The Flower Kings в Москве: Цветочные истории
Март 6, 2013
Владимир Импалер (1135 статей)
Поделиться

The Flower Kings в Москве: Цветочные истории

,progressive rock,The Flower Kings,Клуб Алексея Козлова,Москва,о За время нашей информационной атаки, посвященной декабрьскому концерту The Flower Kings в Москве, мы, кажется, использовали все возможные эпитеты и характеристики относительно группы. Написали ее историю, взяли не одно интервью, отрецензировали новый диск…

И, рассказывая о концерте, можно отделаться одной-единственной фразой – это случилось! Команда приехала, концерт состоялся, зал бы полон, публика – довольна. А что еще нужно?
С другой стороны, сама возможность быть причастными к организации дает нам шанс увидеть и понять чуточку больше, чем обычному слушателю и даже журналисту, который сидит с записной книжкой и айпадом и делает свои выводы по концерту. А ведь концерт – это только вершина айсберга. Мы же видели больше. Быть может, это какие-то необязательные мелочи, которые покажутся скучными человеку со стороны. Но из этих мелочей и складывается жизнь музыканта… И пусть нынешний приезд «Цветочных королей» был куда более спокойным, легким по организации, чем их предыдущий визит 2008 года, нам выдалось гораздо больше возможностей пообщаться с ними. О том, что было – кратким конспектом.

ПРЕДЫСТОРИЯ
Разговоры о приезде TFK велись еще с лета, когда стало известно о воссоединении группы, окончательно подтвердили свое намерение приехать в Москву шведы на фестивале «Night Of The Prog» в Германии, куда мы их специально приехали слушать, и после некоторой чехарды с датами (ноябрь? январь?) утвердили 8 декабря. Дата, стоящая отдельно – европейское турне уже закончилось, а японское – еще впереди. Вывод – группа после гастролей отлично сыгравшаяся, но успевшая слегка отдохнуть. Результат – по мнению самих же музыкантов, один из лучших концертов в турне.
Основные организационные и все финансовые хлопоты взял на себя фонд «АртБит» (и дружественный Клуб Алексея Козлова), нам же оставалось только заниматься связями с прессой и общественностью. Процесс получения виз четыре шведа и один немец проскочили без каких-либо трудностей. А пиар-активность дала какие-то доселе неслыханные результаты – материалы в «Коммерсанте», «Известиях», «Коммерсанте», «Российской газете» (правда, только онлайн), «Classic Rock», на сайте Zvuki.ru и других интернет-ресурсах. Думаем, после этого концерта Ройне и компания будут в России чуточку поизвестнее, всё-таки центральная пресса – не шутка!
И вот он, трепетно ожидаемый день-перед-концертом.

ПЯТНИЦА, 7 ДЕКАБРЯ
Аэропорт, пять вечера. Мы и Наталья Шандыбина, опытный тур-менеджер (постоянно сотрудничающая с «АртБитом»), встречаем барабанщика Феликса Лерманна с берлинского рейса. Люди с рейса давно прошли, Феликса нет. Короткая паника – но вскоре мы обнаруживаем Феликса мирно сидящим то в зале. Оказалось, он умудрился проскочить мимо нас. Узнаем его по фото и усам…
Феликс – добродушный, улыбчивый, на вид – такой большой ребенок, но уже поиграл с сотней поп-музыкантов Германии как сессионщик. Устал от поп-музыки – устроился во Flower Kings. Говорит, уже пятый раз в Москве – до того приезжал с певицей Сарой Коннор. Устраиваемся ждать остальных в кафе…

Шведский рейс долго не появляется на табло, потом – поток людей, наконец – на выходе появляется радостный, просто даже сияющий Хассе Фреберг с тележкой. За ним – все остальные. Хассе как будто похудел и оброс щетиной, модник Томас Бодин отрастил бородку, Ройне Столт словно вообще не изменился за эти годы, разве чуточку оброс, а вот Йонас Рейнголд сбросил, как он потом говорил, 15 килограммов веса. Стал поджарый, спортивный и еще более суровый на вид — как и полагает басисту.
Погрузились в микроавтобус, едем – не без пробок, но в целом на удивление быстро. Я сидел рядом с Феликсом и как-то разговорился о том, о сём, выяснил, что его отец играл в известных ГДРовских группах – Stern Combo Meissen и не только… Потом быстро достал ноутбук и всё записал – получился, наверное, самый быстрый из всех «ИнРоковских» материалов.

Гостиница – незаметная дверца буквально в десяти шагах от клуба – идеальный вариант для таких концертов. Чуть отдохнув, артисты идут ужинать в клуб, где как раз настраивается группа Алексея Козлова «Арсенал». Естественно, в клубе имени себя Козлов играет часто, и концерты эти вполне посещаемые. Нынешний «Арсенал» – совсем не та команда, которая играла в 2004-м году на «ИнПроге» кавер-программу арт-роковой «классики». Сменились все музыканты, кроме лидера, сменился состав инструментов – теперь это клавишные, бас и ударные, гитары нет; как-то законсервировалась стилистика – традиционный джаз, который можно было бы отнести к smooth, если бы не громкий и довольно плотный звук. И, конечно, сам Алексей Семенович прекрасен в те моменты, когда вступает в игру со своим саксофоном. После ужина кто-то из гостей ушел отдыхать, кто-то – как Хассе Фрёберг и Томас Бодин – остался до конца выступления, и даже прослушал репертуар Opera Night — уникальных оперно-классических вечеринок, проходящих в клубе в пятницу ночью. Смотря, как Хассе хлопает одну стопку разноцветной смеси за другой, запивая это пивом, я всё ждал, когда же наш кумир окажется под столом… Но годы рок-н-ролла в Spellbound, видимо, закалили его организм, и под конец певец был совершенно разумен, разве что еще более разговорчив. В частности, русским анекдотам про басистов и барабанщиков, которые мы, как смогли, переводили на английский, искренне смеялся. Томас же, по обыкновению, приударял за барышнями у барной стойки, а когда вернулся за столик к нам, у него неожиданно случился приступ откровенности. «Есть много групп, которые были очень недовольны возвращением Flower Kings! Все они играют ретро-прог, но никто не умеет это делать так, как мы!» Тут, конечно, было о чём поспорить, но уточнять, что это за группы, Томас не стал, и мы не стали заострять вопрос. В общем, нашим гостям в клубе явно было весело и хорошо…

А Ройне интересовался, будут ли играть еще группы, кроме них. Узнав, что нет, он вздохнул с облегчением и рассказал, что в истории TFK не раз было, когда они приезжали на свой сольный концерт и обнаруживали еще две-три, а то и больше команд на разогреве. Один раз у него даже возникли какие-то «трения» между менеджером разогревающей команды, и, как рассказывает Ройне, тот парень чуть ли не пытался с ним подраться, при этом… стоя на одну ступеньку лестницы повыше. (Все шведы в TFK вообще очень высокие люди.) Тогда Столт сам поднялся на ступеньку выше, и его оппонент «сдулся».


СУББОТА, 8 ДЕКАБРЯ
Изначально мы собирались встретиться в гостинице в 10 утра и пойти «выгуливать» шведов по городу. Планы эти не сбылись – сразу по нескольким причинам. Шел сильный снегопад, Красную площадь все шведы видели в прошлый раз, а немец – и не единожды, и, главное, мы совершенно забыли, что между нами на этот раз целых три часа разницы… и три часа ночного загула. В полдвенадцатого утра гости тихо-мирно отсиживались в номерах, т.е., проще говоря, спали.
Первым проснулся вечно бодрый Томас Бодин. Поражаюсь этому человеку – 50 с лишним лет, бурная ночь в клубе, и выглядит, как огурчик, ни одной морщинки. За ним выбрался чуть более потрепанный и уставший Хассе Фрёберг. Бодин рассказывал о своих вчерашних приключениях. «Я познакомился с невероятным скрипачом, – показывал он визитку. — Да, в России столько прекрасных музыкантов. Я люблю вашу музыку… помню, в юности я слушал симфонию Шостаковича в наушниках, – вспоминал он, – и как-то задремал. И тут грянул финал. Это было такое… я просто не понимал, что со мной происходит, и откуда эта мощная и величественная музыка…»
Гулять уже смысла никакого не было, и мы решили использовать остаток времени для интервью. В самом деле, с Хассе Фрёбергом и Ройне Столтом мы говорили уже как минимум дважды, а вот Томас, музыкант не менее примечательный, нашим читателям не так известен. Бодин был разговорчив, правда, про свою пред-цветочную историю не очень хотел распространяться… пока к разговору не присоединился Ройне Столт и резко развернул беседу в сторону Flower Kings. Впрочем, вернуться к личности Бодина мы успели позже. Ждите материал в одном из следующих номеров!
В коридоре гостиницы у стенки выставлены железные кровати-раскладушки. Столт глубокомысленно их осматривает и предлагает экспроприировать как сценический реквизит. «Мы устроим сценическое шоу прямо как у Pink Floyd!» – «Какое такое шоу?» – «Ну как же, как на обложке Momentary Lapse of Reason… А знаешь, что они на самом деле фотографировали все эти кровати? Они вытащили сотни кроватей и расставили их на пляже. А потом оказалось, что был отлив, и все кровати стало заливать водой!» Да, сложно было раньше дизайнерам обложек. Не то, что сейчас – взял одну кровать и размножил в фотошопе. А кстати, почему Flower Kings перешли от настоящих рисунков Ройне Столта, украшавших первые альбомы, к современному «фотошоп-искусству»? Ройне принимает с улыбкой комплимент. «Спасибо, я люблю рисовать, просто на это совершенно не хватает времени!»
По поводу саундчека – ничего сверхъестественного. Не нашли разве только обещанную Томасу Бодину тройную клавишную стойку, но в конце концов ее соорудили с помощью клейкой ленты и двух обычных. А вот Фрёберг, которому был нужен тамбурин, неожиданно нашел его сам, еще накануне… в руках Алексея Семеновича Козлова. Хорошо, когда в клубе есть свой тамбурин – так, на всякий случай! Словом, группа и звуковики отлично поладили и закончили даже раньше намеченного, так что гости успели пообедать и дать интервью нашим коллегам.

А я в этот момент занимался тем, что мог сделать полезного – устраивал в фойе стойку с журналами и мерчем. Потихоньку стали приходить журналисты-«инроковцы» и самые ранние из посетителей. Я отошел с кем-то внутрь, а вернувшись же, обнаружил картину совершенно изменившейся. Дело в том, что клуб Козлова находится на первом этаже здания и делит вход с рестораном «Федерико», расположенном выше. Так вот, в холле, на парадной лестнице, ведущей вверх, расположилась… свадьба. В вечерних нарядах, костюмах, с цветами, полукругом стояли гости. С краю – радостную мелодию играл баянист. Из-за то и дело открывающихся дверей клуба доносилась музыка Flower Kings – еще шел саундчек. А в наружную дверь заходили то фэны Flower Kings, то гости свадьбы, которых музыкант приветствовал бравурной мелодией – естественно, те, кто пришел на концерт, от такой встречи несколько терялись. Наконец, появились жених с невестой, баянист отбаянил свое, свадьба отчалила наверх. Я так увлекся, что даже пропустил начало выступления. И приветственную речь – как результат. Может, и к лучшему.

ЗВЕЗДНАЯ ПЫЛЬ
Начало получилось театральным. Когда зрители нашли свои места, расселись и замерли в ожидании, из-за сцены, погрузившейся во тьму, неожиданно раздались выкрики. «Five! Four! Three! Two! One…» Это TFK решили устроить шуточный «обратный отсчет» своего выхода к публике. Таинственные аккорды вступления… И вот они перед нами – так близко, что, кажется, только руку протяни – и дотронешься до оранжевой штанины Фрёберга или грифа столтовской гитары. Конечно, сцена была им немного маловата: высоченные Рейнголд и Столт, казалось, подпирали головами потолок, а не менее рослый Бодин прятался за правой колонной, оставив, впрочем, своим поклонникам возможность следить за ловкими движениями своих рук. В противоположном углу разместилась ударная установка. Да, любителям попрыгать на сцене вроде Фрёберга было не разгуляться, но на эмоциональном накале шоу это никак не сказалось. Да и звук во всех точках развернутого полукругом зала был четок и хорош.

Томас Бодин

Феликс Лерман

Стартовали с эпической «Numbers» из нового альбома – композиции, пожалуй, тяжеловатой для начала, требующей «точной настройки» вокального ансамбля (трехголосия, между прочим!) и вообще суровой выдержки. Да и нешуточный драматизм этой вещи не оставляет шансов на раскачку. Но после первых не особо откалиброванных аккордов всё выровнялось и пошло по накатанной. В том смысле, что мастерство, исполнительский класс, отдача, нерв, общее дыхание, объединяющее всю эту многочастную махину в одно большое целое – всё было на месте и вовлекало в процесс непрерывного восприятия. Следом – еще одна новая песня: на этот раз радостно-приподнятая «For The Love Of Gold», бенефис Хассе, с милой улыбочкой завлекающего в мир золота и чистогана. Затем – «презентация» обновленной ритм-секции: ветерана состава Йонаса Рейнголда, любителя виртуозной джаз-роковой игры, и новичка Феликса Лерманна, обладателя увесистого удара и точного «посыла». Острая ритмическая дуэль плавно перешла в изысканный пунктир вступления к «Babylon» – полетного инструментала из альбома «Adam & Eve». И еще один незаметный переход, на сей раз в клавишное соло: волшебник Томас сначала красочными синтезаторными гармониями, а затем и цепкими мелодиями на фоне чуть ли не дискотечного ритма ввел зал в настоящий транс. Товарищи по группе вернулись на сцену под первые аккорды «Stardust We Are (Part III)» – одной из самых исполняемых (и «старейшей» в данном сете) композиций TFK, слушать которую, впрочем, никогда не скучно. Тем более что соло Ройне в середине вещи прозвучало столь насыщенно, что сорвало аплодисменты еще задолго до окончания вещи. После драматических секвенций «Стардаста» подлинным катарсисом прозвучала приглушенная (впрочем, лишь поначалу), паряще-возвышенная «What If God Is Alone». Сдается мне, своей музыкой эти люди действительно общаются с Богом, и через них и на нас нисходит благодать…

Ройне Столт

Йонас Рейнголд

Пятнадцатиминутный перерыв, и вот слышны звуки «горлового» интро к «Last Minute On Earth» (альбом «Rainmaker»). В последние деньки перед планировавшимся апокалипсисом она звучала особенно актуально. Грозный рифф, раскаты ударных… и вдруг – совершенно хулиганский переход к «In The Eyes Of The World» с ее чуть ли не ритмом танго, начисто снимающий весь предыдущий пафос. «Позывные» очередного мегахита – «The Truth Will Set You Free» – также звучали в Москве в 2008-м, но здесь и сейчас он исполнен слегка по-иному, с другим настроением, с новыми красками… В частности, сразу после «открывающего» эпизода, как всегда торжественного и даже в чём-то назидательного, Ройне вплел мелодию, известную у нас со словами «Давай покрасим холодильник в черный цвет», да и само исполнение было более рокерским (впрочем, как и всё, сыгранное с новым барабанщиком). Ну а в центральной части – совершенно фантастическое соло Ройне, сдобренное лазерным шоу. И вокал в унисон с гитарой. И слушатели, хлопавшие на слабую (!) долю. И (после традиционных шуточек в адрес Рейнголда) – удивительно тонко продолжающая ее настроение «Rising The Imperial»: медленный и светло-печальный эпилог, лирическое прощание с материальным миром, полный «улет» под финальные фиоритуры Фрёберга, достойные какой-нибудь кантаты Баха… И точно на последнем аккорде – залп блестящих конфетти, засыпавших сцену и музыкантов, первые ряды партера, оставшихся в волосах, на фотообъективах и в приборных досках… Да, казалось бы, нехитрый трюк, слегка напоминающий о детском утреннике, а какой запоминающийся, яркий финал!

Хассе Фрёберг

Но это был, конечно, не конец – под бурные аплодисменты музыканты вышли на бис и вжарили непременный «Paradox Hotel» (где нашлось место цитатам из… Deep Purple и энергичным приветствиям Хассе Фрёберга в адрес слушателей). И, под занавес – «I Am The Sun, Past One» с тягуче-тающей кодой, очередным катарсисом и нойзово-фидбековым «кислотным тестом» перед последним аккордом. Да, на сей раз самым-самым последним…
Возможно, не стоило так подробно описывать концерт, но хотелось (не из вредности, а токмо во имя будущих акций), чтобы слегка покусали себе локти те, кто на сём шоу не был. И чтобы порадовались еще раз те, кто был, кто пришел и приехал – из Москвы, Питера, Владимира, Чебаркуля… А если вкратце, то это был лучший концерт Flower Kings из тех, что довелось видеть. Самый круто сыгранный, самый эмоциональный, самый целостный и самый родной. Два часа двадцать минут чистой, незамутненной радости, которая навсегда останется с нами.

ПОСТКОНЦЕРТНОЕ
Как-то оно само всё произошло, началось и закончилось – как и должен проходить любой хороший концерт в хорошем клубе. Единственное удивление – антракт, который устроили TFK где-то после первой трети шоу. Зачем? Я затем спросил об этом и у Хассе Фрёберга, и у Ройне Столта. Хассе согласился, что антракт – это как-то не по-рок-н-ролльному.
Ройне же говорил, что сыграть такой объем материала всё-таки трудновато, да и воспринимать – тоже, поэтому они решили в нынешнем турне делать перерыв и отзывы вроде как позитивные. Ну и, понятно, клуб и бар от такого не в накладе.
Под конец был еще небольшой запланированный сюрприз – автограф-сессия для всех желающих. Их набралось полклуба.

Наши герои осчастливили всех-всех-всех, подписали всё, что только можно – включая большой, на листе ватмана, акварельный портрет нынешнего состава TFK, сделанный одним фэном из Питера и увезенный обратно… После чего отправились кто – отдыхать, кто – упаковывать примочки. Потом – праздничный ужин. Ройне отзывался о клубе — мол, хороший, да, не очень большой, но со звуком всё в порядке и в принципе для них такие условия привычны. Что сидячий зал – это даже к лучшему, вот ему, когда он на рок-концерте, проще и естественнее слушать сидя, и он знает, что и среди слушателей есть люди его возраста.

Были и еще какие-то мысли, которые, к сожалению, стерлись со временем. Главное – ощущение какого-то человеческого тепла и спокойствия, которое Ройне излучает буквально всем своим видом и поведением. Глядя на него, невозможно и подумать, что этот человек с тобой любезно ведет исключительно из вежливости, из ощущения возможной пользы друг от друга, как это часто бывает в общении с маститыми рокерами. Здесь – другое. Он как-то достиг такого состояния, в котором видит в каждом человеке друга… Завидую…
Конец дня – дорога по ночной Москве до дома. Дороги, безнадежные утром, за день кое-как подчистили. А на заснеженном капоте нашей «семерки» на прощанье Ройне Столт нарисовал своей рукой… смайлик. Автограф, который запомнится навсегда, хоть его не сохранишь и не заламинируешь на память.

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 9 ДЕКАБРЯ
И, конечно, как не проводить дорогих гостей в аэропорт? Пусть для этого пришлось поспать часа два от силы и затем прибыть в состоянии муха-зомби к «Олимпийскому». Где наши герои как раз вкушали свой утренний бутерброд. На этот раз нашим собеседникам стал Йонас Рейнголд, басист и деловой человек, владелец лейбла Reingold Records (его логотип удивительно смахивает на заставку мультфильма «Rescue Rangers», то есть «Чип и Дейл» по-нашему). Йонас интересовался вариантами дистрибьюции своих дисков (подумайте, может, это ваш шанс?), а также рассказывал о своем нынешнем здоровом образе жизни. Еще на концерте Ройне Столт подшучивал над товарищем – мол, Рейнголд часто делает зарядку с карандашом в руках ради дополнительн

Владимир Импалер

Владимир Импалер