Рэй Манзарек & Робби Кригер: Двери между эпохами
Ноябрь 22, 2011
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Рэй Манзарек & Робби Кригер: Двери между эпохами

sychedelic,Ray Manzarek,rhythm’n’blues,Robbie Krieger,The Doors,Крокус-Сити-Холл,Москва Мечта попасть на концерт The Doors для фэнов группы, родившихся после 1972 года и, тем более, на территории СССР, еще недавно казалась несбыточной. Но вот прошло достаточно длительное время, на дворе уже ХХI век, и многое из того, что еще недавно казалось сказкой, постепенно начало превращаться в быль.

Рэй Манзарек и Робби Кригер под разными названиями и с разными вокалистами, вот уже почти десять лет выступают по свету. Наконец-то они решили добраться и до нас. Известие вызвало противоречивую реакцию среди поклонников The Doors и, надо признать, многие относились к нему, мягко говоря, скептически. Многие, но не я! Образно выражаясь, только узнав о предстоящем мероприятии, я побежал покупать билеты на поезд Одесса-Москва.

И вот она Москва, «Крокус Сити Холл», очередь перед входом в зал. Море впечатлений можно было получить еще там, на улице, наблюдая за публикой, собравшуюся на концерт: там можно было найти кого угодно – от поклонников рока всех мастей, возрастов и социальных слоев, до православного батюшки, который с собой привел еще и матушку! Где еще такое увидишь?! На этом сюрпризы не закончились – попав в фойе, каждый желающий мог в лучших традициях песни «Roadhouse Blues» бесплатно произвести дегустацию пинты-другой пива, очевидно, чтобы лучше настроиться на предстоящее музыкальное действо.
После непродолжительной задержки, вызванной, кстати, медленным прохождением публики через «пропускные пункты», ведущие в зал, представление началось. Погас свет, прозвучало «интро», появились ОНИ, и, прямо как в былые времена, из динамиков прозвучало приветствие: «From Los Angeles California, Ray Manzarek and Robbie Krieger…» и музыканты грянули упомянутый выше «Roadhouse Blues». А там пошло-поехало: «Break On Through (To the Other Side)», «Strange Days», «When the Music’s Over»… Роль фронтменов, как и ожидалось, взяли на себя Робби Кригер и, по большей части, Рэй Манзарек. Именно Рэй вел практически все беседы с публикой и периодически «травил» разные байки. Где-то в районе третьей песни он потребовал, чтоб техники включили свет в зале, позволив ему и остальным музыкантам увидеть зрителей. А еще спустя некоторое время Манзарек буквально потребовал, чтобы зрители покинули свои места и заполнили пространство перед сценой и между рядами, что народ незамедлительно и проделал, «разлившись» по всем щелям буквально со скоростью селевого потока! Вот уж картина так картина открылась нам сверху: сцена и бушующее перед ней людское море, прямо как в каком-нибудь 1968 году во времена расцвета концертной деятельности The Doors! А тем временем Рэй продолжал просвещать публику. Например, чтобы облегчить понимание материала русскоязычной публикой, он временно переименовал подзаголовок песни «Alabama Song» из «Whisky Bar» в «Vodka Bar». А перед песней «Five To One» толкнул длинный спич на тему своего негативного отношения к войне, о котором собственно и повествует эта песня. Возможно, все нюансы этого рассказа и не дошли до большей части публики, но фраза «Fuck the war» (ну или что-то типа этого) расставила все точки над «i» даже для последних двоечников и вызвала бурное одобрение зала. В результате «Five To One» стала, пожалуй, одним из самых напряженных и энергетически насыщенных моментов концерта. Ведь недаром в былые времена она была настоящим гимном антивоенного движения, как оказалось, песня не потеряла своей актуальности и в наши дни!
Дальше, дабы сбавить градус накала в зале, музыканты представили публике друг друга. Джона Денсмора весьма удачно заменил молодой, а на фоне главных действующих лиц, практически юный барабанщик Тай Деннис. Рэй и Робби сейчас предпочитают выступать с полной ритм-секцией, так что теперь на сцене появился бас-гитарист Фил Чен, игравший когда-то с Кригером и Денсмором в Butts Band, а также в Jimmy James & the Vagabonds, Headstone, Streetwalkers, с Джеффом Беком и многими другими исполнителями. Несмотря на былые заслуги, Фил держался весьма скромно и только несколько раз присоединился к Робби для совместного джема. Отдельной похвалы заслуживает вокалист Дэйв Брок, до этого известный по участию в кавер-группе Wild Child. Я сперва даже подумал, что это будет другой Дэйв Брок – однофамилец нашего Дэйва, гитарист, вокалист и лидер легендарных спейс-психоделистов Hawkwind. Но, как оказалось, ошибся. Перед нашим же Дэйвом стояла практически нерешаемая задача – заменить Джима, но, о чудо, он с ней справился! Нет, конечно же, Джима Моррисона заменить не сможет никто. Но давайте не будем забывать, что давным-давно сам Джим заложил основы рок-театра, в котором был, пусть важнейшим, но всё же актером. В конце концов, Джим умер, но театр-то остался! И если один актер выбыл, почему же, в соответствии с законами сцены, его не может заменить другой? Оказалось, что может, вот только сделать это нужно правильно, тонко и продуманно, что в итоге и удалось Дэйву. Да, действительно, он сыграл ту роль, которую когда-то придумал и воплотил в жизнь мистер Моррисон. Брок действительно похож, как минимум издалека, на Джима. Он великолепно поет песни Джима и держится на сцене, как когда-то это делал Джим, но все же не забывает, что его фамилия не Моррисон, а Брок. Он даже почти не разговаривал с публикой, уступив эту роль Манзареку – человеку, который справедливо заслуживает право считаться лидером и даже фронтменом группы в нынешнем ее виде (впрочем, и раньше он занимал в ней далеко не последнее место). Хотя, если честно, лидеров было два — Манзарек и Кригер. Закономерно, что именно они сорвали самые продолжительные аплодисменты публики. Но, в общем, Дэйв Брок отлично справился со своей работой и не в последнюю очередь благодаря нему я могу смело говорить, что был на The Doors. Впрочем, повторюсь еще раз – главными героями были Робби и Рэй. Продолжая тему, следует отметить, что звук на этом концерте был просто великолепный. Гитара Кригера звучала так, как может звучать только его гитара – конечно, на сцене нельзя до конца однозначно воспроизвести волшебство студийных альбомов группы, но высоту лучших концертных записей The Doors удалось не только достичь, но и местами превзойти. То же самое касается и органа Рэя. Не знаю играл ли он на настоящем Vox Continental (внешнее сходство наблюдалось), но звучал инструмент именно так, как он звучал тогда в конце 60-х – просто великолепно! Ну и, конечно же, во время представления музыкантов публике, Рэй и товарищи не забыли и о Джиме, выдав нечто вроде: «…and Jim Morrison on the beach». Наверное, имелся в виду какой-то пляж, где-то в рок-н-ролльном раю…
Стоит пару слов сказать и об организации, скажем так, работы сцены. Во-первых, на некоторых из присутствующих произвела впечатление работа роуди, которые несколько раз «прямо как в 60-х» выбегали на сцену и устраняли технические неполадки, при этом никаких существенных провалов в звучании не наблюдалось. А один раз они даже тащили по сцене какой-то сундук — прямо как в каком-то пиратском фильме. Так же, в духе 60-х, Дэйв Брок пел в микрофон со шнуром, что сейчас встречается крайне редко. А один из роуди вообще стоял на сцене, как полицейский, одетый во все черное и, казалось, готов был в любой момент арестовать Дэйва Брока, как в свое время полицейские арестовывали Джима Моррисона. К счастью, сейчас никто никого в кутузку тащить не собирался, а тот самый роуди ловко ловил стул Рэя, когда тот пустился играть ногой на своем органе, а потом вернул на место, когда Рэй вернулся к обычной манере исполнения.
Представив друг друга публике, музыканты удалились, оставив нас наедине с, как сказал Манзарек, «мастером фламенко» Робби Кригером. Робби же, одетый в шикарные штаны в цветах американского флага, вооружился акустической гитарой и стал нарезать вступление в песне «Russian Caravan». Именно так, с учетом места проведения концерта, он представил публике свою старую песню «Spanish Caravan». Робби Кригер сыграл на акустической гитаре инструментальное вступление, которое по времени превысило продолжительность звучания студийной версии песни. В какой-то момент я даже думал, что он и споет ее, но в нужный момент группа вернулась на сцену и «Spanish Caravan» прозвучал именно так, как он должен был прозвучать. Еще одним забавным моментом стало вступление к песне «Touch Me», которое с легкой руки Рэя Манзарека получило название «Sex Machine» и было сыграно в джемовой стилистике бита Бо Диддли с пробивающимися нотками будущей песни. При этом Рэй пел следующее: «Ty Dennis – sex machine, Phil Chen – sex machine» (и так по очереди несколько раз), и потом в самых невероятных комбинациях: » Ty Dennis – sex machine, Phil Chen – sex machine, Robbie Krieger – sex machine, Phil Chen – sex machine…» и так далее. Даже Джим Моррисон был удостоен этого почетного звания, наряду с Джеймсом Брауном и Бо Диддли. В конце основного сета музыканты великолепно исполнили весьма продолжительную версию «L. A. Woman», что очень порадовало, ведь на старых концертных записях песни с одноименного альбома встречаются крайне редко, тем более в версиях, близких к окончательным. После этой песни музыканты откланялись и удалились.
И что тут началось – не в сказке сказать! Зрители подняли настоящую бурю оваций, свиста, воплей и криков. Тем не менее, музыканты довольно долго продержали нас в напряжении, но всё же вышли на сцену, чтобы добить окончательно исполнением «Light My Fire». Стоит отметить, что во время соло Робби Кригера Рэй Манзарек, дабы не мешать ему, встал из-за органа и пошел поболтать с Дейвом Броком — наверное, чтоб тот не скучал во время длинной инструментальной части. Но вот выступление подошло к концу (к сожалению, под словом «конец» я не имею в виду песню «The End»), музыканты многократно откланялись, и сказка закончилась.
Впрочем, а стоит ли жаловаться? Давайте посмотрим, что нам говорит сухая статистика. Музыканты играли добрых два часа, исполнили за это время шестнадцать полноценных треков, и это не считая импровизационных джемов. Нам выпала уникальная возможность совершить путешествие во времена расцвета психоделического рока, в такие далекие, но такие притягательные шестидесятые. И пусть это путешествие было виртуальным, но музыка и музыканты, ее исполнявшие, были самыми настоящими. Кроме того, я между делом совершил индивидуальное путешествие на собственной машине времени на двадцать лет назад в 1990 год, когда я только начал знакомиться с музыкой The Doors. А ведь возможность воскресить те далекие и местами подзабытые ощущения – это ли не чудо? И за все это море приятных ощущений нужно быть благодарным людям, старавшимся для нас в этот вечер на сцене. И в первую очередь Робби Кригеру и Рэю Манзареку, сумевшим на эти два часа воскресить для нас магию музыки The Doors практически в первозданном виде!

Павел ГРЕЧАНОВСКИЙ

Немного информации о музыкантах, старавшихся для нас на сцене в этот вечер:
Действующие лица:
Рэй Манзарек (Ray Manzarek) – орган, вокал;
Робби Кригер (Robbie Krieger) – лид-гитара, вокал;
Дейв Брок (Dave Brock) – вокал;
Фил Чен (Phil Chen) – бас;
Тай Деннис (Ty Dennis) – ударные;

Сетлист: Roadhouse Blues, Break On Through (To the Other Side), Strange Days, When the Music’s Over, Peace Frog/Blue Sunday, Love Me Two Times, Alabama Song (Whiskey Bar) aka Vodka Bar, Backdoor Man, Five To One, Introduction of the band, Russian/Spanish Caravan, Not To Touch the Earth, Gloria, Sex Machine/Touch Me, L. A. Woman. Бис: Light My Fire.

Владимир Импалер

Владимир Импалер