Rival Sons: Кумиры и спасатели
Март 1, 2020
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Rival Sons: Кумиры и спасатели

Их называют «спасителями рок-музыки», не уточняя, правда, от кого и зачем надо спасать рок. Возможно, над ним действительно нависла угроза, учитывая уход старшего поколения и любовь масс к попсе. Но то, что Rival Sons действительно играют музыку в лучших традициях хард- и блюз-рока 70-х, при этом избегая прямого подражания кумирам – факт сам по себе примечательный. Как и то, что такая музыка пользуется большой популярностью у молодёжи, знающей почти все песни Rival Sons наизусть.

Впрочем, не только у молодёжи – в забитом почти под завязку «Известия Hall» было много и представителей более старшего поколения. «Если не их слушать, то кого же?» – рассуждали в очереди на вход два представителя мужской части населения «из тех, кому за 50». Послушать, конечно же, есть кого. Airborne, The Darkness, Greta Van Fleet – группы, казалось бы, из той же категории. Однако их «спасителями рока» не объявляют, а Rival Sons, от чьей музыки отнюдь не веет нафталином, гордо несут это знамя.

C Rival Sons широкая российская публика познакомилась в 2016 году, когда лос-анджелесский квартет выступал в «Олимпийском» на разогреве у Black Sabbath, отыгрывавших свой прощальный тур «The End». Уже тогда многие отметили, что молодая группа отлично подходит по стилю к основному коллективу вечера, да и сама по себе очень хороша. И вот спустя три года представилась возможность послушать их отдельно. Теперь уже для Rival Sons подобрали «весьма подходящий» по стилю коллектив – Two Crunch Crackers, дуэт барабанщика Дэна Маринкина и гитариста Михаила Лисова. Формат гитара-барабаны не уникальный (вспомним Cracked Rombix), но интересный, тем более что исполняет тандем весьма грувовый рок с влиянием блюз-рока, фанка и альтернативы. Кстати, группу можно услышать и в Клубе Алексея Козлова, что о многом говорит. С присоединением к «Двум хрустящим крекерам» третьего – вокалиста (имя его осталось неизвестным) – ассоциации с RHCP усилились. Прогрузив аудиторию, российские музыканты удалились, а техники по-быстрому разобрали их ударную установку и аппаратуру, чтобы освободить место для хедлайнеров.

Rival Sons, игравшие в Москве последний концерт мирового тура, появились на сцене степенно и даже вальяжно. Выглядели при этом участники группы весьма колоритно. Вокалист Джей Бьюкэнэн, одетый в красно-чёрную рубашку, чёрные жилетку, брюки и высокую шляпу с большими полями, напоминал то ли испанского кабальеро, то ли мексиканского объездчика лошадей. Гитарист Скотт Холидей с лихо подкрученными усами, в полосатых (опять же красно-чёрных) штанах и сером пиджаке, чем-то был похож на Евгения Гудзя из Gogol Bordello (ну, или наоборот). Басист Дэйв Бести выделялся рыжей шевелюрой, однако его бороде было далеко до окладистой длинной чёрной бородищи клавишника Тодда Огрена, на котором также красовалась огромная шляпа типа сомбреро. (Правда, непонятно, зачем его обширную клавишную стойку обвесили чёрной тканью – выглядело это примерно как окоп или могила, из которой торчал торс музыканта). А вот барабанщик Майк Майли смотрелся на этом фоне простым парнем в чёрной майке. Зато он сидел на подиуме, и не беда, что время от времени его установку приходилось придерживать – видно его было замечательно!

Вообще в тот вечер не обошлось без разного рода сюрпризов. Один из них, правда, случился ещё накануне в Санкт-Петербурге – незадолго до концерта Джей Бьюкэнэн сильно повредил палец ножом, нарезая лимончик к чаю. Русские врачи оказали всю необходимую помощь, однако рука была перебинтована, что придавало солисту некой загадочности, но не давало возможности сыграть на гитаре в тех нескольких песнях, где это предусматривалось. Поэтому вокалист стал окончательно «свободным», чему недоумённо радовался. Второй сюрприз преподнесла аппаратура – с самого начала звук казался несколько тиховатым, и до задних рядов словно не долетал (а задние ряды в «Известиях» для слушателей невысокого роста просто спасение, ибо там имеются ступеньки, с которых всё хорошо видно). В гуще танцпола было лучше, тут публика просто неистовствовала: парень с такими же закрученными, как у Скотта Холидея, усами, немилосердно свистел; люди танцевали, пели, обнимались, не стесняясь выражать переполнявшие их эмоции. А эти эмоции, конечно же, долетали до них со сцены, чтобы вернуться стократ усиленными. И это создавало живую, непосредственную связь между музыкантами и публикой.

Rival Sons, как уже говорилось, исполняют смесь, в которой соединяются хард-рок, психоделия и коренные американские жанры – блюз, соул, спиричуэл. При этом их музыку не назовёшь рутс-роком – английские традиции в ней тоже сильны, и это чувствуется в некой интеллигентности, эстетстве, даже пижонстве. В исполнении много импровизации, живой энергии, незаученности, блюзового чувства. Было много ярких гитарных соло, во время которых вокалист уходил со сцены, и всё внимание переключалось на Скотта. Он умеет нагнетать эмоции, вроде бы простыми средствами заставляя сопереживать себе. А иногда «соляки» просто зависали на длинных нотах, что придавало дополнительной психоделичности. Одно из таких «раздвигающих рамки песни» соло прозвучало в ранней песне «Manifest Destiny». На каждой композиции Скотт менял гитары – их было не менее шести, все винтажные, включая две каплевидной формы, две полуакустики и одну двухгрифовую. Барабаны тоже не уступали в свободе самовыражения, а после «My Nature» прозвучало длинное барабанное соло. Жаль, клавишные не особо проявляли себя, что можно объяснить подчинённой ролью этого инструмента в хард-роке.

Значительную долю сет-листа составили композиции из новейшего альбома «Feral Roots» (2019), номинированного на «Грэмми». Концерт открылся драматичной «End of Forever», в которой Джей сразу показал всю мощь своего голоса, который часто сравнивают с вокалом Оззи, Джима Моррисона и Роберта Планта (или характеризуют как их «смесь»). Есть в нём и напор, и глубина, и высокие частоты, и столь необходимая блюзменам хрипотца. Из нового альбома прозвучали также заглавная композиция, «Too Bad», «Shooting Stars», «Do Your Worst». Правда, на последних двух, задуманных как кульминация всего концерта, случилось фиаско со звуком. В «Shooting Stars», где так силён дух спиричуэлс и зал в экстазе подпевал весьма мелодичной вокальной линии, начали отрубаться порталы (направленные в зал подвесные динамики). Группа, поняв, что что-то не так (комбики и мониторы на сцене продолжали работать), остановилась, но после короткого совещания мужественно доиграла песню до конца. Джей даже развернул в зал боковые мониторы, но это плохо помогло. А на следующей хитовой «Do Your Worst» PA-система выключилась окончательно, так что до зала доносился лишь звук со сцены, а вокал почти перестал быть слышен. Группа ушла за кулисы (на самом деле, именно в этом месте уход планировался по сет-листу) и, после некоторых неспешных манипуляций техников, появилась на сцене вновь – чтобы сыграть бисы с уже нормальным, вполне исправленным звуком. Светлая «Face of Light» и мощная «Keep on Swinging» прозвучали как надо.

«А могли бы обидеться и не выйти» – такие мнения приходилось слышать, но, видимо, не в правилах «фирменных» рок-звёзд излишне звездиться. Правда, одну песню («Sleepwalker»), судя по бумажным сет-листам, розданным после концерта со сцены, так и не сыграли. При этом Джей извинился за трудности со звукоусилением, в которых он был вовсе не виноват – вот так музыканты чувствуют свою ответственность перед публикой. Конечно, у группы есть своя техническая команда, которая отработала весь тур, состоявший, между прочим, более чем из ста концертов. Но даже и была с их стороны (или с нашей) какая-то «проруха», то она была благополучно преодолена, не став камнем преткновения ни для артистов, ни для публики. Конечно, хотелось бы услышать на бис и «Do Your Worst» без звуковых накладок, но это мы оставим для следующего раза, который должен обязательно состояться.

Елена САВИЦКАЯ
Фото – Катерина Межекова.
Благодарим Ildar Bakeev Entertainment за аккредитацию на концерт.


Rival Sons: Преодолевая усталость и технические трудности

Молодая американская группа Rival Sons стоит на пороге своего прорыва в высшую лигу рока. Коллектив неустанно гастролирует и регулярно записывает новые работы, расширяя свой песенный каталог. Альбом «Feral Roots» (2019) выдвинут на музыкальную премию «Грэмми» как лучший рок-альбом, и он действительно достоин этой награды.

В качестве «разогрева» был дуэт из Москвы – Two Crunch Crackers. Это электрогитарист Михаил Лисов и барабанщик Дэн Маринкин. Музыканты исполняют крепкий и бодрый инструментальный хард-рок с элементами психоделии. Как оказалось, электрогитары и барабанов вполне достаточно, чтобы раскачать зал и пронять его «до печёнок» суровыми риффами. Зрители очень тепло восприняли материал «Крекеров» и вознаградили музыкантов аплодисментами. После исполнения нескольких инструменталов к дуэту присоединился бородатый вокалист, и уже втроем музыканты исполнили пару песен на английском. Вокалист, как показалось, петь… любит. Но в его понимании, хорошее пение – это исключительно громкое пение. В общем, без вокалиста было значительно лучше.

Через полчаса зазвучали вступительные шумы, предваряющие песню «End of Forever», и музыканты группы Rival Sons не спеша вышли на сцену. Московских концерт был финалом тура в поддержку «Feral Roots», так что на экран над сценой была выведена иллюстрация с обложки нового альбома. Она стала уместной, но единственной декорацией.

Согласно данным сайта Setlist.fm, до Москвы группа отыграла 137 концертов. После такого длинного пути Rival Sons звучали поразительно мощно. Но что ещё больше удивило и впечатлило, так это то, что вокалист Джей Бьюкенен был полностью в голосе. В песне «End of Forever» припев исполняется хором, Джею помогали басист Дэйв Бест и колоритный бородач-клавишник Тодд Огрен, участник концертного состава группы. К слову, он участвовал и в записи нового альбома. Иногда также к подпевкам подключался гитарист Скотт Холидэй.

На помосте, где была расположена ударная установка барабанщика Майкла Майли, для Джея Бьюкенена стояла большая металлическая кружка и стакан с прозрачной янтарной жидкостью. И в моментах, когда в песнях шли инструментальные проигрыши, вокалист периодически прикладывался то к одной, то к другой посуде… А вот микрофонная стойка, которую техник несколько раз за концерт выносил на середину сцены, была ему вовсе не нужна. В части номеров Бьюкенен должен был подыгрывать себе на гитаре, но где-то во время тура он повредил левую руку, на неё была наложена лангета, и, «освобождённый» от инструмента, Бьюкенен держал микрофон в правой руке.

У каждого из музыкантов группы есть свое место на сцене. Басит находится слева, гитарист – справа. Клавишник сидит в глубине сцены справа от барабанов, если смотреть на сцену из зала. И только вокалист перемешается по всему пространству сцены. Неспешно и с достоинством, ведь Джей Бьюкенен – настоящий фронтмен. Он знает себе цену и понимает, как работать с залом. Умеет привлечь к себе внимание эффектными жестами и позами, но также четко он знает, что главный его козырь – это сильный и запоминающийся голос. И от первой до самой последней песни программы вокалист пел себя не жалея, в полную мощь…

С нового альбома группа исполнила шесть вещей. Это верное подтверждение того, что музыканты действительно гордятся проделанной работой. Ближе к середине сета Скотт Холидэй взял в руки двухгрифовую гитару, у которой верхний гриф – двенадцатиструнный, а нижний – шестиструнный. На обоих грифах был каподастр. Группа блестяще сыграла красивую фолк-роковую балладу, давшую название альбому «Feral Roots». В куплетах был задействован верхний гриф гитары, а в припевах – нижний. Когда же дело доходило до соло, Холидэй использовал оба грифа, а также играл слайдом…

Эмоциональный пик концерта пришелся на «Electric Man». Зал раскачивался, танцевал и пел припев хором в тысячу счастливых голосов. Но, пожалуй, самым запоминающимся и драматичным моментом концерта было исполнение «Shooting Stars». Джэй Бьюкенен сказал, что это очень важная для него песня, по сути – духовный гимн, эмоциональный, с красивой запоминающейся мелодий и простыми понятными словами. Обычно в ней вокалист подыгрывает себе на акустической гитаре, но на этот раз, из-за травмы руки, он только пел. Группа сыграла первый куплет и часть припева, а затем… звук гитары пропал, а вокал остался слышен совсем чуть-чуть… Музыканты остановились и собрались в глубине сцены на мини-совещание. Вокалист гитарист и басист обменивались репликами и жестами с барабанщиком, оставаясь при этом сдержанными и невозмутимыми. После вынужденной паузы вокалист развернул два монитора, стоящие по краям сцены, в сторону зала, и группа заново взялась за песню. Звук гитары и голоса периодически пропадал, но музыканты уже не останавливались, а зал помогал группе и пел вместе с ней…

Технические проблемы со звуком были и при исполнении последней в основном сете (и первой на новом альбоме) песни – «Do Your Worst». Допев её, музыканты покинули сцену. Но зрители расходиться не собирались, громко скандировали название команды и отчаянно аплодировали. На сцене появились техники, они в спешном порядке что-то отлаживали и меняли мониторы. А затем группа вернулась и с достоинством и полной самоотдачей сыграла бис…

Rival Sons – настоящие музыканты. Станут ли они звездами? Кто знает? В этот же вечер, несмотря на проблемы со звуком, был выдающийся рок-концерт. Один из тех, что запоминается не просто надолго, но навсегда.

Сет-лист: End of Forever, Wild Animal, Pressure and Time, Tied Up, My Nature, Drum Solo, Too Bad, Where I’ve Been, Feral Roots, Open My Eyes, Electric Man, Manifest Destiny, Part 1, Shooting Stars, Do Your Worst. Бис: Face of Light, Keep On Swinging.

Яков КАГАНЦОВ

Все фото с концерта — 

Или https://vk.com/album-2548741_271032130

 

 

Елена Савицкая

Елена Савицкая