Фестиваль «Sweden Rock’2019»: Легенды без интриг
Апрель 7, 2020
Редакция (150 статей)
Поделиться

Фестиваль «Sweden Rock’2019»: Легенды без интриг

Впереди лето, и хотя перспективы поездок на рок- и метал-фестивали кажутся сейчас несколько туманными, это не повод не ждать и надеяться. И вспоминать о тех, что уже были. По этому случаю мы представляем вам полный вариант репортажа с одного из крупнейших европейских мероприятий такого плана – фестиваля «Sweden Rock», прошедшего в 2019 году в 28-й раз!

Для делегации нашего журнала он стал далеко не первым, и всё же напомним: один из лучших фестивалей Европы, и, возможно, мира, проводится ежегодно в первую неделю июня на юге Швеции недалеко от городка Сольвесборг. Длится он четыре дня, за это время на пяти сценах выступает примерно 80-90 артистов и групп со всего земного шара, а их музыке внимают более 20 тысяч слушателей. Фестиваль отличается идеальной организацией, разнообразием стилей и направлений рока, и, главное, непередаваемой атмосферой доброжелательности и праздника, музыкального и просто человеческого.

  

Концерты в эти четыре дня начинаются в 11:30 дня и заканчиваются около часу ночи. Программы нескольких сцен, естественно, перекрываются, и физической возможности одному человеку увидеть и услышать всех 83 артистов (а столько их было в этом году) просто нет. Поэтому приходиться выбирать между любимыми, интересными или обязательными, и носиться четыре дня от одной из пяти фестивальных сцен к другой. Ниже – наш отчет о самом интересном из увиденного в 2019 году.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ, 5 ИЮНЯ. ХАРД, ТРЭШ И ГЛЭМ

В первый день фестиваля, по обыкновению, из пяти сцен работают ещё только три, а выступающих на них – «всего» 11 команд. Для нас первым в программе стал Джо Линн Тёрнер. Старина Джо прекрасно выглядел, был в хорошем настроении, отлично пел, и выдал для многочисленной публики проверенный сет боевиков своего самого звездного периода – альбомов Rainbow периода 1981-1983 годов, к которым добавил титульную песню с альбома «Rising Force» Ингви Мальмстина. Его группа – волосатые ребята, годящиеся по возрасту в сыновья, безупречно играли всю эту классику, и периодически затяжными инструментальными проигрышами давали старине Джо возможность удалиться за кулисы и перевести дух. Как-никак, 68 лет – для рок-вокалиста немало…
К сожалению, «за бортом» фестивального сет-листа осталась масса отличных песен из сольных альбомов Джо, но это общая проблема экс-вокалистов великих групп – на фестивалях публика ждет от них именно «любимое с детства», и песни из сольников или сайд-проектов откладываются до сольных гастролей.


На Sweden Rock всегда представлен трэш – правда, в небольшом количестве, но отличного качества. В этом году, помимо Slayer, за стиль отвечали Death Angel – и сделали это на высочайшем уровне. Эта полусемейная пятерка (основатели группы – двоюродные братья), образованная в Сан-Франциско ещё в 1982-м году, исторически входила и входит в первую десятку групп американского трэша. Концерт подтвердил, что абсолютно заслуженно! Возобновив активную работу в 2001 году после недолгого перерыва, группа обновила состав и выпустила несколько альбомов один лучше другого. На фестивале Death Angel отыграли убойнейший, извиняюсь за банальное выражение, сет из старого и нового, играли они с неподдельным энтузиазмом и на выдающемся исполнительском уровне. И если гитаристы и барабанщик по мере сил «давали шоу», но были в основном сосредоточены на своих непростых партиях, то фронтмен Марк Осегьеда своей харизмой, пением и «телегами» просто-таки царил на сцене… Весьма добавил огня в шоу и нынешний басист группы – длинноволосый блондин в джинсах-клеш – эдакий Клиф Бертон-2, который одновременно очень свободно играл пальцами (!) свои партии, лучезарно улыбался публике и по ходу песен «раздавал коз» двумя руками!

Последняя группа первого дня фестиваля, Skid Row, выступали на Sweden Stage – по величине третьей из пяти фестивальных сцен, но самой крупной из действующих в этот день. Перед сценой – немаленькое поле, переходящее в склон холма, но собравшаяся на Skid Row почти в полночь публика заполнила его полностью. Такое происходило, пожалуй, впервые на нашей фестивальной памяти! Их музыку помнят и любят, она нужна людям, причем строго 1989-1991-х годов, времён Себастьяна Баха, и точка. У группы есть и относительно свежий материал, но он – для знатоков и коллекционеров, а широким меломанским массам подавай живьем “Sweet Little Sister”, “Piece of Me”, “Monkey Business”, “I Remember You” и, конечно, “18 and Life”! Нынешний «неканонический» состав группы это прекрасно знает, и со сцены как кавер-группа самих себя выдает именно эти песни. Вокалист группы, южноафриканец ЗиПи Терт, экс-участник английской группы Dragonforce, вполне вписался в американский коллектив и, как говорится, исполнил материал на высоком профессиональном уровне и к неподдельному удовольствию публики.

ДЕНЬ ВТОРОЙ, 6 ИЮНЯ. ПРОСТОТА И КЛАССИКА

В час дня на главной сцене фестиваля выступили Blackberry Smoke – команда из Атланты, штат Джорджия, США. Её стиль для тех, кто не знаком, можно примерно охарактеризовать как ретро-американу, причем очень качественную. Эти бородатые волосатые чуваки в джинсовых костюмах не первый раз выступают на Sweden Rock, и для этого времени дня собрали весьма прилично народу. Концерт проходил как-то очень естественно и расслабленно, под стать публике, разомлевшей под скандинавским солнцем. Если не чужд сам стиль – рекомендуем, альбомов у группы уже несколько.

Позже на той же главной сцене выступила главная рок-группа Швейцарии – Krokus. В 2019 году музыканты объявили о прекращении деятельности и назначили прощальный концерт в декабре в родном Цюрихе. Забегая вперед, заявляю – рановато они решили «закрыть лавочку»! Масса классных песен разных лет, уверенное исполнение, абсолютно не увядшие вокальные кондиции Марка Стораче (а ведь возраст не щадит и более выдающихся рок-певцов), безупречная сыгранность и какой-то совместный групповой позитив, излучаемый всеми участниками, считая дополнительного третьего гитариста… Отличный концерт! И редкий случай, когда для получения физического удовольствия от выступления не нужны ни световое шоу со спецэффектами (швейцарцы выступали при дневном свете), ни беготня музыкантов по сцене, ни концертные костюмы с блестками. Скорее всего, Krokus поднялись на сцену из турового автобуса просто в чём приехали!

В этом году организаторы привезли меломанам невероятный эксклюзив. За малораскрученным названием Deadland Ritual скрыты известнейшие имена. Гизер Батлер! Стив Стивенс! Мэт Сорум! Правда, певец, американец Фрэнки Перес, не столь именит – в его послужном списке участие в альбоме Apocalyptica 2015 года, работа со Слэшем и три сольных альбома. Но своим энтузиазмом он изо всех сил старался убедить и публику, и коллег, и самого себя, что не зря оказался в компании таких монстров. У группы пока нет альбома, только пара своих песен. Кроме них, были исполнены “Rebel Yell” из репертуара Билли Айдола, главного музыкального партнера Стива, и несколько ключевых вещей Black Sabbath, включая “Neon Knights”. Фрэнки очень старался, «жёг», вытянул все вокальные партии, а какое удовольствие было наблюдать за его «старшими товарищами»! Батлер был невероятно серьёзен, и ответственно играл пальцами свои плотные партии, почти не перемещаясь по сцене. В отличие от него, Стивенс был игрив, подчеркнуто виртуозен в соло, легко перемещался по сцене и выглядел, как всегда, сексуально со своим фирменным глэмовым начесом, подводкой глаз а-ля 80-е, многочисленными серьгами и остроносыми казаками! Мэт Сорум, в отличие от коллег, насколько я знаю, в России не играл никогда, ни в каких составах, а жаль. Известный широким массам в основном по участию в Guns N’ Roses и Velvet Revolver, он также играл на двух, на мой взгляд, лучших альбомах The Cult. Сорум для меня – один из эталонных рок-барабанщиков, наблюдать и слышать как он играет – особое удовольствие. Его игру определяет не скорость, не виртуозность, не фишки, а какая-то базовая надежность и музыкальный воздух, который идёт на пользу песням… Отличное выступление, которое порадовало собравшихся настоящих меломанов без подруг и примкнувших дружков.

Ближе к полуночи на главную сцену вышел первый хедлайнер фестиваля – Def Leppard. Несколько лет назад я видел их на той же самой сцене в той же роли главной группы дня. Что же добавилось к тем впечатлениям сейчас? Трудно сказать. Те же хиты, проверенные десятилетиями, те же перемещения по сцене и позы, такое же безупречное исполнение… Хотя заявить, что это был «день сурка», не могу – световое шоу стало еще круче (хотя раньше казалось, что круче некуда!). Кроме классического сета в основном из мультиплатинового альбома «Hysteria», музыканты сыграли пару неочевидных песен из других альбомов. Замечательная группа до сих дарит свою музыку тысячам людей…

А сразу после Def Leppard на противоположной сцене выступили Slayer – полная противоположность душкам-шеффилдцам. Кто знает и любит – полагаю, представляют себе, что такое концерт Slayer, кто нет – лучше этого не видеть и не слышать.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ, 7 ИЮНЯ. ГОЛЫЕ КОРОЛИ И БОРОДАТЫЕ ВОЛШЕБНИКИ

Третий день фестиваля для нас начался в 13:00 с выступления рок-ветеранов Magnum. В такое раннее время на концерты приходит в основном та публика, которая хочет увидеть конкретную группу. Так и на сей раз – зрителей немного, но все, что называется, в теме. Британцы сыграли часовой сет, заполненный исключительно хитами из прошлых десятилетий, полностью проигнорировав свой материал XXI века, благо качество тех старинных песен абсолютно соответствовало статусу главной сцены.
Мелодичный и в основном среднетемповый хардрок был безупречно сыгран и душевно спет. Главным в концерте («шоу» здесь – неуместный термин!) был солист Боб Кэтли. Автор всего материала, гитарист Тони Кларкин солидно стоял в стороне и вальяжно исполнял свои партии, своими нешуточными габаритами и массой как бы давая всем понять важность своей персоны для группы. В целом – позитивное и интеллигентное выступление.

Почти сразу после Magnum на противоположной сцене начали выступать шведы Easy Action. Cудя по количеству публики – важная для родной страны группа. Знатоки слиз-глэма знают их по первому альбому 1983 года, на котором спел Зинни Зан (впоследствии Shotgun Messiah, Zan Clan и соло). Более широкие рок-массы вспомнят, что оттуда же вышел будущий гитарист Europe Ки Марселло – вышел и вернулся! Судя по весьма одобрительной реакции публики, в основном шведской, Easy Action набрали главные очки в основном со своим вторым альбомом 1986 года, на котором пел Томми Нильсон – его-то и мы увидели в этот день. Этот обаятельный блондин, хороший певец и очень естественный фронтмен записал не один сольный альбом в родной стране и дал, вероятно, массу концертов там же. Затрудняюсь сообщить, исполняли ли Easy Action новые песни, но то, что мы услышали – мелодичный поп-рок – прозвучало очень приятно и по-шведски качественно!

Интернациональному коллективу Axel Rudi Pell была в этот день предоставлена главная сцена. За десятилетия работы и почти два десятка студийных альбомов, выпущенных под собственным именем, экс-гитарист немецкого Steeler наработал массу материала по формуле «трех типов» – «быстряк»/»медляк»/инструментал и давно собрал профессиональнейшую группу. Так что сыграть классный хард-рок-концерт не то что не составляет труда – судя по всегда серьезной физиономии маэстро, всё-таки составляет, но высокое качество непременно гарантировано! Тем более что в составе есть такой брильянт, как певец Джонни Джиоэли (также Hardline, в составе которой мы видели этого американца здесь же двумя годами ранее). В отличие от своего всегда серьезного босса, Джонни излучал тепло, позитив и удовольствие от происходящего, и при этом отлично пел, украшая несколько предсказуемый материал неподдельными эмоциями. Браво, Джонни!

В этот день выступали и другие выдающиеся музыканты. Например участник раннего состава Scorpions гитарист Ули Джон Рот со своим ансамблем, или авторитетные дум-шведы Candlemass (любители этой группы из нашей компании остались весьма удовлетворены их нынешним выступлением), но затмила всех-всех-всех легендарная техасская троечка ZZ Top. Да, нам посчастливилось увидеть это уникальное, как с годами стало абсолютно ясно, явление. И, позволю себе заявить, явление позитивное. Заметил, что стоит в разговоре с разными людьми просто упомянуть вслух название группы – и на лицах возникают улыбки! Трио двух бородачей и безбородого барабанщика по фамилии Борода играет свою бесподобную музыку так вкусно и «жирно», что, выступи только они одни единственные на фестивале, и про него смело можно было бы сказать: «Удался»… На редкость скромное для группы такого уровня оформление сцены, минимум движения – шевелятся только пальцы по струнам да бороды на ветру – а какой драйв и кач даже издалека. Ближе к сцене не подобраться, столько желающих их увидеть…

На третий день хэдлайнерами были легендарные Kiss, тоже американцы, но боже – какой же это был музыкальный контраст по сравнению с ZZ Top! Попробую объяснить свою мысль математически: если оценить соотношение качества музыки и шоу-составляющей в процентах, то у техасцев оно составит 90/10 (второе число увеличил за бесподобный имидж), а у нью-йоркцев ровно наооборот, а то и вовсе 5/95. Так уж получилось, что лично для меня это был первый концерт Kiss, и я испытал, что называется, глубочайшее разочарование! Не хочу обидеть поклонников этой группы, немалое количество которых, знаю, есть и в нашей стране, но примитивная дубовость материала, который нормально прокатывал во второй половине 1970-х, и запредельная натужность исполнения вокальных партий (особенно Полом Стэнли) просто даже не разочаровывала, а изумляла! И все это на фоне беспрецедентного светового и пиротехнического шоу, всевозможных сценических конструкций, которые словно было призваны прикрыть то, что короли-то – голые… Знаю, что мне обязательно возразят: «А шоу зато офигительное». Но мы ведь не за визуальными развлечениями в конце тяжелой трудовой недели пришли, мы любим музыку за музыку! В общем, выступление, вернее, цирковое представление Kiss оставило у меня лично ощущение какой-то дорогостоящей обманки, типа египетской пирамиды или Эйфелевой башни в городе Лас-Вегас…
Так что третий день чудесного фестиваля закончился большим, но, к счастью, единственным разочарованием.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ, 8 ИЮНЯ. ДЕМОНЫ, ОРЁЛ И РАДУГА

Заключительный день фестиваля, как и предыдущий, был наполнен и громкими именами, и уникальными артистами, часть из которых мы, к сожалению, вряд ли сможем увидеть в России по ряду самых разнообразных причин.

Готов поспорить, что американская легенда Styx точно до нас не доедет – они и в Европе играли крайне редко за свою, трудно представить, более чем 50-летнюю историю. Ранняя версия будущих Styx собралась в Чикаго ещё в 1965 (!) году, а альбом под всем известным сейчас названием вышел в 1972-м. Размеры репортажа не позволяют пуститься в описание творчества, заслуг и достижений этой несомненно значительной группы, вошедшей в историю своим, если попытаться охарактеризовать стиль коротко, мелодик-арт-роком. Самое удивительное, что на главной сцене Sweden Rock в разгар светового дня эти авторитетнейшие музыканты не смотрелись динозаврами из далеких 70-х. Наоборот, они отыграли живой и очень впечатляющий концерт. Styx реально впечатлили – и всю нашу делегацию, и тысячи слушателей. Обращают на себя внимание высочайшие вокальные кондиции всей группы. Музыканты пели и по отдельности, и все вместе; такое характерно для американских ансамблей с долгой историей, например, на прошлых фестивалях такое же безупречное коллективное пение наблюдалось, например, у Toto и The Hooters. Главным шоуменом в группе оказался клавишник Лоуренс Гоуэн – он всё выступление проявлял такую активность, что ни за что не догадаешься, что он на сцене много десятков лет. Мало того, что он отлично играл свои партии на крутящемся на стойке мини-рояле (смотрелось очень необычно), ухитряясь отбегать и вовремя возвращаться к инструменту по ходу песен. Так и пел он не хуже других, и ближе к концу, оставшись один на сцене, исполнил «Bohemian Rhapsody» Queen – и не один, а со всем многотысячным полем фестиваля! Удержаться от участия в хоровом пении с таким экспрессивным и обаятельным дирижером было невозможно.

Иногда на фестивале случаются интриги на тему «а что, если вдруг», связанные с гипотетическим пересечением бывших и нынешних участников известных групп в пространстве и времени. Например, два года назад в один день выступали гитарист и барабанщик последнего состава Motorhead, один – со своим ансамблей сыновей, другой – в составе крупнейшей немецкой группы. И у фэнов разгорались предположения-споры: «А не поднимется ли кто-нибудь к другому на сцену во время выступления?» (Нет, не поднялись). В этом году легкая интрига была вокруг британских динозавров UFO – немногим ранее их выступления в шатре выступал экс-басист группы Пит Уэй с Pete Way Band. Забегая вперед, сразу сообщу, что никаких совместных джемов не было, и перехожу к впечатлениям от концертов.

Дорогой Пит Вэй, лучше бы ты остался дома и никуда не ездил! Такого унылого, неинтересного и скучного выступления я не припомню: пятеро разномастных немолодых нехаризматичных мужчин играли унылый среднетемповый хард-рок без огня и энтузиазма, сам Пит посредственно пел своим невыразительным голосом, звучало и смотрелось всё невесело и скучно…

Сами UFO играли на «Sweden Rock Stage» (напомню: третьей по величине и значимости) и собрали на удивление много публики, чему, возможно, поспособствовало заявление группы о скором прекращении её деятельности. По мере сил, а, скорей, возраста, ветераны «жгли» как могли, исполняя боевики вроде “Doctor, Doсtor” и “Rock Bottom”, а благодарные слушатели как могли их поддерживали.

Вызывал заранее вопросы и предположения – как это будет? – и концерт проекта Ханси Кюрша и Джона Шаффера Demons And Wizards. Выпустившие первый альбом в далеком 2000 году, а второй – в 2005-м, эти два музыканта, ранее сотрудничавшие только в студии, сколотили неслабый концертный состав, заказали внушительные сценические декорации по мотивам обложек альбомов и отправились на гастроли. Одно из выступлений этого лета и состоялось на «Sweden Rock’2019». Трудно удержаться от превосходных эпитетов, настолько это было замечательно! Из материала обоих альбомов, которые, прямо скажем, слушались в целиком несколько утомительно, были выбраны самые лучшие вещи (и, ближе к концу шоу, не обошлось без главных концертных песен Blind Guardian и Iced Earth). Аккомпаниаторы играли без единой помарочки, и в целом весьма драматический материал подавался так эффектно, что оторваться было невозможно! Ханси с первой же минуты заворожил аудиторию и пением, и артистизмом – постоянно выходил вперед, «к людям», когда нужно, эффектно раскидывал руки, когда можно – обаятельно улыбался. Джон держался на своём месте у гитарных комбиков, очень четко играл свои партии, но всем своим благородным видом просто излучал свою важность для этого музыкального представления. Кстати, двое лидеров проекта смотрелись очень контрастно и в цветовом плане: Ханси был пугающе бледен, а Джона украшал сильный бронзовый загар. Однозначно, один из лучших концертов этого фестиваля!

День, что называется, удался. Следующими играли Saxon. Признаюсь, одна из моих любимейших групп буквально с 1980 года! Бифф Байфорд сотоварищи неоднократно, примерно раз в три-четыре года, выступали на «Sweden Rock», но главную ссцену получили впервые. Что не преминул отметить – с удовлетворением, а не с обидой, – Бифф по ходу концерта. Saxon любимы и уважаемы в Европе (в отличие от России, к моему многолетнему удивлению), и металхеды со всей Скандинавии заблаговременно заполнили поле перед сценой. В какой-то момент вежливые секюрити даже остановили проход в ближайшую к сцене секцию. И хотя это был не первый для меня концерт любимцев, я все равно затрудняюсь описать полученное и в этот раз несказанное удовольствие… Использую шаблонное, но абсолютно уместное в данном случае выражение: Saxon в очередной раз подтвердили свой статус одной из лучших концертных групп британского металла. Точка. Не обошлось без неожиданностей: во-первых, сыграли аж две песни последних лет (не из 80-х), во-вторых, обязательная “Wheels of Steel” была сыграна практически сразу, а не к концу концерта! Конечно же, не обошлось без “Power and the Glory”, “Strong Arm of the Law”, “Crusader”, “Eagle Has Landed” и “Denim and Leather”, припев которой пели всем полем.
Бифф был в ударе, много балагурил, интересовался у публики: «Какую песню хотите сейчас услышать?» Все музыканты играли с большим удовольствием (поскольку я стоял близко к сцене, это было хорошо видно), и, хотя оформление сцены было в этот раз скромнее, чем три года назад (фирменный огромный металлический орел, который раньше парил над сценой, в этот раз не долетел до Швеции), это был просто праздник британского металла. А устроила его группа из числа основоположников стиля.
Хочу поделиться парой наблюдений, сделанных по ходу концерта и касающихся разницы впечатлений между домашним прослушиванием и живым восприятием. Знаете, когда слушаешь новый альбом знакомой группы, часто кажется что все нормально и привычно – и вдруг на концерте обращаешь внимание на какие-то нюансы. Так вот, про Saxon. Первое: как же здорово поёт Байфорд! Он и раньше-то пел хорошо, но с годами и опытом владение голосом как инструментом у него продолжает улучшаться, притом что лет ему немало. Второе: гитарные соло – когда слушаешь записи «саксонцев», воспринимаешь их в духе «ну, нормально, гитарное соло», но когда видишь, как филигранно «вырисовывают» их по очереди Пол Куин и Дуг Скаррат, и замечаешь, как они продуманны и отточены – отдаёшь должное такому мастерству…

Позднее состоялся любопытный концерт редкого стиля для «Sweden Rock» – дэт-метала – в лице Unleashed. Образовавшиеся в далеком 1989 году, выпустившие уже 13 студийных альбомов, эти гранды шведского дэта сыграли более чем часовой сет на немаленькой «Sweden Stage» перед небольшой группой слушателей числом эдак под 50. Сыграли бескомпромиссно и с полной отдачей. Такой «антианшлаг» можно объяснить тем, что любители дэта ездят на свои тематические фестивали, но было даже как-то обидно за музыкантов! Ситуацию усугубляло то, что они самоотверженно рубились при неслыханной ранее негромкой громкости (извиняюсь за немасляное масло). Так тихо музыка на этой площадке никогда раньше не звучала.

А ровно в девять вечера на главной сцене началось выступление третьего, и последнего хедлайнера – Ritchie Blackmores Rainbow. Полагаю, среди наших читателей у каждого своё собственное отношение к персоне «Человека в чёрном» вообще и к нынешней группе в частности. Собрав очередной концертный состав и отправившись с гастролями по странам и континентам, маэстро воплотил мечту миллионов в жизнь, и за это ему наше общее меломанское спасибо!
Нанятый пару лет назад молодой вокалист-хамелеон справился с партиями своих легендарных предшественников. Ронни Ромеро давал по ходу исполнения бессмертных песен Rainbow и Deep Purple то «Ронни», то «Грэма», то «Яна» или «Дэвида», инструменталисты-статисты безупречно справились с классикой, а сам Ричи с присущей ему на концертах неканоничностью то играл свои партии «один в один», то пропускал ноты или съезжал в сторону. И совершенно не было понятно – нравится ему здесь или всё равно? В общем, как обычно: Ричи Блэкмор – человек-загадка.
В какой-то момент я концерта закрыл глаза и поймал себя на мысли: будто звучит магнитофон из детства, песни из альбомов разных лет и разных составов, а знакомы все до боли и одна лучше другой! Подытожу: пригласив на фестиваль Ричи Блэкмора с ансамблем, организаторы доставили радость тысячам людей, а многих из них сделали в этот день просто счастливыми.

Спасибо, Sweden Rock Festival, и до новой встречи!

Александр ШАДРИН
Фото – Елизавета Морева и Анжелика Бучинская.
Благодарим оргкомитет фестиваля «Sweden Rock» за аккредитацию.

Весь фотоальбом: 

или https://vk.com/album-2548741_271810197

Редакция

Редакция