Saber Tiger: Московская остановка
«Сердце вдруг встрепену-у-улось…» – словами известной советской песни середины прошлого века можно было описать состояние автора данных строк, услышавшего весть о визите легендарных прог-пауэр-металлистов из Страны Восходящего Солнца. В первой половине 1990-х пара альбомов Saber Tiger добралась и до средней Сибири, где в те годы этот самый автор жил. «Пропустить такое было бы преступлением» – было второй мыслью.
Концерт культовых японцев случился в последний день весны в московском клубе «Rock House». Надо сказать, что группа приехала не только ради этого выступления — она отыграла восточноевропейский тур, охвативший также Украину, Латвию и Литву, а в четырёх российских городах по случаю её прибытия были организованы мини-фесты, каждый со своим составом групп поддержки.
В Москве первыми сцену захватили Metal Morgan. Группа имеет свою историю, у неё есть преданные поклонники. В состав московской команды входят вокалист Павел Зотов, гитарист Евгений Иванов, басист Дмитрий Муравьёв и барабанщик Влад Дизель. Парни играют мановарообразно-хаммерфолоподобный тру-хэви-метал. На сцене они рубятся со знанием дела и делают это неплохо. Есть в них своя изюминка. Но есть и ощущение, что чего-то не хватает. Может, «мускулов, которыми они напоминают люберов, хотя на самом деле играют металл, металл с удельной тяжестью в районе чугуна», как сказал о Manowar в 1987 году в одной из своих программ Сева Новгородцев. Да, Metal Morgan не такие качки, каковыми являются их нью-йоркские вдохновители, приговорившие к смерти фальшивый металл. В то же время Metal Morgan — не позёры, и дешёвыми понтовщиками их назвать не получится. Они делают музыку, которой живут и дышат, и в профессионализме им не откажешь, но не хватает того, что заставило бы во время шоу ахнуть и, затаив дыхание, внимать ему. Повторюсь: квартет и отыграл, и выглядел неплохо.
Вслед за «Морганом» на сцену вышел ещё один столичный коллектив – Shadow Host. И тоже в виде квартета, только с двумя гитарами и поющим басистом. Ещё в анонсах концерта группа предупреждала, что сет этот для них станет особенным. Как было объявлено со сцены самим фронтменом Игорем Никитиным, это его последнее выступление. Он поблагодарил коллег за два года продуктивного и интересного сотрудничества, но увы… Это был уход, но уход красивый. Мрачно, но очень мощно отыграли Shadow Host. Ранее с Никитиным команду, костяк которой уже много лет составляют гитаристы Алексей Арзамазов и Юрий Налётов, мне видеть не доводилось, а жаль. Но хотя бы «дембельский аккорд» застал. За ударные отвечал Ефим Бурак. Львиную долю сорокаминутного сет-листа занял материал самого нового на сегодня альбома «Apocalyptic Symphony», записанного ещё с Алексеем Марковым, но и более ранние хиты в разумных пропорциях не остались в стороне. После выступления «Хостов» мы с Виталием Новожиловым зашли к ним в гримёрку. Лидер Manic Depression был тоже впечатлён. Однако в первых своих словах он посоветовал любой ценой вернуть в состав Маркова. Где-то внутри я с ним согласен.
Следующими на сцену вышли питерские гости The Nomad. Играли они мелодик-дэт в духе Children Of Bodom. Нет, они не копируют финнов. Скорее – поддерживают искру жанра, или, если угодно, хранят огонь, который зажгла группа Алекси Лайхо, а за ним продолжили последователи, еще больше раздвинувшие границы, казалось бы, консервативного жанра. The Nomad отыграли убедительно и круто, доказав, что они — тоже хранители этого огня.
В этом году The Nomad празднуют десятилетие. Появилась группа в 2008 в Хабаровске, но четыре года спустя трое её участников, гитарист Константин Кухтин, барабанщик Максим Луценко и басист Леонид Медков, перебрались в Питер, где объединили силы с поющим гитаристом Дмитрием Кондратьевым. В прошлом году Кухтина сменил Антон Поляков. У The Nomad свои, весьма обширные гастроли, которые пересекаются с поездкой Saber Tiger только в Москве и в Твери, а уже без японцев группа побывала в европейской части России, в странах Балтии и ухватила вечерок в столице Финляндии. Добавим, что в активе The Nomad два полноформатных альбома, выпущенных в 2015 и 2018 годах подразделением лейбла Irond – Molot.
Настало время перейти к тому, что должно было бы стать для столичных металхэдов одним из ярких «металлических» событий весны, если бы… Об этом – позже. На сцену вышли пятеро восточных мужей и юношей: Saber Tiger! В центре внимания основатель и, с 1981 года, бессменный лидер «саблезубых тигров», облачённый в кожаное одеяние гитарист Акихито Киносита. Второй гитарист Ясухару Танака пришёл в группу в момент её подъёма и записал с ней самые важные, прорывные её работы. Танака уходил в 1996-м, но вернулся в 2009-м и с тех пор верен коллективу. Ещё один «блудный сын» команды – фронтмен Такенори Симояма: появился в 1997-м, ушёл в 2002-м, вернулся в 2010-м. Первый альбом с его участием, «Brain Drain», лучше всего показал движение курс Saber Tiger в сторону прогметала, хотя и ранее «тигры» не искали лёгких путей и, в отличие от множества других японских артистов, были командой для «тех, кто в теме». На словах таких ценителей даже в нашей стране – пруд пруди, а вот наяву… Но об этом – позже! Самая молодая в команде — ритм-секция. Барабанщик Ясухиро Мидзуно пришёл в Saber Tiger в 2010 году, до этого успев поработать в токийской пауэр-метал-формации Hard Gear. А вот женоподобный басист Хибики с обесцвеченным хайером, по всем статьям самый юный — ему 31, в команду он пришёл год назад, и на сегодня значится участником ещё четырёх коллективов: Alhambra, Dragon Guardian, Light Bringer и Silex. Всё это — японский пауэр-метал. Поистине многостаночник!
И вся эта рать дала отличного пауэра с лёгким налётом трэша, скроенного по собственным принципам. Настолько непростого, что к этим ярлыкам можно добавить ещё и «прогрессив». Вообще, Saber Tiger можно отчасти уподобить Deep Purple. Эпоха каждого вокалиста в группе по-своему уникальна. Только если «гиллановский» состав британцев не исполняет песни «ковердейловского», то Симояма спел несколько песен, записанных с теми, кто был в группе до него и во время его недолгого ухода. Никакого консерватизма: вот что значит тонкое дело Востока!
Сет длился чуть больше часа и пролетел настолько стремительно, что подумалось: как так? Неужто всё? А на часах было уже одиннадцать вечера… Это был великолепный концерт, сыгранный на одном дыхании, проникнутый единым духом. А он мог быть ещё лучше, если бы… А вот теперь – об обещанной «ложке дёгтя».
Во-первых, увы японцам: в тур с собой они взяли только футболку одного вида, а все свои релизы на физических носителях оставили дома. А ведь в самом начале года у Saber Tiger вышел официальный концертный DVD с массой архивных съёмок и видеоклипов. Его на лотке не было, как не было и ни одного CD. На вопрос роуди команды ответил уклончиво, мол, не думали они, будто это кому-то здесь интересно. Да будут прокляты стереотипы! Во-вторых. Мой главный вопль негодования – к вам, столичные любители тяжелой музыки: как вы могли такое пропустить!? Такое ощущение, что вместе с участниками, организаторами, барменами и целыми тремя (я сам, Всеволод Баронин и фотокорр Михаил Грушин) пишуще-фотографирующими корреспондентами в зале было не более пятидесяти человек. Не скажу за все Смоленск, Тверь или Санкт-Петербург вместе с Украиной и Прибалтикой, где японцы тоже играли… Но за столичных металхедов мне стыдно. Да, я понимаю, что Оззи Осборн или Ричи Блэкмор – фигуры и столпы жанра, но неужели в нашей стране на них сошёлся клином белый свет?.. Увы всем, кто не соизволил прийти на этот праздник, превратившийся в репетицию нескольких достойных команд для нескольких их ценителей на сцене хорошо знакомого клуба… Увы!
Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Михаил Грушин.
Благодарим Евгения Косарева (Moscow Rock Music) за аккредитацию.
31 мая 2018 г.
Москва, клуб "Rock House"
Moscow Rock Music