Sepultura: Бразильская машина
Апрель 21, 2019
Дмитрий Дасов (1 статья)
Поделиться

Sepultura: Бразильская машина

35 лет – за такой срок многие звёзды уже успевают не только закатиться, а даже сгореть и погаснуть в физическом смысле, но для бразильских трэшеров эта юбилейная цифра стала поводом не только отметить её в особом туре, но также и обозначить новую веху в своём творческом развитии.

Группа повидала многое, в том числе распад и уход ключевых игроков в лице братьев Кавалера, но ей удалось не только удержаться на плаву, но и добиться если не тотальной любви, то, по крайней мере, уважения за стойкость и немеркнущую активность, свойственную многим «гигантам» 80-х.

И если с точки зрения профессионализма у группы давно нет проблем, а несколько их работ на стыке 80-х и 90-х стали настоящей классикой стиля, позднее творчество Sepultura едва ли можно назвать революционным, а любая критика в их адрес вполне оправданна. Но при этом, несмотря на многолетнее размусоливание простецких грувовых риффов, новый творческий лидер группы Андреас Киссер всё же пытался вносить в музыку прогрессивные элементы, хотя, увы, выходило это очень точечно и не совсем уверенно. Ситуация изменилась с новым альбомом «Machine Messiah», на котором риффы стали более заковыристыми, в соло вернулась былая искра, а в стилистической палитре появились неожиданные и на удивление удачные оркестровки.

Альбом приятно удивил многих, и возникла надежда, что и в концертном воплощении группа выйдет на новый уровень. И хотя обкатку нового материала в России Sepultura уже проходила в рамках совместного выступления с Kreator и Soilwork в 2017-м году, есть основания думать, что нынешний всплеск интереса к группе связан именно с качеством свежей музыки, а не с заманчивым сетлистом юбилейного тура, в котором группа решила отыграть по одной песне с каждого альбома. Причём стараясь придерживаться хронологического порядка. Что ж, мысль хоть и интересная, но не новая (последний раз подобный подход я наблюдал у Dream Theater) и достаточно спорная. Ведь присутствие на концерте всех этапов творчества не гарантирует ни максимального качества материала, ни, соответственно, интереса к нему публики.

В этом смысле гораздо более предпочтительным был относительно недавний тур братьев Кавалера с программой двух самых знаковых альбомов Sepultura – «Beneath The Remains» (1989) и «Arise» (1991). Но идти по проторенной дорожке своих нынешних конкурентов Киссеру и компании было бы не совсем уместно, да и юбилей, как-никак, предполагает максимально широкий охват как можно более продолжительного периода существования группы. Так или иначе, в сет-листе нашлось место как заглавной композиции с миньона группы «Bestial Devastation», так и двум вещам с последнего релиза «Machine Messiah». От 1985 года – и до 2017-го! Порядок исполнения был соблюдён практически безупречно, и лишь в середине сета была вставлена одна композиция со свежего альбома, да условный бис вернул к трекам из числа тех, без которых нельзя обойтись.

Перед выходом Sepultura на сцену я немного успел «зацепить» пару песен разогревающего московского коллектива Reward. Он хоть и не особо впечатлил бодростью материала, но оказался весьма подходящим к хедлайнерам по стилистике – некому подобию грув-метала. Звук, к сожалению, был далёк от идеала, зато ребята прибегли к беспроигрышному приёму для малоизвестной группы – хорошему каверу! Выбор москвичей пал на «Disciple» Slayer, и хотя прозвучала вещь не так чётко, как хотелось бы, но в достаточной мере подготовил зал, который буквально взорвало зубодробительной «открывашкой» бразильских легенд.

Начало выступления Sepultura сконцентрировало всю скоростную мощь группы, и связка сыгранных почти без пауз вещей с 1985 по 1991-й год по-настоящему взбодрила своей первозданной термоядерной энергетикой. А ради неё, собственно, в «Arbat Hall» и пришло несколько сотен человек в этот день. И хотя как размер площадки, так и посещаемость ретро-тура братьев Кавалера превосходила юбилейное выступление Киссера и Ко. в разы, нынешняя Sepultura, при всём уважении к Максу, выглядит на порядок живее и энергичнее. На стороне Андреаса и физическая форма, и внешний вид, и, что важнее всего, отдача!

И если басист Пауло Джуниор (единственный на сегодня участник первоначального состава Sepultura) за последние годы и поседел, и погрузнел, выполняя в плане сценического угара самую скромную роль, а чернокожий верзила Деррик Грин хоть и не самый безбашенный, но всё же очень уверенный фронтмен, то Андреас Киссер и новый барабанщик, молодой талант Элой Касагранде отрывались по полной, заряжая невероятной энергией зал. Стоит отметить, что драммер вошёл в состав группы, когда ему только-только исполнилось 20 лет, став одним из самых главных её участников, по крайней мере, на концертах. И не только потому, что барабанные партии в позднем творчестве Sepultura, по сути, интереснее гитарных, но и благодаря потрясающей технике и сумасшедшему угару на сцене, который трудно описать словами.

Другое дело Андреас, которому летом этого года «стукнет» уже 51. Он – самый старший в группе, настоящий лидер во всех смыслах, главная творческая сила и человек, который не только не выглядит на свой возраст, но и рубится до сих пор так, что и его бывшие одногруппники, и большинство коллег по металлическому цеху могут лишь смотреть и учиться. Да, время не щадит никого, и с годами накал сценических страстей хоть немного, но падает, всё же Киссер до сих пор держится просто блестяще. Он отлично справляется с ритм- и соло-партиями, не проявляет ни толику усталости от туров и показывает себя неутомимым металлистом из 80-х, которому всё настолько в кайф, что он не остановится до конца. А поскольку бодрости и сил у него хоть отбавляй, финал этот наступит явно ещё не скоро.

Да, надо признать, что большинство треков позднего периода не вызывали особой симпатии даже в таком угарном живом исполнении. Но кто устоит, слушая такие простецкие, но заводные «прыгательные» хиты, как «Roots Bloody Roots», «Sepulnation» или «Against»? Они вполне неплохо дополнили горячо любимые и ожидаемые с нетерпением канонически-трэшевые «Beneath The Remains», «Arise» и «Dead Embryonic Cells». Одним словом, полтора часа плотного металлического звука хоть и вместили целых 20 песен, пролетели довольно быстро. Уверен, большинство посетителей этого шоу остались так же довольны, как и я.

Живой (во всех смыслах) коллектив тем и хорош, что своим искренним исполнением сотрёт весь скепсис с вашей кислой физиономии и водрузит на неё довольную, но ехидную тру-металлическую улыбку и заставит любить группу такой, какая она есть. А последний альбом группы даёт понять, что Sepultura может не только «выезжать» на былой славе и хитах 20-летней давности, но и заинтересовать старых слушателей некой новизной, попутно привлекая и тех, что помоложе. Так что даже если вы не большой поклонник позднего творчества бразильцев, их концерты – тот отрыв, который можно порекомендовать всем. Всем, кто хочет стряхнуть груз проблем и просто отдохнуть, наслаждаясь отлаженной долгими годами работой этой всё ещё грозной и поистине неутомимой металлической машины под названием Sepultura.

Сет-лист: Bestial Devastation, Troops of Doom, Escape to the Void, Beneath the Remains, Dead Embryonic Cells, Territory, Attitude, Against, Sworn Oath, Sepulnation, Corrupted, False, What I Do!, Kairos, The Vatican, Phantom Self, Arise, Refuse/Resist, Ratamahatta, Roots Bloody Roots, You Make My Dreams.

Дмитрий ДАСОВ
Фото – Анна Орлова.
Благодарим Игоря Полякова (JC Sound) за аккредитацию.

Весь фоторепортаж:

Общее впечатление

13 апреля 2019 г.
Москва, клуб "Arbat Hall"
JC Sound

Дмитрий Дасов

Дмитрий Дасов