Sweden Rock’2014: Четыре дня безупречного рока
Ежегодный Шведский рок-фестиваль за более чем 20 лет своего существования снискал славу одного из главнейших опен-эйров Европы, а в Скандинавии стал просто культовым. Не так уж много подобных мероприятий могут похвастаться такой стабильно-превосходной подборкой артистов, высококлассным звуком на всех четырех сценах, безупречным уровнем организации и удачным расположением.
Конечно же, Sweden Rock Festival-2014 не стал исключением из правил, и омрачить его не смогла даже забастовка шведских железнодорожников, преднамеренно или нет начавшаяся как раз накануне старта фестиваля.
День 1: Смех по-шведски и Тодд вместо Тэйта
Открылся четырехдневный рок-праздник 3 июня, ровно в 15:30, с выступления австралийского трио Vdelli, проекта талантливого гитариста и вокалиста Майкла Вделли. Тяжелый и местами агрессивный рок, замешанный на блюзе и грандже пришелся по вкусу даже тем, кто пришел послушать группу только потому, что других выступлений в это время не было. Приличную аудиторию собрали выступавшие следом шведские коллективы Freak Kitchen, Dust Bowl Jokies и Eddie Meduza Lever. Последний из них, назван в честь шведской рок-легенды, полит-сатирика и просто народного любимца, выступавшего под псевдонимом Эдди Медуза. К сожалению, сам Эдди скончался еще в 2002 году, однако его бывшие коллеги по группе продолжают исполнять старые хиты в новой обработке: заводной рок-н-ролл с изрядной долей панка. Шведская публика в восторге, остальным остается только догадываться, в чём юмор, ведь все песни на шведском языке.
Суровые, бородатые дядьки из Crowbar во главе со своим бессменным лидером Кирком Виндстейном сотрясли фестивальную площадку фирменным сверхтяжелым брутальным саундом. Многие утверждают, что медленнее и тяжелее, чем Crowbar, сейчас не играет никто, и, находясь на их концерте, начинаешь в это действительно верить. С особым энтузиазмом фэнами, конечно же, были встречены классические номера группы, такие как «Time Heals Nothing” и “Planets Collide”.
В первый день фестиваля многие ожидали выступления легендарных британцев Magnum. И не зря: мастера мелодик-хард-рока выдали яркое шоу с отличным светом и звуком. Немного огорчил вокал Боба Кэтли, к сожалению, уже не такой мощный и яркий, как в “золотые” годы группы. Это было особенно заметно во время исполнения быстрых вещей, и возможно именно поэтому таких в сет-листе группы было немного. Впрочем, изящная игра гитариста Тони Кларкина и бессмертные хиты группы, такие как “Kingdom Of Madness” и “The Spirit”, отодвинули все недостатки на задний план.
Хедлайнерами этого дня были обновленные Queensryche, нашедшие замену знаменитому Джеффу Тейту в лице молодого вокалиста Тодда Ла Торре. Отдавая дань замечательным вокальным способностям Тодда, нужно признать, что он сильно проигрывает Тэйту в харизматичности и умении держаться на сцене, что, безусловно, объясняется значительной разницей в возрасте и опыте. Добрая половина концерта была отдана ранним песням Queensryche — 1983-1986-х годов. Среди них мелькали совсем раритетные и, казалось, давно забытые номера, такие как “En Force” и “NM 156”. Восторг публики, конечно же, вызвали вещи с альбома “Operation:Mindcrime” и мегахит “Silent Lucidity”. Надо отметить, что несколько песен с новейшего альбома группы, также исполненных на концерте, весьма гармонично вписались в этот сет-лист из 80-х. Есть надежда, что группа не зациклится на эксплуатации старого материала, а продолжит двигаться вперед.
День 2: «Служанки», «Хипы» и дедушка Элис
Утро второго день на SRF-2014 для многих начался с выступления Jake E Lee’s Red Dragon Cartel. Один из культовых гитаристов 80-х привез на фестиваль весьма интересную и разноплановую программу, состоящую из песен с нового сольного альбома, нескольких вещей Badlands, и классики жанра — “Bark At The Moon” и “Ultimate Sin”. К разочарованию фэнов, концерт Джейка несколько раз прерывался из-за технических неполадок, причем “на самых интересных местах”. Исправить ситуацию техники смогли только под конец выступления.
Датчане Pretty Maids, выступавшие следом, слегка подзабыты как в России, так и большинстве западных стран. Но в Скандинавии этот коллектив до сих пор не растерял своего звездного статуса. Подтверждением тому было и количество народа, пришедшего на концерт, и то, что организаторы выделили под выступление шоу главную и самую большую сцену фестиваля. Все музыканты группы, включая энергичного вокалиста Ронни Аткинса, находились в прекрасной форме, выдавая один хит за другим. “Red, Hot And Heavy”, “Yellow Rain”, “Back To Back”, “Future World” — все было сыграно плотно, сочно и на одном дыхании. Изюминкой концерта был кавер Джона Сайкса “Please Don’t Leave Me” — припев этой мелодичной композиции пело хором пол-фестиваля.
Поклонники старого доброго мелодик-рока не могли пропустить выступление Робин Бек, известной многим по альбому “Trouble Or Nothing” и песне “First Time”, звучавшей в рекламе “Кока-колы”. Не удивительно, что сет-лист этой вокалистки, которая в свои 60 выглядит просто потрясающе, почти полностью состоял из вещей с этого диска. Не обошлось и без весьма заезженного хита “Hide Your Heart”, который когда-то исполняли Kiss и Бонни Тайлер.
В это же время на другой сцене колдовал прогрессивный суперпроект Transatlantic во главе с Нилом Морсом и Майком Портным. Сет-лист коллектива в основном представлял собой микс из кусочков наиболее известных композиций проекта, таких как “All Of The Above”, “Stranger In Your Soul” и “The Whirlwind”. Открывала же концерт 25-минутная “Into The Blue” с новейшего диска “Kaleidoscope”. В середине выступления к музыкантам ненадолго присоединился Даниэль Гильденлёв, которому еще только предстояло отыграть на этом фестивале полноценный концерт со своей группой Pain Of Salvation.
Еще одни герои 80-х — Tesla — некогда продавали альбомы миллионами и собирали стадионы на свои сольные концерты. К сожалению, творческий кризис группы конца 90-х годов дает о себе знать до сих пор — Tesla растеряла значительную часть своих фэнов, а новые их работы выглядят весьма блеклыми по сравнению с классическими дисками вроде “The Great Radio Controversy”.
Тем не менее на сцене музыканты были полны оптимизма и выкладывались по-полной. Вокалист Джефф Кейт неустанно носился из одного конца сцены в другой, и пел при этом так же свежо и красиво, как и 25 лет назад. Группа порадовала публику проверенными боевиками “The Way It Is”, “Hang Tough”, слащавой балладой “Love Song” и сыграли пару вещей с новой пластинки “Simplicity”.
На Masterplan,к моему удивлению, собралось совсем немного народу. Возможно, на популярность проекта проекта Роланда Грапова сильно повлияла кардинальная смена состава и особенно уход вокалиста Йорна Ланде. Впрочем, и с новыми участниками Masterplan выдает качественное пауэр-метал-шоу, а фронтмен Рик Алтци, известный по работе в At Vance и Thunderstone, справляется со своими обязанностями не хуже Йорна.
Заглянув на индустриальный театр ужасов от Роба Зомби и отдав должное оригинальному свету, реквизиту и пиротехнике, мы переместились к другой сцене, на которой в то же самое время выступали легендарные Uriah Heep. Скандинавская публика устроила группе невероятно теплый прием, и Берни Шоу после каждой исполненной песни щедро рассыпал благодарности налево и направо. Несмотря на все проблемы с голосом, которые были у Берни в середине 90-х, он по-прежнему способен брать высокие ноты, но было очень заметно, что даются они ему уже с трудом. Гвоздем программы стала, конечно же, «July Morning» с длиннющей инструментальной импровизацией в середине и хором фэнов, подхватывающих мелодию мегахита.
К главному шоу дня — концерту Элиса Купера — поклонники начали готовится еще с утра. То и дело на фестивальной зоне мелькали люди в туровых майках “Raise The Dead”, некоторые — с разукрашенными черным гримом глазами. Подтягиваться к главной площадке фестиваля самые преданные фэны начали еще за час до концерта. Наконец, ровно в полдвенадцатого вечера заиграло интро, занавес, закрывавший сцену, упал, и под звуки “Hello Hooray” на сцене появился Мистер Купер. Рассказывать о шоу Элиса Купера — непростое занятие. Его надо видеть и слышать вживую. Мастер хоррор-рок-шоу привез в Швецию, пожалуй, весь арсенал культовых трюков, включая казнь на гильотине и разбрасывание “денежных знаков” на “Billion Dollar Babies”. Помимо обязательных номеров, таких как “No More Mr. Nice Guy”, “Feed My Frankenstein” и “Poison”, Элис порадовал фэнов исполнением “Hey Stoopid”, которая долгое время была незаслужено исключена из концертного сет-листа. Интересной частью концерта был также блок из четырех кавер-версий — “Break On Through (to the Other Side)” The Doors, битловская “Revolution”, “Foxy Lady” Хендрикса и “My Generation” The Who. Сопровождающая Купера группа также порадовала своей слаженностью, самоотдачей и тщательному следованию сценарию шоу. Особенно хороша была гитаристка Орианти Панагарис, которая, к сожалению, вскоре после фестиваля покинула группу. Завершился же концерт исполнением на бис “School’s Out”, во время которого на сцене появился Роб Зомби и его коллега по группе Джон 5.
Однако второй день фестиваля на этом не завершился. Самые стойкие могли отправиться на выступление ветеранов американской трэш-сцены Dark Angel, которые после многих лет бездействия снова выступают в классическом составе.
День 3: «Суббота» в пятницу
Пятница, 6 июня обещала стать, пожалуй, самым интересным днем фестиваля. Помимо хедлайнеров Black Sabbath в этот день в расписании также значились W.A.S.P., Annihilator, Joe Bonamassa, ветернаны норвежской рок-сцены TNT и культовые английские металлисты Jaguar.
Однако обо всем по порядку. В полдень на сцену вышли участники Talisman, и Джефф Скотт Сото объявил, что их концерт посвящается памяти Марселя Якоба — басиста и основателя группы, покончившего с собой в 2009-м году. В коротком выступлении музыканты собрали лучшие композиции, взятые, в основном из трех первых альбомов Talisman начала 90-х. Вместе с Джеффом выступили гитарист Понтус Норгрен, барабанщик Джеми Боргер, Би Джей (клавишник группы Джеффа Скотт Сото) и басист Evergrey Йохан Ниман.
Каждый год Sweden Rock в обязательном порядке преподносят поклонникам тяжелой музыки приятные сюрпризы. На этот раз одним из таких сюрпризов стал концерт полузабытой легенды NWOBHM — Jaguar. Музыканты достаточно редко дают концерты, но, тем не менее, находятся в прекрасной форме, исполняя на одном дыхании как классические скоростные боевики, так и номера с нового альбома “Metal X”. Джеми Мэнтон, вокалист Jaguar, носился по сцене, как заводной, карабкался на металлические конструкции и прыгал на тренажере пого-стик, известном в России под названием “Кузнечик”. Под конец выступления он, недолго думая, слез со сцены и под одобрительные крики провел обряд братания с публикой.
Многие считают, что музыка Джо Бонамассы не подходит для многотысячных опен-эйров. Однако выступление мастера блюз-рока на Sweden Rock опровергает это утверждение. Великолепный звук в сочетании с безупречной подборкой песен сделали этот концерт одним из самых ярких событий дня. Публике была представлена классическая программа, полностью состоящую из стопроцентных хитов. Особо запомнились “The Ballad of John Henry”, “Sloe Gin” и кавер Гэри Мура “Midnight Blues”. К сожалению, фестивальные временные рамки не позволили Джо исполнить больше девяти песен, и за бортом остался популярнейший номер “Jockey Full Of Bourbon”.
Параллельно состоялось выступление, которое также можно отнести в разряд сюрпризов — недавно возродившаяся группа из Сиэттла Q5 впервые приехала в Швецию. Этот коллектив, записавший пару весьма успешных альбомов в начале 80-х, известен прежде всего благодаря своему основателю Флойду Роузу — изобретателю популярной тремоло-системы для электрогитары. К сожалению, сам Флойд Роуз в реюнионе участия не принимал. Поклонники традиционного американского хард-н-хэви наверняка остались довольны этим концертом, правда, наслаждаться им то и дело мешали сильные порывы ветра — предвестники короткой грозы.
Концерт TNT проходил в рамках юбилейного тура, посвященного 25-летию выхода наиболее коммерчески успешного диска группы “Intuition”. Песням с него была отдана добрая половина сет-листа. Были исполнены “Tonight I’m Falling”, “Caught Between The Tigers”, “Forever Shine On”, “End Of The Line” и, конечно, заглавная “Intuition”. Не обошлось и без фирменного соло бессменного гитариста коллектива, Ронни Ле Текро. Кстати, микрофонной стойкой заведовал ни кто иной, как знаменитый Тони Харнелл, еще несколько лет назад заявлявший, что покончил с TNT раз и навсегда. Так что правило “никогда не говори “никогда” сработало в очередной раз.
Annihilator отыграли немного скучно: в игре и движениях музыкантов чувствовалась какая-то усталость. И, похоже, такое настроение передалось от группе к фэнам. Толпа реагировала на звучащие композиции вяло, оживляясь лишь во время исполнения культовых хитов – таких как “Alison Hell” и “I Am In Command”. Впрочем, сам Джефф Уотерс не сильно старался завести публику. Сыграв под занавес долгожданную “Human Insecticide”, группа растворилась в темноте бэкстейджа.
На W.A.S.P. собралась огромная толпа людей, сравнимая с аудиторией хедлайнеров фестиваля, так что смотреть шоу пришлось издалека. За спинами музыкантов висели огромные экраны, демонстрировавшие тематический видеоряд и нарезку из клипов группы. Пиротехника работала на полную, а проверенные временем хиты следовали один за другим. В середине концерта на сцене появилась фирменная микрофонная стойка, представляющая собой гигантский стальной скелет. Блэки тут же поведал фэнам, что стойку-скелета зовут “Элвис”. Всю оставшуюся часть концерта Блэки вовсю эксплуатировал “Элвиса”, но, правда, забраться на него так и не решился. Исполнив подборку песен с диска “The Crimson Idol” и неплохую “Heaven’s Hung In Black” с “Dominator”, музыканты перешли к финальному номеру концерта — “Blind In Texas”. Но сразу же перед последним припевом случился неприятный для W.A.S.P. инцидент — электропитание сцены было отключено, по официальной версии, из-за превышения лимита по времени. Пропал звук, погасли гигантские экраны и раздосадованные музыканты покинули сцену в тишине и сумраке. Говорят, что за кулисами Блэки устроил организаторам фестиваля грандиозный скандал, пообещав, что W.A.S.P. больше никогда в жизни не приедут на Sweden Rock.
Выступление Black Sabbath должно было стать основным событием Sweden Rock-2014, и, чтобы увидеть легенд тяжелого рока поближе, места на поле пришлось занимать заранее. Народ больше всего волновал вопрос, в хорошей ли форме находится Оззи и сможет ли он достойно исполнить вживую всю классику группы. К счастью, после первой же композиции “War Pigs” все опасения немедленно рассеялись: Оззи пел «на отлично», используя весь арсенал своих фирменных вокальных фишек, на забывая при этом общаться с публикой. Музыканты умышленно отказались от модных технических эффектов и от пестрого видеоряда на экранах, а сделали основной упор на звук. Именно благодаря невероятно мощному и в то же время нарочито грубоватому звучанию композиций этот концерт позволил, подобно машине времени, перенести всех присутствующих в далекие 70-е. И даже песни с последнего диска “13” звучали вполне органично в окружении таких боевиков, как “Behind The Wall Of Sleep”, “Iron Man” и “Children Of The Grave”.
После окончания концерта Black Sabbath поклонников тяжелой музыки ждало еще три выступления — U.D.O. (которые заменяли неожиданно отказавшихся от приезда на фестиваль Megadeth), Therion и пионеров итальянского хоррор-метала Death SS. Мы выбрали последнее, о чем ни минуты не пожалели. Группа устроила настоящее ночное шоу ужасов с кровавым гримом, горящими факелами, крестами, надгробиями, светящимися пентаграммами и прочими атрибутами оккультизма. Некоторые песни сопровождались стриптизом с садо-мазо-элементами в исполнении симпатичной танцовщицы. Пусть в музыкальном плане этот коллектив не отличается особой техничностью и свежестью идей, зато в оригинальности подачи материала слушателю и изобретательности им отказать невозможно. Именно благодаря этому Death SS за 30 лет своего существования не превратились в унылую и заурядную метал-группу из итальянской провинции.
День 4: Глэм, трэш и финальный прорыв
Незаметно подошел четвертый, заключительный день Sweden Rock-2014. В полдень на одной из сцен фестиваля состоялся реюнион американской глэм-метал группы Madam X, известной в основном тем, что когда-то в ней пел бывший вокалист Skid Row Себастиан Бах. Потрясающе, но музыканты, не выступавшие вместе более двадцати лет, сыграли с такой самоотдачей и энергией, что им могли позавидовать куда более успешные коллеги по сцене.
Концерт запомнился не только безупречным исполнением практически всех песен группы начала 80-х, включая хит “High In High School”, но и неожиданным шоу, которое устроил бас-гитарист группы Крис Долибер по прозвищу Годзилла. Три бас-гитары были разбиты по ходу концерта в щепки, а обломки выкинуты в толпу.
Нью-Йоркский коллектив Danger Danger всегда был гораздо более популярен у себя на родине и в Японии, чем в Европе, однако его выступление на Sweden Rock вызвало немалый интерес публики. Сей факт можно объяснить грамотной подборкой композиций, среди которых преобладали песни с двух первых, наиболее известных и ярких альбомов группы. Музыканты здорово держались на сцене, изо всех сил стараясь воспроизвести дух и настроение “золотых времен” американского глэма, а вокалист Тед Поли несколько раз спускался со сцены, чтобы пожать руки поклонникам.
Концерт заслуженных трэш-металлистов Sodom, как обычно, пролетел на одном дыхании. Дядя Том справедливо решил, что на фестивале не стоит экспериментировать с сет-листом, и сразил публику наповал шквалом хитов, среди которых, конечно же, были “Agent Orange”, “An Eye For An Eye”, “The Saw Is The Law” и кавер Motorhead “Iron Fist”. Восторженные фэны периодически устраивали перед сценой слэм, поднимая клубы пыли, а некоторые даже карабкались на ограждение, однако бдительные секюрити уверенно пресекали такие попытки. Выйдя на бис, Том разделся по пояс, облил себя водой из бутылки, а остатки выплеснул на передние ряды поклонников. Напоследок были исполнены “Remember The Fallen” и “Bombenhagel”.
После угарного шоу Sodom можно было отдохнуть на концерте легенд американского хард-рока Y&T во главе с прославленным гитаристом и певцом Дейвом Меникетти. Группа приезжает на Sweden Rock уже четвертый раз, и их выступление неизменно вызывает большой интерес публики. Талантом Меникетти восхищались такие гранды рока, как Ронни Джеймс Дио и Ларс Ульрих, и, побывав хоть раз на концерте Y&T, невозможно не присоединиться к этим восторженным отзывам. Группа по-настоящему завораживает слушателей роскошными гитарными соло и потрясающим голосом Дейва, который, к счастью, не потерял своей силы за долгие годы.
Параллельно Y&T выступал коллектив Pain Of Salvation, который давно успел стать основным прогрессив-достоянием Швеции. Сперва казалось, что харизматичный лидер группы Даниэл Гильденлев чувствует себя слегка скованно на самой маленькой сцене фестиваля. Однако благодаря искренней поддержке публики ситуация выправилась, и к середине концерта группа предстала перед нами во всей своей красе. На новой волне, уже с другой подачей и настроением были сыграны замечательные композиции “Ashes” и “People Passing By”. В целом музыканты еще раз доказали, что Pain Of Salvation отличная концертная команда, и слушать их вживую гораздо более интересно, чем на диске.
Билли Айдол не был оригинален и предложил поклонникам набор всем известных хитов, разбавленных всего парой новых композиций. Толпа охотно пела вместе с Билли всю классику от начала до конца, поднимала вверх кулаки на “Rebel Yell” и зажигала фонарики в своих смартфонах на “Sweet Sixteen”. Стив Стивенс шедро одарял фэнов медиаторами и картонными тарелочками с автографом.
Концерт Flotsam And Jetsam стал одной из приятных неожиданностей последнего дня фестиваля. После возвращения в группу оригинального барабанщика Келли Дэвида-Смита музыканты очень активно гастролируют. Перед выступлением на Sweden Rock коллектив отыграл почти 30 концертов в Европе в компании с Sepultura! Поэтому неудивительно, что группа находится в отличной творческой форме, в живую звучит очень бодро, а бессменный фронтмен Эрик Натсен заводит фэнов с полоборота. Сет-лист Flotsam And Jetsam порадовал обилием песен с первых двух альбомов, да и композиции с нового диска “Ugly Noise” не сильно уступали боевикам 80-х.
Вышли и зажгли! Так в двух словах можно дать характеристику концерту хедлайнеров последнего дня, Volbeat. Причем зажгли как в переносном, так и в прямом смысле: количество пиротехники превзошло все ожидания. Фейерверки, взрывы, столбы огня и дымовая завеса сочетались с поразительными световыми эффектами, — временами казалось, что мы находимся на съемках очередного голливудского боевика в стиле вестерн. Впрочем, в плане музыки Volbeat были также на высоте.
Сыграв в начале несколько новых вещей, группа переключилась на проверенный временем материал. Не был обойден вниманием ни один альбом, коих в арсенале коллектива набралось уже добрых пять штук. Особо надо отметить высококлассное звучание абсолютно всех инструментов. Такой плотный и в то же время четкий звук — большая редкость на опен-эйрах. Лидер Volbeat Микаэль Поулсен много общался с публикой и шутил, а новобранец группы, гитарист Роб Каджиано, игравший ранее в Anthrax, был, пожалуй, самым активным участником шоу.
Это выступление стало наглядной иллюстрацией того прорыва, который совершили Volbeat за последние несколько лет в Европе и, в частности, Скандинавии. Можно только порадоваться этому успеху и пожелать музыкантам как можно больше ярких работ в будущем.
Виктор БЛИНОВ
Фото: Анастасия Блинова
Благодарим организаторов фестиваля за предоставленные аккредитации.