Дикая Мята’2013, часть 1: Nothing compares…
Июль 17, 2013
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Дикая Мята’2013, часть 1: Nothing compares…

В начале июня в Калужской области прошел опен-эйр-фестиваль «Дикая Мята». Снова в парке «Этномир», снова с обширным и разнообразным списком российских и зарубежных артистов, и впервые – с хедлайнером мирового уровня. Имя ирландки Шинед О’Коннор если не обеспечило успех фестиваля само по себе, то уж, по крайней мере, придало ему необходимый вес в глазах «колеблющихся» и существенно расширило его аудиторию.

Что касается аудитории и репертуара – здесь у «Дикой Мяты» своё, ни на кого не похожее место. Для простоты скажем, что детище продюсера, в прошлом радиоведущего Андрея Клюкина – гибрид двух, казалось бы, несочетаемых фестивалей: волонтерских, бесплатных и «неформатных» «Пустых Холмов» и коммерческого, ориентированного на популярный русский рок «Нашествия». Именно в организации «Нашествия» Клюкин участвовал долгие годы, после чего разочаровался в радийном формате (говорят, на современных FM-радиостанциях перед ведущими вешают табличку «Нравится музыка – слушай дома!») и решил делать свой фестиваль, ориентируясь только на собственные вкусы. Говорят также, что немалую роль в этом сыграла его поездка на одни из «Холмов». Но имеем ли мы дело с полным духовным перерождением бывшего адепта «рокапопса» или же он просто поспешил занять нишу, которая показалась ему коммерчески перспективной – в данном случае непринципиально. Важно, что у него получилось.

Стартовав в 2008 году, поначалу «Мята» и была таким маленьким подобием «Холмов» с оглядкой на городские условия – длился фестиваль всего один день, проходил на территории парка Тропарево, на окраине, но всё же в черте Москвы, вход на него был бесплатным, а программа – исключительно фольклорной и фолк-роковой. Популярность «Дикой Мяты» постепенно росла, и через пару лет городские власти, как водится, решили перестраховаться и на всякий случай фестиваль отменить. Разумеется, за считанные дни до мероприятия. Организаторы в экстренном порядке перенесли «Мяту» в «этнографический парк» «Этномир», расположенный в Калужской области, недалеко от старинного города Боровска, где фестиваль успешно прижился и проходит по сей день.

Специфика «Этномира» — площадки, которая стоит отдельного рассказа – в том, что вход в нее платный сам по себе, поэтому и «Дикая Мята» неизбежно перешла в категорию мероприятий платных, и к настоящему времени – весьма ощутимо платных. Подобную трансформацию чуть раньше не смог пережить близкий по профилю фестиваль «Мамакабо», также пытавшийся найти свое место в «Этномире». Опыт «Мяты» же успешен и показателен – как показали и 2012, и 2013 годы, вполне реально сделать популярное, хорошо организованное мероприятие без оглядки на «нижнюю грань» массовых вкусов. Нынешний фестиваль, как мне кажется, подхватил ту часть аудитории «Пустых Холмов», которая была заинтересована в хорошей музыкальной программе и была готова за нее платить, к ней прибавились и те, кто непривычен к походно-палаточной жизни, но сам по себе «пикник под музыку» вполне приветствует. Словом, «свято место пусто не бывает», и в привычные июньские выходные фестивальная публика поехала на «Дикую мяту».

Поехали и мы – в ранге аккредитованных журналистов, что обеспечило нам желтенькие бумажные браслеты и предполагаемый проход на пресс-конференции (правда, единственная, которая по-настоящему интересовала – с Шинед О’Коннор – так и не состоялась по «инициативе» самой певицы). По техническим причинам нам не удалось посетить первый день фестиваля, пятницу, когда выступали украинцы «Даха Браха», звезды рока «Аквариум» и любимец «Холмов» Рома ВПР. Зато оставшиеся два дня мы посмотрели целиком, стараясь бегать между сценами настолько быстро, насколько возможно. Наградой за то были несколько фестивальных открытий, о которых позже.

Сперва о самом «Этномире». Проехав по хорошей асфальтовой дороге до Боровска и дальше, автолюбитель вкатывается прямиком на парковку – правда, «полевую», но прекрасно организованную – на каждом повороте вам помогают таджикские регулировщики, показывая, куда повернуть и где припарковаться. Дальше путь лежит на т.н. улицу Мира – вытянутое вдоль внешней границы парка здание, напоминающее своего рода этнический шоппинг-центр, с лавками, кафешками, ресепшном, работающим wi-fi-интернетом (!). По замыслу создателя парка, бизнесмена Руслана Байрамова, каждый его кусочек должен представлять культуру какого-то народа – украинские и русские избы, юрты степняков, индейские типи, большие, недостроенные еще дворцы в арабском и индийском духе… Мир в миниатюре – такова смелая задумка, которая, видимо, полностью будет реализована лет через десять, не меньше. А пока в «Этномире» можно увидеть всякое – и памятник Ходже Насреддину с его ослом, и Юрию Гагарину, воздевающему руки вверх посреди высокой травы, и ступенчатую пирамиду майя, и в два этажа огромную львиную голову… Три года назад мне довелось побывать в «Этномире» в пресс-туре фестиваля «Мамакабо» — тогда проект был еще совсем новым, и можно заметить, как много всего появилось с тех пор, и как много изменилось — в частности, почти закончена галерея «этножилищ» на улице Мира, а вот некогда свежие соломенные чучелки теперь совсем поизносились…

По иронии, даже некоторые «холмовские» традиции в «Этномире» удалось воспроизвести – палаточный лагерь, который находился на глине и кочках, после сильных дневных дождей превратился в настоящее болото, передвигаться по которому было сплошным мучением. Но это – самый глухой и неокультуренный пока участок парка. Причем даже туда проведен был водопровод, желающие могли воспользоваться душевыми кабинками, с утра всем разливали бесплатный кипяток. Рай, а не жизнь! А уж в нескольких десятках метров от лагеря – возвращаешься в цивилизацию, с асфальтовыми дорожками и электричеством. Причем выбор есть – рядом с дорожками есть ступенчатые деревянные настилы. Хочешь проникнуться природой – иди по доскам, хочешь как городской человек – параллельно, по асфальту. Хочешь совсем одичать – вперед в поле, где трава по пояс.

Что же появилось на площадке нового в дни проведения фестиваля? Кафешки – преимущественно цивильного типа, огромные — от спонсоров фестиваля, и помельче, типа «съестных лавок» и шашлычных от местных производителей. Больших размеров торговые ряды и ярмарочная площадь. Неформальные сооружения – площадки мастер-классов, где шли какие-то эзотерические сейшены (среди которых запомнился своей вывеской «мастер-класс по прошлым жизням»), разнообразные кафешки с прицелом на экологически-вегетарианское питание, был даже «Гиперион» со своими книгами. Где-то вдали прятались «законспирированные Холмы» — кафе «Пижама Хармса». (Просто сравните аббревиатуры.) Хотя и конспирироваться особо смысла не было – множество товаров, да и торговцев привычно видеть на наших любимых фестивалях. Да и организаторов тоже – у любой сцены можно было видеть знакомые лица. Порой доходило до странного – когда рядом с прекрасными девушками, с которыми когда-то заседал и спорил над программой Холмов, обнаруживаешь «эффективного организатора», некогда гнувшего передо мной пальцы от лица одного из часто меняющих вывески клубов Москвы. А теперь пригодился здесь.

Да, конечно, самое главное – сцены! Их было три: главная — «Розовая» (Pink), огромный фестивальный короб «нашествийных» масштабов; поменьше – «Белая» (White), в виде изящной сборной полусферы; и самая маленькая, обозначенная на схеме синим и названная почему-то Roots. Именно с нее и началась музыкальная программа второго дня.

Сцена Roots повидала за дни фестиваля всякое – от фьюжна до гаражного панка, и точнее было бы назвать ее экспериментальной или «неформатной» сценой. Но вот открывающий субботний день гитарист Сергей Седых со своей группой «Северо-Восток» действительно решил вернуться к корням и репертуару проекта In Folio – причем не нынешнего, инструментально-фьюжнового (хотя и это было бы чудесно), а того, с которого начиналась его музыкальная история. Группа эта играла когда-то громкий и драйвовый хард-рок на перекрестке Джими Хендрикса, AC/DC и Led Zeppelin, а теперь Сергей не только вспомнил старый материал, но и разыскал и убедил вновь встать в строй оригинального вокалиста команды Олега Федорова. Олег за прошедшие лет пятнадцать совершенно не растерял вокальных данных и мог бы подойти если не в AC/DC, то хотя бы в Krokus. Выход «ветерана» состоялся, правда, в середине сета, а открыла его нынешняя вокалистка «Северо-Востока» Ольга Егоршина – тоже с рокерским материалом! Интересно было, как Ольга, студентка МКИМ (Московского колледжа импровизационной музыки), т.е. специализирующаяся на джазе и эстраде, а в рамках «Северо-Востока» — на фолк-репертуаре, споет эти старые рок-боевички… Результат превзошел все ожидания – похоже, рок – ее родная стихия, голос звучит агрессивно, хрипло и жестко, а энергия, которая не находит выхода в «северовосточных» балладах, здесь оказалась к месту. Спев свою часть репертуара, Ольга потом ринулась к звукорежиссерской будке – обсуждать результат, размахивала руками, радостно прыгала – словно некий импульс, полученный на сцене, никак не желал заканчиваться, и его надо как-то выкричать и выпрыгать.

Сюрпризы на этом не закончились – немного погодя, после пары песен современного «Северо-Востока», Сергей позвал на сцену своих друзей из… Голландии, малоизвестное, но симпатичное трио Holy Cheese. Певец с гитарой в ковбойской шляпе, перкуссионистка и поющая виолончелистка представили свои кавер-версии разных известных (но не у нас) singer/songwriter’ов. Неожиданно, но интересно! Закончился сет совместным джемом, таким образом, в одном концерте уместилось целых четыре.

“In Folio” повезло – малая сцена начинала работать раньше обеих больших, к моменту еще ничто не предвещало грядущий ливень, и на ее открытие собралась более-менее заметная публика. Располагалась сцена в «арабском» секторе парка, судя по всему, еще недостроенном, в уютном восточном дворике, где по периметру разместились ларьки с сувенирами, кофе и снедью, висели транспаранты со знаками «Ом», восточные ковры и прочая эзотерика. Запомнилась вывеска «Спиритическая картошка» — авторы ноу-хау разрезали картофелину эдакой длинной спиралью и, обжарив во фритюрнице, продавали за сто рублей. Успех!

Тем, кто играл после, с публикой повезло меньше – слишком уж насыщенной и интересной выдалась программа главных сцен. «Синяя» же, судя по всему, была отдана на откуп «неформатным» (с точки зрения «дико-мятного» фолк-мейнстрима) коллективам. Периодически забегав на сцену в этот день, я видел неплохих «гаражников» The Cavestompers, совершенно невзрачный инди-роковый коллектив Joys, странное трио саксофониста, гитариста и битбоксера Synoptix, игравшее попурри из рок-классики и свои эйсид-фьюжновые композиции, и, наконец, очень симпатичный барабанно-вокальный ансамбль Majas из Петербурга, про который расскажу чуть подробнее в свой черед. Надолго задерживаться в «восточном дворике» не получалось – успеть бы поглядеть на то, что на больших сценах!

А на главной сцене (Pink Stage) честь открыть субботу выпала питерским фолк-барышням «Ива Нова». С момента, когда я видел их последний раз, прошло немало времени, и состав группы серьезно изменился. Ушла гитаристка Инна Лишенкевич, которую я, признаться, всегда считал лидером группы, вернулась оригинальная бас-гитаристка Елена Новикова. Теперь «Ива Нова» — квартет, и от довольно мягкого, по большей части акустического звучания с прекрасными раскладками на несколько голосов они вернулись к формату группы с выделенной солисткой – это Анастасия Постникова, которая играет также на клавишных. «Добро пожаловать на техно-фолк-вечеринку», — сказала рыжеволосая Настя, приветствуя публику… И впрямь, звучание «Ива Новы» сделало резкий крен в сторону электронно-танцевальной музыки с жестким электронным битом, отчего старые знакомые вещи воспринимались как-то непривычно. Но эта способность к переменам – конечно, плюс, а не минус. По крайней мере, «Ива Нова» по-прежнему вдохновенны, сыгранны, дружны и обаятельны, каждый их концерт превращается в праздник вопреки всему… Так, на этот раз – вопреки ливню, который прошелся над «Этномиром» в начале их выступления. К счастью, прятаться было куда – по обоим флангам сцены располагались крытые кафешки. Справа – вообще целый парк «едален», к сожалению, с совершенно ломовыми ценами и скудным ассортиментом — в основном шашлык, а также хинкали рублей по 70 за одну средних размеров хинкалину. Но такова специфика опен-эйров – спрос находит предложение…

Тем временем сцена и зрители просохли, и программу продолжили Yoki – представшие перед публикой в несколько меньшем, чем обычно, составе. Бас, ударные, баритон-саксофон, две вокалистки (играющие также на народных духовых) и обильная клавишная «фанера». По музыке – эдакая вольная мешанина из русского фолка, латино и электроники. Признаться, слушать это трудновато.

А у входа за сцену был обнаружил сияющий Серафим Макангила, фронтмен афро-питерского коллектива Simba Vibrations. Казалось, каждый прохожий на фестивале – его друг или (что чаще) подруга, он заключал в своих объятьях всех и не уставал рассказывать, как ему здесь, на «Дикой Мяте», хорошо, сколько необыкновенных талантов он уже услышал и сколько еще ожидает… Что за прекрасный человек!

А на главной сцене — «Иван Купала», первые в России коллектив, придумавший скрестить «бабушек» с электроникой. Проект долго отсутствовал на сцене и теперь вернулся, в основном ради таких вот выступлений на больших фестивалях. Признаться, многого я от него не ожидал. Однако живьем этот странный микс не вызвал никакого отторжения — да, это танцы, да, проект сугубо коммерческий и «лубочный», но при этом сделанный с чувством вкуса и без откровенного китча, а «бабушки» (на самом деле — барышни в расцвете сил) поют по-настоящему, профессионально и зажигательно, да и под музыку эту изначально что делали? Правильно, танцевали.

А на «Белой» сцене играла типично «холмовская», прозрачно-акустически-инструментальная музыка… Испанцы Zoo Bazar вчетвером – скрипка, ударные/перкуссия, мандолина/уд (очень любопытный на вид девятиструнный электрический экземпляр с полым корпусом), а также бас-гитара, играли музыку с арабской спецификой. Как рассказывали сами артисты, представляя песни, есть у них обработки вещей из Магриба, Марокко, Палестины. В программе «Дикой Мяты» они были одними из немногих, кто не упирал на танцевальную составляющую; их музыка – скорее интровертно-созерцательного характера, хотя порой и очень зажигательная. В огромных пузатых солнечных очках солиста (удиста?) отражалось солнце и лица обступивших сцену зрителей… Жаль, я успел только к концу их сета.

На первой сцене тем временем «отжигали» греки Locomondo. Правда, ничего особо греческого в их музыке заметно не было – играли они вполне интернациональный плясовой микс из фолка (допустим, что своего), латино, регги, словом, развлекали народ как могли. Это было особенно нужно в свете намечаюшегося дождя, к середине сета перешедшего в настоящий ливень. В плюс грекам – первоклассные, хлесткие и запоминающиеся гитарные риффы и прекрасное умение работать с публикой (весь арсенал рокерских жестов и дирижирование «залом»). Минус – разве что в отсутствии этнической специфики. Почему на «Дикую мяту» позвали именно Locomondo, а не, скажем, полюбившихся «Холмам» поляков Dziolo или… или… В общем, много таких команд – фестивальных «рабочих лошадок», которые отрабатывают сет на пятерку, а вот на их сольное шоу я бы вряд ли выбрался…

На «Белой» сцене готовилось нечто. Грузинско-украинский проект Asea Sool (“Азия Сул»), который уже заранее претендовал на звание главной фестивальной сенсации. Образованный всего два года назад доселе никому не известными гитаристом из Батуми Беком Бексоном и его сестрой, вокалисткой Тиной Корнелиус, при участии украинской ритм-секции. Живьем команда напомнила совсем ранних «Детей Пикассо». Тоже брат и сестра, тоже гитарист и певица, тоже закавказская этника плюс хард-рок, тоже сочетание броского имиджа и сценической безбашенности. Певица сменила на сцене пару головных уборов, и от томной закатывающей глаза дивы а-ля Анастасия Вертинская, воркующей что-то этническое под фьюжн-аккомпанемент, превратилась в настоящую рок-ведьму с растрепанным хайром, скачущей с дикими криками под громовой слэп в духе RCHP. (Это была, если помню, одноименная вещь “Asea Sool”). И это преображение – прямо на глазах у нас, под холодным дождем, который, кажется, никто уже не воспринимал всерьез… Стоит поискать о них побольше и раздобыть дебютную пластинку группы «Sazamtro FM».

На сцене Roots в том момент обосновалась стайка девушек и ребят из Питера Majas. Как гласит история группы, ее основали участницы местной школы игры на африканских барабанах – в этом коллективе они делят между собой вокальные и перкуссионные «обязанности», постоянно меняясь ролями. Индия это, Африка или что еще – не знаю, насколько оригинальны эти бесконечные джемы – тоже, но есть в их выступлении ощущение молодости, радости и искреннего наслаждения музыкой. Пусть маленькое, но тоже открытие.

К сожалению, игнорировать дождь дальше было невозможно, и мы отправились к палатке за более подходящей обувью и непромокаемыми куртками. Весь палаточный лагерь, к нашей досаде, превратился в одно больше болото, поэтому назад мы возвращались если не столь же мокрыми, то изрядно заляпанными. На большой сцене в это время должна была играть Инна Желанная, но бежать туда сквозь ливень было бы неразумно. А на малой в это время играл какой-то странный хип-хоп-проект с участием басиста «Станции Мир» Романа Гринева. В программе в это время были обозначены норвежцы Mhoo, но это были явно не они. Перед сценой к этому моменту от былой толпы осталось человек, наверное, десять.

Они же наблюдали и выступление норвежки Майи Вик (Maya Vic), совершенно неземного вида кудрявой блондинки с бас-гитарой в руках. К сожалению, выглядит Майя куда интереснее, чем ее музыка – стандартный мелодичный поп-рок/нью-вэйв с акцентом на звук «восьмидесятнических» синтезаторов.

<a href="http://inrock.ru/wp-content/uploads/dmyata_day1_9735.jpg" rel="lightbox[dmya

Владимир Импалер

Владимир Импалер