Rage: Вечер юбилеев
Когда-то день 7 ноября был «красным» днём календаря. Однако всенародный праздник, посвящённый победе Октябрьской революции, в современной России, извините за каламбур, упразднён.
Но для московских поклонников легендарного трио из городка Херне, что в земле Северный Рейн-Вестфалия, вечер 7 ноября 2014 года стал настоящим праздником. Подобно тому, как советские трудящиеся ходили в этот день на демонстрации, поклонники Rage в достойном количестве подтянулись вечером в клуб «Volta».
Когда на сцене появились спецгости, группа Overwind, танцпол уже был хорошо «населён» публикой. Пару слов о музыкантах из Краснодара. Когда-то существовала группа под названием FreaKozaks. Коллектив был настолько перспективный, что за его продвижение на Запад взялся Виктор Смольский. Был у ребят готов альбом. Вот только правами на него группа в полной мере не владела, и попытки издать его на зарубежном лейбле оказались безрезультатными. Но музыканты не пали духом и, сменив басиста и название, выпустили-таки дебютный альбом. А заодно и удостоились чести открывать концерт Rage.
Встречали Overwind сдержанно. И немудрено: звук оставлял желать лучшего. Из частот доминировала середина. Чувствовалось, что музыканты играют «по приборам». Надо отдать им должное: потенциал краснодарцев слышен и при самом безнадёжном звуке. Если на первом номере собственной программы они от волнения выглядели немного скованными, то ближе к окончанию сорокаминутного сета стали даже заигрывать с залом. Играют Overwind весьма непростой прог/пауэр метал, и, естественно, подавляющее большинство публики, пришедшей на Rage, было к такому «разогреву» не подготовлено. Оттого и сдержанный приём.
Для хедлайнеров этот тур — особенный. Группе Rage исполнилось тридцать лет. Скажу банальность: возраст серьёзный. У человека, которому исполняется «тридцатник», к молодёжной безбашенности добавляется опыт, а в совокупности они, как правило, являют гремучую смесь. Появляется харизма. В этом возрасте увековечить себя в скульптуре уже не кажется нескромностью – это намек на название открывающей сет композиции «Carved In Stone». Не успели ей нарадоваться фэны, как трио приподняло градус с помощью «Sent By The Devil». «War Of Worlds» окончательно раскочегарила толпу. Виктор Смольский рассыпался в благодарностях публике за теплый приём: «Это лучший подарок на день рождения». В одной из пауз он добавил, что юбилей не исчерпывается тридцатилетием Rage. На него наложились ещё несколько круглых дат. В 2014 году «стукнуло» 50 лет бессменному фронтмену группы Петеру «Пиви» Вагнеру, 40 — барабанщику Андре Хильгерсу, десятилетие отметила фирма Alive Concerts (организатор российских концертов Rage) и год – Overwind. Про своё 45-летие Смольский скромно промолчал.
Теперь коротенько к предсказуемостям концерта. К счастью – позитивным. Группа предстала в прекрасной форме. Звук скорее порадовал, хотя в более свежих композициях временами возникала незначительная каша. Фонограммы оркестровок и хоров временами хоть не были в идеальном балансе с живыми инструментами и голосами, но и конфликта между ними не было. Наилучшим образом прозвучали песни, созданные в эпоху, когда на обложках альбомов Rage было написано «No Keyboards». В частности, «Don’t Fear The Winter» и «The Missing Link» привели в восторг на грани экстаза.
По юбилейному случаю на сцене появлялись спецгости. Первым вышел гитарист Владимир Тупиков (экс-E.S.T., «Монгол Шуудан»). Как и на прошлогоднем «AriaFest», он подыграл в «Down», что не стало неожиданностью, но и не разочаровало. Перед концертом в сети мелькали слухи о том, что есть вероятность появления на сцене Валерия Кипелова. Увы! – этого не произошло. Зато был замечательный дебют гитариста Overwind Антона Емельянова на «Higher Than The Sky», прозвучавшей последним номером основной программы. Как правило, Rage на ней «распевает» зал, из-за чего композиция становится длиннее (зачастую гораздо длиннее) альбомной версии. На этот раз одним «караоке» дело не обошлось. Музыканты сами «оторвались», продемонстрировав, как на размер своего хита идеально укладываются «Eye Of The Tiger» мелодик-рокеров Survivor, «Holy Diver» Ронни Джеймса Дио и даже «флойдовский» «Another Brick In The Wall».
Паузы перед выходом на бис не было. Троица выдала композицию, которая открывает альбом Lingua Mortis Orchestra: «Cleansed By Fire». После неё Виктор Смольский пообещал привезти и оркестр, и всех вокалистов, поучаствовавших в проекте, в следующем году. Вы как хотите, а я жду, скрестив пальцы. То, что началось вслед за тревожной и совершенно не смешной «Cleansed…», стало пиком концертного дуракаваляния и живым примером того, на каком близком расстоянии находятся великое и смешное. Из-за ударных вышел Андре Хильгерс и взял у Смольского гитару. Наш земляк воссел за ударную установку и… зазвучал рифф «Princess Of The Dawn». Вот тут позвольте покаяться. Я знаю о существовании сайта setlist.fm, но перед походами на концерты стараюсь туда не заглядывать. Тут — не выдержал. Среди прочих номеров, исполненных на бис в Ярославле, где Rage играли за день до концерта в Москве, значился кавер «Highway To Hell». Под звуки «акцептовского» хита подумалось, что будет эксклюзив, но… через каких-то двадцать секунд зазвучала «Highway To Hell». В ходе неё стало ясно, что Хильгерс гораздо лучший гитарист, чем Смольский — барабанщик. К счастью, когда пришло время гитарного соло, каждый вернулся к своему инструменту. Оставшиеся три номера — «Set This World On Fire», «Black In Mind» и «Soundchaser», пролетели в одно мгновение.
Собственно, и на протяжении всего концерта скучать не пришлось. Более того, признаюсь честно: если б имел возможность побывать на этом же концерте ещё раз, непременно бы ей воспользовался. Отчасти потому, что Rage – одна из моих любимых групп. А любима она за свои незабываемые шоу.
Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Катерина Межекова
Авторы и редакция InRock поздравляют Rage с юбилейным годом и благодарят Евгения Силина (Alive Concerts) за аккредитации.