Stick Men: Королевский супер-борщ
Markus Reuter,Pat Mastelotto,progressive rock,Stick Men,Tony Levin,Киев 29 октября в Киевском арт-пабе «Бочка» выступала группа Stick Men, на две трети состоящая из музыкантов King Crimson. Организаторы этого концерта уже проявили себя с хорошей стороны, привезя в Киев швейцарского пианиста Ник Берча, англичан Тима Боунесса и Колина Эдвина. А теперь украинский фан прогрока может еще и с гордостью сказать – «Я Левина видел»!
Stick Men Тони Левина, важного участника King Crimson, давнего соратника Питера Гэбриэла, – проект специфический, на любителя или даже фаната. Неудивительно, что аудитория, собравшаяся на концерт, отлично знала, какого рода музыка их ожидает. Нет, это не прогрессивный рок, и не наследие «кримзоидов» в чистом виде. Скорее — творческая лаборатория экспериментаторов при дворе Малинового короля. Передвижная, высокотехничная и при этом – весьма задорная. В Киеве обстановка для творчества была создана идеально: небольшой зальчик клуба, заполненный просвещенной публикой, и прямо-таки европейский формат концерта. С максимальным приближением к всемирно известным музыкантам, вседозволенностью в плане съемок, свободой передвижения по клубу и общением с музыкантами после шоу.
Концерт начался вовремя, что редкость даже для Европы, и «разогрев» был не банален, а продуманно хорош. Дуэт братьев Радзецких Big Second заслуживает того, чтобы, узнав об их выступлении, пойти и посмотреть – послушать. Музыка дуэта хороша энергетикой, мелодиями, интересными находками, и отсутствием зависаний на двух струнах да секундах малых. Дмитрий Радзецкий играл на необычном инструменте – десятиструнке (10-str MIDI Radz-guitar), используя тэппинг. Выступали в меру недолго, завершив выступление удачным «кавером» King Crimson, и вот – вышли Мастера!
И пришло время сказать о звуке. Ведь в такого рода произведениях, с массой диссонансов, партий «встык» или же наоборот – с «затяжными» фрагментами, именно из-за звука «трагедия может превратиться в фарс»! Поначалу Маркус Ройтер со своей восьмиструнной тач-гитарой (U8 Touch Guitar) был вызвучен громче и четче, чем Тони Левин с 12-струнным чепмен-стиком. Но звукооператор «Стикменов» принялся за работу, и, видимо в согласии с репертуаром, звук был весьма неоднороден во время всего концерта. Впрочем, Пэту Мателотто понравился результат. А публике – еще и «сам процесс».
Музыканты выкладывались на все сто, и своим репертуаром сделали украинской публике прямо-таки комплимент: никаких специально выбранных хитов для новичков! В Киеве была исполнена полновесная программа тура со всеми ее контрастами: от драйва до медитаций. Значительная роль в ней отводится Маркусу Ройтеру – его участие в проекте гораздо весомее, чем ожидает публика, заглянувшая лишь «на Кримзон». Концерт Stick Men — это полновесное шоу трех равных участников. Тони Левин обвивал свой стик, будто жук-богомол – в этот вечер он обошелся без «крюгерских» насадок на пальцы «фанки фингерс», а в целом знаменитый музыкант вовсе не выглядел главным дирижером трио. Пэт Мастелотто шаманил вовсю, порой закручивая барабанные палочки, как лопасти вертолета, и «улетая» на пике музыкальной волны. А в майке с картинкой обложки первого альбома King Crimson он еще и смотрелся что надо! Основная масса композиций была энергичной (из репертуара Stick Men, King Crimson, соло-альбомов Левина и Фриппа), и либо с ходу «рубящих», либо построенных по принципу «Болеро» Равеля, когда сначала идет ни шатко, ни валко, а потом мощь нарастает вместе с эмоциями слушателей. И посреди концерта солидных лет мужчина от переизбытка эмоций просто-таки заорал: «Three of a Perfect Pair!!! Я услышал альбом и понял что это – настоящее!!! ЭТО – НАСТОЯЩЕЕ!!!» Так-то!
На концерте маэстро Левин объявлял композиции, шутил, говорил, что Киев и Украина – особенные для него. Ведь мама – киевлянка, а бабушка и дедушка «из маленького украинского городка, куда я ездил несколько лет тому… посмотреть на места, где они жили». На «бис» (вместе с молодыми последователями – Радзецкими) англичане в Киеве сыграли композицию «Supercollider» с альбома «Soup», которая начинается с шепота «суп… суп… суп… суп…» И, специально для нас, среди это «суп-суп-суп» прозвучало «Юкрейниан борщщщщ… Супер-суп!»
Из композиций самих «Stick Men» отмечу и новую вещь, «Hide the Trees»: это не просто «экспериментальная волна», а продуманная, структурированная композиция с четкими темами, переходами, и ясным мелодичным фрагментом.
По ходу концерта Тони Левин объявил: «К нашему огромному сожалению, группа King Crimson сейчас не дает концертов, но мы обязательно сыграем некоторые знаменитые вещи». И, конечно, больше всего эмоций у публики вызывали именно они. «Vrooom Vrooom», «Breathless», и на супер-бис – «Lark’s Tongues in Aspic». (Стоит упомянуть и «Exposure» из соло-альбома Роберта Фриппа.) Кстати, музыканты искренне гордятся своим «кримзоидным» багажом: посмотрите на футболку Мастелотто!
После выступления музыканты вышли в зал и долго общались с публикой. Они не просто получали свою «порцию славы», а действительно интересовались музыкальными впечатлениями слушателей. Спрашивали, что понравилось сегодня, что слушают вообще, безропотно позировали для фото, Мастелотто хохмил и «мерялся» палочками (барабанными!) с украинским музыкантом, Левин тактично направлял фанов к Маркусу, который был не столь осаждаем фанами… И все как один музыканты интересовались – как прозвучала композиция на тему «Жар-Птицы» Стравинского? Улетно! В холле был (опять-таки по-европейски) организован доступный «мерчандайзинг» – продавали диски в «облегченном» издании в конвертиках, под автографы. Ну, и билеты тоже годились. О впечатлениях самих музыкантов можно узнать из блога Тони Левина, скажу лишь, что они дают хорошие основания ожидать в Украине следующих прог-десантов. Что ж, пора готовить новый борщ!
Ольга ПОТЕХИНА
Благодарим организаторов концерта — Игоря Романова и агентство IgromArtMusic.
Фото предоставлены организаторами.