«Кровавый Риф», «Агидель», Spire: Вечер септетов
Октябрь 18, 2018
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

«Кровавый Риф», «Агидель», Spire: Вечер септетов

Подбор артистов на этот вечер как минимум интриговал. «Кровавый риф», «Агидель», Spire – со всеми тремя группами я познакомился в прошлом году живьём, на пятом «Folk Summer Fest», затем, уже дома, услышал их студийные работы, а одну из них и отрецензировал. Прошло чуть больше года, и возник повод для новой встречи. Всегда любопытно, что нового происходит в стане твоих знакомцев, и интересно, чем они удивят на сей раз.

К часу «Ч» прибыл в клуб. Cаундчек хедлайнеров только-только заканчивался, но ждать начала представления пришлось недолго. А пока было время рассмотреть ярмарку, на которой продавались кожаные рукодельные украшения, мерч и компакт-диски как героев вечера, так и артистов лейбла Firestorm, выпустившего в этот день второй альбом «Кровавого Рифа».

Но вернёмся к сцене. Не прошло и четверти часа, как открыли действо москвичи Spire. Метал-интерпретаторы средневековых танцев выглядели бодрячком. Только где фронтмен с басом, на котором стоят зелёные струны? Как выяснилось, Павел Маряшин ушёл в усердно гастролирующий, преимущественно за пределами России, коллектив Imperial Age. На его место был рекрутирован Александр Покореев («Боянов Гимн», «Оля и Домовые»). А за микрофонную стойку встал Роман Немцев (Instorm, Slice Of Sorrow), который, как выяснилось, ещё и неплохой гитарист. Таким образом, у «шпилевиков» стало два Романа-гитариста; Ramzes, по счастью, остался на месте. (В своей пирамиде? – прим. ред.) Как и идеолог Spire, поющая клавишница Мадлен и барабанщик Алексей Битейкин. Кстати, оба они участвуют вместе с Рамзесом в команде Despair, а Битейкин также играет в Sinful. Кроме того, в команде участвуют двое парней с волынками – Иван Краснов и Павел Горбов, последний периодически переключался на раушпфайф (деревянный духовой инструмент, также входящий в арсенал уличных средневековых ансамблей, – прим. ред). Для полноты картины не хватало хореографа Ирины Villetta, на «фолксаммеровском» сете отплясывавшей на сцене с бубном. Для состава из семи человек на сцене Mezzo Forte, казалась, места было маловато. Однако в тесноте да не в обиде. Начали Spire бодро, и не с танца, а с переосмысления композиции Эдварда Грига «В пещере горного короля». Публика, которая к этому времени заполнила танцпол чуть больше чем наполовину, отплясывала и прыгала под бодрые риффы, которые становились всё задорнее и быстрее. Сет был выстроен грамотно, кач нарастал, и только пару раз темп немного снижался. А завершилось всё «весенней» песней «Ai vis lo lop», задавшей вечеру правильный тон.

Если знакомство со Spire на «Фолк-саммере» было исключительно приятным, то про группу «Агидель» из города Владимира такого не скажешь. В репортаже с фестиваля я подверг её, прямо скажем, разгромной критике. Было за что: на фоне остальных участников «Агидель» выглядела и звучала совсем незрело и совершенно неубедительно. Не убедил и дебютный альбом, который музыканты передали автору этих строк во Владимире, в ходе его поездки на прошлогодний Babooinumfest. Но надо отдать должное артистам, они не потеряли веры в свое детище. Конечно, одного энтузиазма и трудолюбия мало, но регулярные концерты, в родном городе и не только, приводят к профессиональному росту.
Нет, они не выросли до зрелых мастеров, есть еще куда развиваться, но уверенности на сцене у всех семерых участниках стало побольше. Окреп и голос Юлии Покачаловой. А главный «церемонимейстер», поющий гитарист, автор музыки и текстов «Агидели» Сергей Тульский и вовсе стал вдохновенным шоуменом, бодро «двигавшим телеги» между песнями. Хотя музыкально «первая скрипка» в коллективе принадлежала не ему, а Галине Алексеевой, невольный каламбур – игравшей на скрипке. Именно её партии звучали наиболее продуманно и зрело. В остальном, хоть группа ещё пока играет на андеграундном уровне, за неё можно только порадоваться. Но и сравнивать силу музыку «Агидели» с тем, как широко разливается одноимённая река (она же Белая) близ Уфы, пока еще рановато. Повторюсь: расти им ещё есть куда.
Завершился сет тем, что на сцену вышел вокалист «Кровавого Рифа» Александр Самойленко (он же «Борода», не путать с тёзкой и однофамильцем из Tomas Band!). Он исполнил с группой припевы в песне «Мы идём на дно». Песня – стопроцентный хит, и хоть она и очень похожа на аквариумовский «Поезд в огне», это не плагиат, а скорее шуточная стилизация.

На этом месте позвольте сделать небольшое лирическое отступление и отдать должное звукорежиссёрам, благодаря которым все группы на сцене звучали между «хорошо» и «очень хорошо». У каждой группы в этот вечер за пультом был свой человек. Саундом Spire рулил басист Николай Кузьменко («Омела», экс-E.S.T.), кого привезли с собой владимирцы, пока не удалось уточнить, а сетом «Кровавого Рифа» управлял ещё один басист, Алексей Митрофанов (экс-«Калевала»).

Я намеренно ничего не стал ранее писать о сценической декорации, построенной хедлайнерами. Первый альбом «Песни звона шпаги», вышедший в 2016 году, практически полностью посвящён пиратской тематике. Не обошлось без этого и на лонгплее «Рок-н-Ром», в честь презентации которого и была затеяна вечеринка. Отсюда и корабельные верёвочные лестницы, висельная петля и канат, спускающиеся с фермы над сценой. Но не декором единым… Трое участников коллектива – служители Мельпомены. В театре – не работают. Ему служат. И музыканты «Кровавого Рифа», о которых идёт речь, хлеб актёрский едят не даром. С начала сета и до самого его финала продолжалось шоу, в котором был продуман каждый ход. Началось оно в полной темноте. На экране, где во время сетов двух первых команд статично светился логотип клуба, появилась анимационная заставка – борт проплывающего корабля с логотипом «Кровавого Рифа».

Дальше включился свет. Музыкантов на сцене вновь было семеро. У каждого – свой образ и продуманный грим. Вокалист Александр Самойленко, басист Александр Бэлль, гитаристы Александр Барышников и Алексей Войнов, клавишник Антон Калюжный и Александра Алексеева, играющая на скрипке (ну не люблю я слово «скрипачка»!), были органичны и каждый являл индивидуальность. Не так виден за ударной установкой Сергей Рогуля (Eternal Wanderers, Absent Sunday), но его игра уверенна и чётка. Отлично дополнял картину концептуально продолжившийся видеоряд. Кадры из кинолент, старинных или удачно состаренных, а также диснеевских мультфильмов иллюстрировали то, о чём пелось в песнях.
Начали музыканты не с нового материала, а со старой, с предыдущего диска, песни «Чёрный фрегат». Но быстро исправились и приступили к представлению живьём альбома «Рок-н-ром». Весь этот «музыкальный напиток», разбавленный «Песнями звона шпаги», пролился на зрительские уши и мозги в полном объёме.

Танцпол к моменту выхода «Кровавого Рифа» был заполнен основательно. Признаюсь честно, столько народу в «Mezzo Forte» я видел впервые в жизни. Часть людей была одета «на злобу вечера», в пиратские наряды, некоторые были в масках. Кажется, будто попал на костюмированный бал. Часть ряженых оказалась вовлечённой в представление, так что действо происходило не только на сцене, но и в зале. Там случались то перестрелки, то поединки на шпагах… Да и на самой сцене помимо семерых музыкантов появлялись то подтанцовывающие пираты, то другие персонажи. Например, на «Жареном Кабанчике» – пляшущий свин с надписью «хрю-хрю» во всю грудь. А на «Корабле Дураков» Барышников отдал гитару «обезьяне», под маской которой скрывался Сергей Тульский. На «Рыбе-Клоуне» на сцену вышел грустный клоун, жонглирующий шариками. Участь всех троих была незавидной: в финале означенных номеров их расстреляли.

Но не только из разухабистых боевиков состояла программа. Нашлось место и лирике. Известная песня, авторство текста которой приписывают Нестору Махно, а музыку сочинил Жан Сагадеев, в прочтении «Кровавого Рифа» получила название «Проклинайте меня, проклинайте» и превратилась в балладу. Правда, от сагадеевской версии не осталось и камня на камне. Почему? Есть соображения на этот счёт… Прозвучало и посвящение Михаилу Горшенёву «Старый замок», стилизованное под «Короля и Шута». Трогательную балладу «Ассоль» спела Александра Алексеева. До этого весь концерт она была заключена в клетку в духе фильма «Кин-Дза-Дза!», но на этом номере вышла из неё. Партию скрипки за неё сыграла коллега из «Агидели» Галина Алексеева. А теснее всего на сцене было при исполнении песни «Портовые шлюхи»: к музыкантам присоединилась добрая половина гостей из Владимира и несколько шоуменов, всего – четырнадцать человек!

В одной из пауз между песнями «Борода» отметил, что когда они играли презентацию первого CD, сцена им показалась большой, а в этот раз уже была тесновата. Тем не менее – вот он, ещё один критерий актёрского профессионализма: не чувствовали ни малейшей скованности и смогли подогнать свой перфоманс под её размеры так, что он выглядет ярко и убедительно.

Завершала основной сет песня «Острова». Она есть на обоих альбомах группы – первую версию спел Евгений Егоров, новую, акустическую – Самойленко. Во время её исполнения появился виолончелист Dallathar Darknight. Кстати, на альбоме «Рок-н-Ром» записывался тоже он.

Затем группу вызвали на бис. После «Дагона и самогона» из грифа Барышникова выстрелил залп салюта. Ожидаемо? Да. Красиво? Несомненно! Однако и после этого фэны не отпустили «Кровавый Риф». Пришлось музыкантам сыграть ещё пару песен. В общем, вечер удался на славу и запомнится надолго!

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Spire – Елена и Алексей Зубовы (https://vk.com/antartpr) (Antartpr), «Агидель» и «Кровавый Риф» – Анастасия Баранова (https://vk.com/baranova_aa_photo).

Все фотографии:

Общее впечатление

5 октября 2018 г.
Москва, клуб "Mezzo Forte"

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев