Росс «The Boss» Фридман (экс-Manowar): Я разобрался в себе
Трудно переоценить тот поистине народный статус, который имеет в нашей стране группа Manowar. Она создала не просто несколько отличных альбомов, не просто выковала узнаваемый стиль – «тру-метал», но и повлияла на формирование самого образа хэви-метал-музыканта, пусть и отчасти гипертрофированного и даже порой абсурдного. «Боги металла» даже сейчас, когда их студийные работы довольно редки, и, будем честны, не соответствуют заявке на культовый статус, собирают многотысячные залы.
Хотя большинство фэнов всё равно скучает по «золотому периоду», тому, когда в команде вместе с двумя бессменными участниками, вокалистом Эриком Адамсом и басистом Джоуи ДеМайо, играли гитарист Росс Фридман по прозвищу Босс и барабанщик Скотт Коламбус. Увы, в этом составе четверка уже не сыграет – Скотт, на несколько лет вернувшийся в группу, в 2008 году снова из неё ушел, а в 2011-м музыканта не стало. Поговаривают, что воин металла свёл счёты с жизнью. А вот Росс The Boss давно и уверенно гнёт свою музыкальную линию, как водиться в таких случаях, сперва отдаляясь, а затем вновь приходя к своим тру-метал-корням. Сейчас как раз такой период. У Ross The Boss – отличный новый альбом (см. рецензию в предыдущем «ИнРоке»), безупречный вокалист и, самое главное, гастроли, которые охватят и Россию, в которых Росс и Ко. сыграют песни Manowar, записанные с его участием. Подробности – в нашем интервью.
Ты принимаешь и принимал участие во множестве проектов и групп. Есть ли разница, какую часть себя ты отдаёшь каждому из них?
Понимаешь, Ross The Boss – мой сольный проект, я веду его с 2008 года, в нём я – лидер и идейный вдохновитель. В Death Dealer я – один из участников наравне с остальными, но не центральный элемент группы. Конечно, это разные ощущения и разные уровни ответственности. В Ross The Boss, возможно, чуть больше меня самого, но я никогда ничего не делаю наполовину, везде выкладываюсь по максимуму. Не стал бы играть в группе, не отдавая себя ей на все 100%. Я – профессиональный гитарист и отношусь к своему делу со всей серьезностью.
А как насчёт настроения, отношений между участниками?
В Ross The Boss – очень благоприятная атмосфера. Чувствуется невероятная самоотдача от каждого, все максимально погружены в работу, что не может не настраивать на нужный лад.
Диски Ross the Boss выходили в 2008 и 2010 годах, но перед третьим альбомом – перерыв в восемь лет. Сложно ли было сохранить дух проекта в течение этой паузы?
Вопрос в самую точку. Проблема в том, что, как бы я ни любил своих собратьев по группе, они живут в Германии, а я – в Нью-Йорке. Когда вышли первые два альбома, мне хотелось репетировать, выступать, а это было невозможно из-за расстояний между нами. И я понял, что надо изменить подход к сольной карьере.
В тот момент мне позвонили Шон и Стю, и предложили присоединиться к Death Dealer. А мне как раз было нужно время, чтобы лучше понять, чем я хочу заниматься. Мы записали два замечательных альбома, «War Master» (2013) и «Hallowed Ground» (2015), съездили в тур. А я осмотрелся и разобрался в себе. И когда AFM заговорили о записи третьего альбома с Ross The Boss, я был готов этим заняться со всем энтузиазмом. Уверен, нам удалось не просто сохранить дух группы, но и создать нечто особенное. На мой взгляд, «By Blood Sworn» – наша лучшая работа на данный момент, а может быть, и лучшая запись в моей жизни.
Она действительно получила много положительных откликов. А в Россию, как сказано на афише, вы едете с материалом Manowar. Почему?
Таковы были изначальные планы. Но, скорее всего, баланс сместится, и мы будем играть 50 на 50 новый и классический материал. В каком-то смысле упоминание Manowar – рекламный ход, но ведь я – один из двух основателей группы и очень этим горжусь. В турне мы играем песни, которые я написал, так что всё вполне естественно.
Ты не только музыкант, но и весьма увлеченный студийный продюсер. Как человек вообще приходит к этому занятию?
Ну, я кручусь в музыкальном бизнесе с 1974 года… сам удивляюсь! (Смеётся.) Поэтому знаю из личного опыта, каково это, когда тебя продюсируют, и понимаю, как лучше заниматься продюсированием других групп. У нас есть собственная некоммерческая студия. Я чувствую искреннее желание помочь другим музыкантам и индустрии в целом. Я обожаю работу продюсера! Это ещё и прекрасная возможность перенять полезный опыт. Как музыкант, я всегда стремлюсь научиться чему-то новому. Работа над чужими проектами этому тоже помогает.
Какова, на твой взгляд, роль продюсера в современном мире?
Она чрезвычайно велика. Даже судя по нашей последней пластинке «By Blood Sworn». Её продюсировал мой хороший друг Дин Рисплер: он проделал такой объем работы! Организовал меня и весь процесс, приходил на репетиции, внёс неоценимый вклад в сведение и запись гитарных партий и вокала… Конечно, я мог заняться записью сам, у меня есть опыт и знание, но так важно иметь взгляд со стороны!
Когда-то ты учился игре на фортепиано и скрипке. Не забылись ещё навыки?
(Смеётся.) Я ещё умею играть на клавишных, немного на фортепиано, а вот что касается скрипки, этот навык я подрастерял (смеется). У меня просто недостаточно нежные руки для этого инструмента. Возможно, лучше бы пошли дела с альтом или виолончелью. Но поначалу, кстати, умение игры на фортепиано давало мне много преимуществ в карьере.
Каким образом?
Я начал играть на фортепиано в шесть лет. В этом возрасте всё схватываешь буквально на лету. Я понял о музыке очень много, и эти знания остались со мной навсегда. Поверь мне, я безумно рад, что родители тогда отдали меня на уроки фортепиано.
Ты часто повторяешь, что «хэви-метал никогда не умрёт», и что ему есть куда развиваться. Какие тенденции в эволюции жанра ты подмечаешь?
Хэви-метал прекрасен тем, что он привлекает всё новые и новые поколения, особенно в Европе, Северной Америке и Японии. Молодые ребята продолжают познавать это направление и поддерживают в нём жизнь. На концертах классических хэви-метал-групп – переполненные залы, а среди публики – много молодежи и даже детишек. И, конечно, есть много молодых групп, играющих метал. Но будем смотреть правде в глаза – большинство привлекают именно старые группы с большой историей.
Что касается эволюции самой музыки, то, разумеется, новые группы будут привносить что-то своё. Особенно это заметно в пауэр-метале. Но, честно говоря, мне не кажется, что это изменит жанр коренным образом.
Ты сам начинал карьеру в панк-рок-группе The Dictators. Если «метал никогда не умрёт», то, выходит, панк-рок для тебя мёртв?
В 13 лет, только начиная играть на гитаре, я тянулся к тяжёлому блюз-роковому звучанию. Меня увлекали Джимми Пейдж из Led Zeppelin, Тони Айомми из Black Sabbath, Эрик Клэптон… Нужно понимать, что The Dictators, по сути, не были панк-рок-группой. Мы записали три пластинки, и это был скорее хард-рок, просто под панк-роковой вывеской. А я всегда был тяжёлым гитаристом. Даже Джеймс Хэтфилд не раз говорил: «Росс всегда был хэви-метал-гитаристом в панк-рок-группе». И я всегда был без ума от игры на гитаре, стремился улучшать свою игру и совершенствоваться. А это совсем непохоже на изначальную идею панк-рока о том, что виртуозная игра совсем не нужна. Я же считал, что это чушь, и продолжал усердно репетировать. Так что у меня задолго до Manowar были мысли создать хэви-метал-группу… А с The Dictators мы по-прежнему хорошо общаемся и до сих пор иногда устраиваем туры, один из них, собственно, только недавно завершился.
Твоему сыну сейчас 27 лет. Какую музыку он слушает?
Он любит и хэви-метал, ему нравится то, чем я занимаюсь, но при этом увлекается рэпом и другими жанрами. У него разносторонние интересы. Мне кажется, у сына хороший вкус.
Чем, как ты думаешь, хэви-метал может сегодня привлечь молодое поколение?
Нужно просто продолжать делать хорошую музыку (смеётся). Моя работа – создавать качественную музыку, играть яркие шоу и стремиться достичь связи со слушателем, достучаться до него. Если халтурить, этого не добиться. Нужно достичь взаимопонимания с аудиторией, к этому я и стремлюсь.
Выступления Ross The Boss состоятся 6 ноября в клубе «ZIL Arena» (Москва) и 7 ноября в клубе «Опера» (С.-Петербург).
Яна ВОРОБЬЁВА
Благодарим Ирину Иванову (AFM Records) за организацию интервью.
Фотографии — AFM Records и фейсбук-сообщество Ross the Boss.