Tesseract: Работа над чувствами
Июнь 6, 2019
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Tesseract: Работа над чувствами

Впервые британцы Tesseract выступали в Москве в 2010-м в крохотном «Плане Б», а дальше наступила стабильность — все их визиты, происходящие примерно раз в полтора года, кроме предыдущего, были одном и том же клубе, примерно при одинаковом — плотном, но без солд-аута — стечении публики, готовой благожелательно внимать тому, как квинтет из Милтон-Кейнса представляет живьём очередной новый материал и «хиты» с предыдущих альбомов.

На этот раз начали с самого первого, получасового «Concealing Fate», вышедшего в 2010-м — подряд три части одноимённой композиции (всего на диске их шесть). Следом — новенькая «Luminary», первый сингл с альбома «Sonder», вышедшего на KScope в апреле 2018-го. А вот в турне в поддержку диска со стилизованным изображением солнечной системы на обложке британцы добрались только через один оборот нашей планеты вокруг светила. Музыканты описывают новинку как «концептуальный альбом о всепожирающем чувстве собственной незначительности», а выдуманное слово «sonder» означает осознание того, что любой прохожий на улице ничуть не менее интересен, чем ты. Если эти чувства и пожирают музыкантов, то подобные гастроли — лучший способ его побороть. Когда на тебя смотрят полтысячи влюблённых глаз — заметим, барышни в аудитории составляли чуть ли не большинство — о какой незначительности может быть речь!

Другое дело, что Tesseract, как представители прогметала XXI века, отрицают традиционные атрибуты рок-перфоманса, прежде всего так называемую «работу с публикой». Общение между песнями минимально — мол, рады снова быть здесь спустя три года (на самом деле — полтора), спасибо, что дождались, а вот наш новый диск, рад, что выслушали, приедем ещё. Выход на бис в этом жанре — тоже моветон. А сет-лист всего на час с небольшим формируется по принципу: лучше меньше, но чтобы потом ещё раз прийти захотелось.

Если немного абстрагироваться, такую музыку, как Tesseract, вполне могли бы играть одни из основоположников прогметала, немцы Sieges Even, если бы оказались чуть упорнее в своём реюнионе. Такая же «математика», помноженная на «лирику», бесстрастный чистый вокал, только у Tesseract — ещё изрядная доля скрима, из-за которого их когда-то ехидно прозвали «Мешшугой для девочек». Если прислушаться к разговорам публики, можно заметить нарекания — мол, голос вокалиста Дэниэла Томпкинса не так подходит к материалу диска «Altered State», на котором пел Эш О’Хара, но это лишь немногочисленные придирки. В целом, кажется, все довольны — судя по тому, что многие по окончанию сета завернули в очередь не к гардеробу, а к столику с мерчем по соседству, за майками и дисками.

Новый альбом британцев (всего с него было четыре вещи — «Juno», «King», «Luminary» и «Smile») предсказуемо хорош и разнообразен, если так можно сказать — от прогметала до дрим-попа. Вокалист подчас «заходит на территорию» Muse в своём мелодраматичном верещании в верхнем регистре, гитары нежно воркуют в пост-роковом духе, а ритм-секция выдаёт рисунки от мат-рока до брейкбита, едва не касаясь откровенной дискотеки (к счастью, своего диско-хита, как многие современные прогрессивщики, Tesseract ещё не записали). И это вот сочетание очевидного вокального поп-компонента и нетривиального, глубоко проработанного, основанного на полиритмии инструментала и создаёт очарование группы.

Правда, живьём (и, кажется, я писал то же самое и в прошлом репортаже) часть шарма теряется — исчезают тонкий электронный бэкграунд, и Томпкинс вынужден больше делать упор на крик, агрессивность, чем на мелизматику своего чистого голоса. Истинную радость концерт Tesseract принесёт тем, кто помнит их музыку наизусть и в состоянии достроить в голове недостающее. Ну или тем, кто просто рад получит долю живой энергетики от пятерых классных и обаятельных, каждый по-своему, музыкантов. И, конечно, они приедут ещё через полтора года. Для этого даже не нужно было громко обещать это со сцены — и так ясно.

Сет-лист: Concealing Fate (Part 1: Acceptance, Part 2: Deception, Part 3: The Impossible), Luminary, Of Mind — Nocturne, Survival, Dystopia, Hexes, Phoenix, Smile, Of Matter — Proxy, Of Matter — Retrospect, King, Juno.

Владимир ИМПАЛЕР
фото автора.
Благодарим Марину Шильникову (Spika Concerts) за аккредитацию.

Весь фоторепортаж:

Общее впечатление

15 мая 2019 г.
Москва, клуб "Station Hall"
Spika Concerts

Владимир Импалер

Владимир Импалер