Йошики. Anniversary
Как будет 20 ноября отмечать свой юбилей флагман японского рока, легендарный Йошики? Вечно юный внешне, как Дориан Грей, он, в отличие от персонажа Оскара Уайльда, сохранил и столь же молодую бунтующую душу. А в разговорах о своей биографии он соединяет викторианскую скрытность и американскую откровенность.
ЭМОЦИИ В БАРАБАННОМ РИТМЕ
Один из российских журналистов отмечал, насколько шокирует неподготовленного слушателя то, с какой искренностью Йошики с ходу начинает рассказывать о бедах, которые преследовали его с детства. И первая из них – самоубийство отца. На характер ребёнка, который рос в благополучной семье владельца магазина кимоно, это повлияло решающим образом. Из послушного мальчика, который с трехлетнего возраста занимался на различных музыкальных инструментах и блестяще разучивал фортепианные гаммы, в десять лет он в одночасье превращается в рок-повстанца. Соответствующий панку внешний облик, новая компания, поклонение группе KISS не мешают, однако, прилежно учиться общеобразовательным предметам и продолжать совершенствоваться в музыке, правда, уже на другом инструменте. Подаренная мудрой мамой ударная установка помогла подростку выплеснуть свои переживания и негативную энергию в бешеном барабанном ритме.
Многие японские рок-группы первых поколений формировались еще в школах, где учились их участники. Но чтобы это сотрудничество продолжалось годами – редкость. X Japan – один из таких примеров. Йошики Хаяши (Yoshiki Hayashi), и Тошимицу Деяма (Toshimitsu Deyama),сокративший свое имя до Тоши, – вместе учились в школе в приморском городе Татеяма, префектура Тиба, и в 1982 году основали свою группу, где Йошики был автором песен, ударником и клавишником, а Тоши – вокалистом. (Как и в других статьях о Йошики, в передаче японских имён и фамилий мы используем распространённую среди поклонников джей-рока практику транслитерации на русский с латиницы в системе Хэпбёрна, а не принятую за основу в русско-японской транслитерации систему Поливанова, – прим. ред.)
Не будем перечислять первые составы группы X (тогда ее название писалось без определения «Japan»). Важно, что в 1987-м группа окончательно причалила в Токио и сформировала свой «золотой состав» из уже упомянутых двух отцов-основателей, а также блистательного и эксцентричного гитариста Хидето Мацумото (Hideto Matsumoto) – Хиде, басиста Тайджи (Taiji Savada) и второго гитариста Пата (Pata, он же Tomoaki Ishizuka). Нужно сказать, что именно такой состав, включающий вокалиста, ударника, двух гитаристов и басиста, стал на долгие годы эталонным для японских групп.
ВИЗУАЛЬНАЯ ЯПОНИЯ
Йошики создает собственный лейбл Extasy Records, где в 1988 году выпускается дебютный альбом “Vanishing Vision”. Недолго побыв в статусе независимой («инди») и дав несколько концертов, «Иксы» стали набирать поклонников в геометрической прогрессии. Это не могло пройти незамеченным, и вскоре группа получает мейджор-статус и отличный контракт с лейблом CBS/Sony. В том же году выходит второй альбом – “Blue Blood”. Далее, что называется, группа обретает статус легенды, что подтверждается цифрами статистики. Следующий, преимущественно англоязычный альбом “Jealousy” был записан в Лос-Анджелесе и вышел 1 июля 1991 года. Он был продан тиражом более миллиона и продержался больше 50 недель в чартах. В 1992 году Тайджи на посту басиста сменил Хис (Heath). Мировоззренческий диск “Art of Life”, состоящий из единственной одноименной композиции, вышел в 1993-м на Atlantic Records. Группа переименовывается в X Japan, чтобы не повторять уже существующее название и с намеком на международную карьеру. А 4 ноября 1996-го снова на Atlantic вышел пятый и последний на сегодня студийный альбом группы “Dahlia”.
Стиль группы можно охарактеризовать как жгучую смесь из хэви-метала, японских традиционных песен и мелодизма неоклассики. Важной была и яркая, на грани шокирования публики, визуальная составляющая. Представьте себе самую яркую глэм-группу 70-80-х, усильте все ее зрелищные акценты втрое, – и вы получите стиль, называемый Visual Key. Термин этот придумал Йошики, он же регулярно проводил сборы групп, проповедующие этот стиль – Visual Japan Summit. Недавно в фестивале приняла участие и российская группа «Мумий Тролль» с Ильей Лагутенко, который давно и хорошо знаком с Йошики. Правда, многие из современных коллективов, слепо следуя канонам яркой «визуальной» моды, не учитывают то, что во главе угла должна быть всё-таки музыка. А в сочетании и визуальной и музыкальной составляющей Йошики трудно найти равных.
Воспитанный на Чайковском и Рахманинове, он уверенно вплетает главные принципы классической музыки в свои, пусть и весьма рокерские, композиции. Драматический нерв и особая, непошлая сентиментальность не только «выжимают слезу», но будят воображение, делают его сильнее и увереннее. Недаром один из девизов Йошики звучит так: «Невозможного нет».
ПОТЕРЯННЫЕ В ГОЛЛИВУДЕ
И в какой-то момент нашему герою перестаёт хватать миллионных тиражей дисков и многодневных аншлагов на 55-тысячном стадионом Tokyo Dome. Он стремится выйти на мировую арену, и здесь, казалось бы, судьба ему потворствует. Нужно переехать в Америку – и Йошики так и делает. Надо найти хорошую студию звукозаписи – и Йошики просто покупает студию в районе Голливуда, в которой когда-то записывалась Metallica, а потом она долго бездействовала. Весьма характерный ход для этого решительного персонажа. Юмор ситуации был в том, что вскоре «Металлика» решила вернуться в родные пенаты, и с удивлением обнаружила, что место уже занято. Впрочем, это не помешало Йошики через несколько лет подружиться с американскими музыкантами.
Парадоксально, но успехи самого Йошики стали одновременно и предвестниками, фатальными намёками на грядущий уход группы со сцены. Сейчас обсуждается множество причин того, что произошло на Tokyo Dome 31 декабря 1997 года, в день последнего концерта X Japan. Удивительно, как выстроился в неблагоприятный ряд «парад планет». Во-первых, не все участники группы одобряли и легко переносили и попытку адаптации группы к англоязычному формату, и саму жизнь в Америке. Во-вторых, сам Йошики, с детства страдавший от астмы и будучи не самым крепким физически, от исступленной манеры игры на барабанах (и столь же экспрессивного «хедбэнгинга») «заработал» проблемы с шеей и спиной. Периодически ему требовалась госпитализация, приходилось отменять концерты, а темп записи нового альбома “Dahlia” заметно снизился, отчего остальные участники были в не самом лучшем расположении духа. Нестабильной ситуацией воспользовалась одна из самых опасных сект в мире – Масая (Masaya), которая поймала в свои сети вокалиста Тоши. Были, возможно, и другие «подводные камни», о которых мы не знаем. Всё это и привело к распаду группы.
Вначале распад ещё казался событием поправимым. Йошики и Хиде обсуждали, что через некоторое время, когда страсти улягутся, можно будет заменить Тоши на более адекватного певца. Но полгода спустя случилась трагедия: 2 мая 1998 года погиб 33-летний Хиде. До сих пор ходят слухи, что стало причиной смерти этого выдающегося музыканта и композитора. Кто-то говорит, что по всем признакам, это было самоубийством. Йошики, хорошо знавший характер своего друга, утверждает, что случившееся было несчастным случаем из-за злоупотребления спиртными напитками. В любом случае, скорое восстановление группы стало невозможным.
ИМПЕРАТОРСКИЙ ЗАКАЗ
Погруженного в депрессию Йошики, окончательно выбравшего себе местом жительства Лос-Анжелес, спас «государственный заказ» – просьба написать произведение в честь десятилетия вступления императора Акихито на престол. Что Йошики, как верноподданный Японии, и сделал, написав масштабную композицию «Anniversary», которой сам, впервые в жизни, и продирижировал на торжественной церемонии.
С этого момента заказы посыпались один за другим. Среди них – написание темы для церемонии вручения премии «Золотой Глобус». Кроме того, набирала обороты продюсерская деятельность (одно из самых известных его детищ – поп-группа Glay). Наш герой даже успел приложить руку к только формирующемуся стилю корейской популярной музыки K-Pop, ныне победно марширующему по всему миру. Он сочинял музыку к культовым аниме (в Японии аниме рассматривается как серьезный жанр, а написание «опенингов» к высокобюджетным мультфильмам – почетная миссия). И ещё оставалось время на создание музыкальных произведений «в стол» («Их еще нужно разобрать, вы не представляете, у меня весь шкаф забит рукописями», – признавался Йошики, по-прежнему предпочитающий записывать музыку на нотном стане). И всё-таки он не терял надежду на реинкарнацию группы и даже написал нежную трогательную песню «Without You» в расчёте именно на вокальные особенности Тоши.
Последнее, что он сделал перед воссоединением – создал супергруппу S.K.I.N. с популярными в Японии музыкантами: вокалистом Гактом (Gackt), гитаристом Мияви (Miyavi) и гитаристом-виртуозом Сугизо (Yasuhiro Sugihara), давним другом «Иксов». Группа успела дать всего один концерт, и тут в 2010 году произошло чудо – X Japan снова стали играть вместе. Правда, движение Йошики и Тоши навстречу друг другу началось с обмана: секта, в которой уже 12 лет состоял Тоши, решила, что благодаря участию в реюнионе её адепт сможет заработать для неё больше денег. Но Тоши, увидев старого товарища, внезапно прозрел и, постепенно отринув сектантство, вновь стал рок-музыкантом.
ДЕСЯТЬ ЛЕТ ОЖИДАНИЯ
Не замедлили последовать и концерты. Участники группы сделали то, что возможно только в японской культуре, где мир живых и мир духов тесно переплетены друг с другом. Хиде «участвовал» в виде записи на экране, с которой синхронизировались все остальные. (Недавно анонсированное реюнион-турне группы «Кино» с Виктором Цоем на экране, как и уже привычное «вызывание духа Фредди Меркьюри» на концертах Queen, похоже, из тех же эзотерических практик, – прим. ред.) Огромным подспорьем стало участие уже упомянутого Сугизо, который внёс свою лепту в новый, более жесткий, чем раньше, саунд группы.
Состоялось множество весьма густонаселенных концертов, прошло несколько мировых туров. Особенно масштабными были выступления в рамках мирового тура в Madison Square Garden, концерт Yoshiki Classical Special с участием Токийского филармонического оркестра в «Карнеги-холле» в Нью-Йорке, на стадионе «Уэмбли» в Лондоне и на самых больших площадках Японии.
Музыканты записали несколько песен, которые должны были войти в новый, шестой по счету альбом группы. Но… прошло десять лет, а музыка, которая считается уже сделанной, так и не опубликована, что служит неиссякаемым предметом для споров среди поклонников, упреков в адрес Йошики и разного рода предположений. «Если бы каждый из тех, кто ждет альбома, откладывал в день по 100 иен, к моменту его выхода он накопил бы целое состояние», – говорил озверевший от вопросов Йошики. Что на самом деле происходит сейчас с группой – трудно сказать. У каждого из ее участников есть свои коллективы и выгодные контракты. Сам Йошики, в 2018 году перенесший очередную операцию по замене шейного позвонка, пока не может играть на ударных в полную силу. Так что время покажет, будет ли выступать коллектив вживую.
За прошедшее с 2018 года время у самого Йошики было много свершений, среди которых выход песни «Miracle» с певицей Сарой Брайтман, «Red Swan» с Хайдом; триумфальное выступление X Japan на лос-анджелесском фестивале Coachella, где в качестве приглашенного гостя выступил Мэрилин Мэнсон. Сидя в самоизоляции, Йошики стал участником видео #SING4LIFE, в котором играл на рояле, аккомпанируя Боно из U2, рэперу Will.i.am и актрисе/певице Дженнифер Хадсон. Среди планов музыканта – выход в 2021 году новой «рокументари» «My Music Story», снятой в сотрудничестве с японским отделением студии Disney.
О ПОЛЬЗЕ ПОХУДАНИЯ
Что касается темы «Йошики и Россия», то первая его встреча с русской рок-музыкой произошла в Лос-Анджелесе, когда в студии Йошики записывался «Парк Горького». В нашей стране герой появлялся трижды. В 2014 году Москва вошла в его турне Yoshiki Classical, где он выступал с аккомпанирующим струнным ансамблем. В 2016-м представлял фильм «We Are X», честно рассказывающей о судьбе X Japan, в том числе о том, как в 2011 году трагически оборвалась жизнь 45-летнего басиста Тайджи из «золотого состава» группы. В 2018-м Йошики вновь приехал с фильмом, включив в свой вояж и Санкт-Петербург.
Возможно, он и в этот, очередной чётный год хотел бы навестить Россию, о которой всегда хорошо отзывался… Но наступила пандемия, и этот сверхактивный человек на полгода был вынужден засесть в своем роскошном особняке в Лос-Анджелесе. Артист, будучи и без того весьма хрупкой комплекции, в быту оказался совершенно беспомощным и, как следствие, весьма похудел. Что, как ни странно, помогло в реализации ещё одного проекта – фотобука «XY». Йошики с его андрогинной харизмой и раньше выступал в качестве модели для журналов мод, в частности, он был первым мужчиной-моделью на обложке японской версии журнала Vogue, участвовал в неделе моды Ива Сен Лорана. В мире моды Йошики далеко не новичок. «В Японии принято, чтобы старший сын семьи перенял семейный бизнес, – говорил он, – Я ушел в сторону музыки, а сейчас восполняю этот пробел, создавая коллекции кимоно Yoshikimono». Конечно, сам музыкант не рисует эскизы и не шьет, но подает идеи профессионалам, создающим уникальный сплав традиционной японской одежды, рокерской удали и высоких требований одежды Haute Couture.
Не будем перечислять все деловые начинания Йошики. Бизнес-хватка и прозорливость помогают ему успешно осуществлять всё задуманное. Важно, что огромные средства он тратит на благотворительность. Так, и деньги, вырученные от празднования своего юбилея, хочет отдать в свой фонд «Yoshiki Foundation America». Фонд этот неоднократно помогал в ликвидации последствий глобальных катастроф, в том числе землетрясений и наводнений в Японии.
Главным событием на праздновании дня рождения Йошики станет открытие его частной студии звукозаписи в Голливуде, как он считает, оснащенной лучшим в мире оборудованием. Будет организована трансляция этого события по всему миру. Скорее всего, помимо виртуальных, будут и реальные гости-музыканты. Так что музыка точно станет главным подарком для выдающегося музыканта и человека по имени Йошики.
Элла МОЛОЧКОВЕЦКАЯ
Фото (с) Yoshiki, за исключением пресс-конференции и интервью в Москве (с) Елена Савицкая.