штанах и сияющей рубашке-разлетайке. Факт, что в этом туре он не носил шейный бандаж, призванный уберечь от травм неоднократно страдавшую шею. Типично для лидера группы, заявившего, что The Last Rockstars – «последний шанс» для музыкантов.

«Messiah» была заявлена как новая песня. Включение надрывного рэпа Мияви позволяет предположить, что композицию написал он. Сугизо на протяжении концерта постоянно меняет гитары с эксклюзивных на ещё более редкие, искусственно состаренные, на сей раз в его руках инструмент художественно расписанный в хипповском духе.

«Here’s The Love» – новая песня, за гитарный рифф которой не было бы стыдно и перед Led Zeppelin. Вообще, разумное распределение номеров позволяло каждому музыканту, словно в джазе, посолировать, показав себя во всей красе, затем отойти в тень и немного отдохнуть. Потому что следующая песня авторства Сугизо «Beneath The Skin» требует ото всех максимального напряжения сил. Вокальные данные Хайда позволяют ему держать ноту каждый раз, когда Йошики стремительно перебегает от ударной установки к своему прозрачному роялю Yoshiki Kawai.

Гитарный батл Сугизо и Мияви в по-хорошему наступательной подаче показывает разность манер их игры. Сугизо – плоть от плоти метал-классики, Мияви следует примеру своих американских фанк-кумиров, играя в манере, похожей на слэп, с резкими ударами пальцев по струнам. Партии Сугизо и Мияви звучат вместе и по отдельности, пересекаются, буквально высекая искры. По их собственному признанию, Мияви – мастер ритма, Сугизо – мелодии.

И сразу после этого Сугизо выходит со скрипкой – инструментом для него мучительным, ибо детские занятия отнюдь не были праздником. Манера игры музыканта настолько индивидуальна, что уже по одной первой ноте, больше напоминающей скрип или всхип, его можно узнать. В этот момент Сугизо напоминает наше представление о Паганини – тот же хищный профиль, изящные взмахи рукой в направлении зала, полное погружение в материал.

Композиция «Folly» плавно продолжила скрипичное соло. Для автора этих строк она стала фаворитом за счёт своей необычной для этих исполнителей подачи. В залихватской шляпе с пёрышком выходит Хайд, его маленькие руки затянуты в кожаные перчатки. Музыкант вливается в электронное звучание нарочито ровным тоном. К сожалению, не зная текста, трудно понять, о чём идёт речь в этой песне. Но, зная неравнодушие Сугизо к мировым проблемам, думается, что содержание её весьма трагично. Максимального напряжения композиция достигает, когда Хайд в рупор выкрикивает завершающие слова песни. Каждый раз после этого на его глазах выступают (скупые мужские) слёзы.

Настаёт пора Мияви показать класс игры на акустической гитаре. Затем трое музыкантов демонстрируют новую песню «Hallelujah». Сменяет их блок Йошики. Его знаменитое драм-соло исполнено драматизма и максимального напряжения сил. На лице исполнителя боль и отчаяние чередуются, сменяясь улыбкой.

Из-за технических задержек пришлось «уплотнить» концерт, и вместо отрывка из «Лебединого озера» и Kurenai из репертуара X Japan Йошики начинает играть не менее любимую «Endless Rain», тут же подхваченную зрителями. Нужно сказать, что на концертах в Америке публика ведёт себя намного смелее, чем в Японии, где до сих пор действуют ограничения по подпеванию. (Они связаны с эпидемией ковида: подпевая, зрители рискуют передать вирус собратьям по увлечению, – прим. ред.) Это, прямо скажем, не способствует раскованной атмосфере. В Лос-Анджелесе же зал наконец-то подхватывал знакомые слова.

Композиции «Born To Be Free», также взятой из репертуара X Japan, Хайд придаёт своё осмысление. В его устах композиция из позднего периода коллектива звучит совсем по-другому. Это песня о свободе, и Йошики, заполучивший микрофон, отчаянно кричит в него, выражая сразу всё – и счастье быть на сцене, и радость от общения с залом, и, возможно, горечь от многих обстоятельств, усложняющих его жизнь…

На «Honey», кавере L’arc En Ciel в утяжелённой версии, и новой песне в духе техно «Up And Down» накал в зале достигает предела, и на сцену сыплются, словно из рога изобилия, предметы женской одежды и разные заячьи ушки (аккуратно развешанные потом на микрофонных стойках и музыкантах). Подобные эксцессы сопровождают музыкантов от города к городу, что, наверное, позволило им собрать неплохую коллекцию.

«Bang!» – кавер на весёлую энергичную песню Мияви потребовал от уже изрядно подуставших исполнителей и зрителей ещё раз напрячься, чтобы прыгать на каждый призыв Хайда. Композиция «Red Swan», ставшая первой ласточкой сотрудничества Йошики и Хайда в 2018 году, в определённой степени была камнем преткновения для вокалиста, привыкшего петь в более низкой тональности. Но сейчас то ли Хайд приноровился, то ли всё-таки автор слегка понизил тональность, – и песня звучит спокойно и вольно. «Psycho Love» – новая песня с текстом авторства Йошики.  Представление о ней у поклонников уже было по отрывку, опубликованному незадолго до тура.

Во время выхода на бис высоченный Мияви радостно вытащил Йошики на сцену на закорках, и зрители приступили к новому развлечению – репетиции припева песни «Shine». У неё простой, но многое вобравший в себя текст. Эта песня – идеальный «медляк», под который нужно махать телефонами с зажжёнными фонариками. «Давайте подарим свет тем людям, которым прямо сейчас его не хватает», – сказал Йошики. И, как говорится, если диско-шар висит, в какой-то момент он начнёт крутиться и сиять…

Когда ещё раз зазвучала «The Last Rockstars», Хайд временно занял место за ударными, а Йошики с микрофоном пошёл общаться с залом. «You are the Rockstars!» – кричал он. И в этот момент определенно стал ясен и посыл новой группы, и расшифровка её названия.

Элла МОЛОЧКОВЕЦКАЯ
Благодарим Дэвида Цироне (Dav
id Cirone) за доступ к трансляции концерта на платформе Veeps и предоставленные фото.

Элла Молочковецкая

Элла Молочковецкая