Omega: Рок-оратория с оркестром
Июнь 10, 2015
Елена Савицкая (259 статей)
Поделиться

Omega: Рок-оратория с оркестром

Известие о том, что в Москве вновь выступит легендарная венгерская группа Omega, застало врасплох. До концерта оставалось не так много времени, и у многих поклонников были уже другие планы… Да и сам формат выступления представлялся чем-то фантастическим: программа «Oratoruim» с хором и оркестром, и не где-нибудь, а в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя!

Конечно же, возникали определенные сомнения, возможно ли вообще проведение рок-концерта в таком месте и не будет ли выступление слишком статичным и протокольно-серьезным.

Однако эти мысли развеялись, как только мы ступили в удивительный по красоте и комфортабельности Зал церковных соборов, расположенный на нижнем уровне Храма Христа Спасителя (туда ведет отдельный вход со стороны Москвы-реки). Это оборудованное по последнему слову техники, впечатляющее убранством просторное помещение, в котором часто проводятся различные мероприятия – от торжественных заседаний и конференций до концертов симфонической, фольклорной и даже поп-музыки. Росписи на стенах и колоннах, зимние сады со скульптурами животных и птиц, продуманное акустическое устройство (поразил многоуровневый навесной потолок) и удобнейшие красные кресла для зрителей… Пожалуй, идеальное место для программы, призванной отразить философские и религиозные поиски за долгие годы творчества Omega. Тем более что специально созданная для исполнения в духовных пространствах, «Оратория» уже была представлена в нескольких крупных европейских храмах.

Приходилось всё же задумываться – а будет ли действо захватывающим, таким, что заставит полностью окунуться в музыку и забыть обо всём земном? Дело в том, что на первом российском концерте «Омеги», состоявшемся ровно два года назад в «Crocus City Hall», автора сих строк часто посещала мысль – а что в этой музыке так привлекательно? Увы, ни особого драйва, ни «эффекта присутствия», ни каких-то невероятных музыкальных красот в том выступлении «поймать» не удалось. Возможно, дело было в языковом барьере, хотя лидер группы Янош Кобор, судя по всему, должен неплохо владеть английским – ведь группа много гастролировала в Европе и даже записала несколько англоязычных альбомов. Тем не менее, общение с публикой тогда свелось к минимуму, и в паузах между композициями нависала мертвая тишина. Вообще, было ощущение стеклянной стены между сценой и залом – возможно, тому виной и гигантские размеры «Крокуса», и его некоторая чопорность…

Так вот, скажем сразу – в нынешнем выступлении все эти сложности были преодолены, и между музыкантами и аудиторией сразу установился душевный контакт. Кобор частенько повторял русское «спасибо», представлял группу, а программа была выстроена очень динамично. Да и сама команда смотрелась очень моложаво и энергично: разменявший восьмой десяток беловласый Кобор носился по сцене и жонглировал микрофонной стойкой; колоритный, весь увешанный феньками Ласло Бенкё извлекал внушительные органные звуки из своих синтезаторов (ему отвечал коллега по инструменту Жольт Гёмёри); поджарый барабанщик Ференц Дебрецени выдал пару мощных соло; скромный на вид гитарист Тамаш Секереш, похожий на хиппана с «Горбушки», выходил на авансцену только в моменты соло, а затем вновь скрывался у колонки, а внимание мужской части публики (впрочем, не только) приковывала молодая басистка Кати Сёллёши – с короткой стрижкой и «панковской» красной челкой, улыбающаяся, подвижная, она внесла в группу ощущение свежей крови. И играла, между прочим, здорово! Жаль, что не приехал один из ветеранов «Омеги» гитарист Дьёрдь «Элефант» Молнар, находящийся в добром здравии и активно выступающий с командой, но не в данном проекте – как и басист Тамаш Михай, занятый сейчас работой над мюзиклом.

Однако для начала на сцену вышли российские музыканты – хор (прямо скажем, весьма немногочисленный, из 14 человек) и оркестр «Золотой век» под управлением дирижера Ивана Власова. Молодой коллектив был создан не так давно и позиционирует себя как «театр симфонической музыки», ведя активную просветительскую деятельность. Баланс между оркестром, хором и рок-группой казался практически идеальным: всё было слышно, ничего не выпирало. Несмотря на то, что совместных репетиций явно было немного, всё прозвучало вполне пристойно, разве что оркестр один раз вступил раньше, не выдержав паузу. Но Янош Кобор так эффектно продирижировал всем составом, что закончили композицию все вместе, как и положено вышколенным академическим музыкантам. Духовная тематика была обозначена композициями, которые на обычных концертах «Омегой» не исполняются: как уточнил пресс-релиз, это «Блаженные ангелы», «Священный мир», «Создавая новый день» и «Зал парящих в небесах». Иногда, как в известной «Én elmegyek» («Я ухожу»), хор вступал первым, передавая эстафету Яношу, а в другой раз мелодии припевов исполнялись в унисон хором и солистом, что придавало им дополнительную торжественность. Трижды в течение программы прозвучали мотивы католических молитв на латинский текст. И трижды же – тревожный, настораживающий ритм болеро: такие элементы объединяли и скрепляли программу, которая, пожалуй, была даже слишком обширной. Но что поделаешь, если у группы столько хороших песен, которым хочется подпеть, даже не зная венгерского!

Мощным «боевикам» и напевным лирическим балладам сопутствовало внушительное световое шоу: три лазера то били в зал бело-зелеными лучами, то перекрещивались где-то в вышине; разноцветные световые всполохи подчеркивали ритм песен, а в самые просветленные моменты задник, потолок и даже стены благодаря сотням маленьких лампочек превращались в «звездное небо» – ощущения поистине катарсические.
Что же касается англоязычных версий песен, то здесь Янош Кобор нашел оригинальный выход: пригласил на сцену молодого певца Джорджа Хилла (из британской поп-панк-группы The Tax), который и исполнил пару песен, в том числе обычно не звучащую в этой программе «Russian Winter» («Lena») с ее неожиданным синкопированным, словно «вприсядку», ритмом. Джордж еще раз вышел на сцену на бисах, когда прозвучали самые известные вещи «Омеги», включая суперхит «Gyöngyhajú lány» («Девушка с жемчужными волосами») 1969 года, перепетый Scorpions и засэмплированный рэпером Канье Уэстом, и веселый древний рок-н-ролл «Petróleumlámpa» – уже без оркестра, но со всеобщими плясками и обниманиями.

К этому моменту зрители уже встали с мест и устремились вперед, к сцене, благо охрана этому не препятствовала. Здесь музыкантов можно было разглядеть на расстоянии вытянутой руки, чем зрители и пользовались, делая селфи на фоне музыкантов, снимая видео из-под веревочного ограждения и размахивая красным шарфом с надписью «Omega» чуть ли не перед самыми лицами артистов. Тем, впрочем, всё это безусловно нравилось, и общение с раздачей автографов продолжилось после завершения шоу. А мы побрели к метро в приподнятом настроении – хорошо всё-таки, когда сомнения развеиваются, а группа подтверждает свое реноме превосходной концертной команды!

Сет-лист: Les Preludes – Nyitány (F. Liszt) / Hajnal a város felett / Egy életre szól / Boldog angyalok / Babylon / Az éjszakai országúton / Ne legyen / Break the Chain (vocals George Hill and Janos Kobor) / Russian Winter (vocals George Hill) / Ballada a fegyverkovács fiáról / Életfogytig rock and roll / Én elmegyek / Megszentelt világ / Napot hoztam, csillagot / Ördögi cirkusz / Hajnali óceán / Egy új nap a Teremtésben / Az égben lebegők csarnoka / A kereszt-út vége / Les Preludes – Finálé (F. Liszt) Бис: Gyöngyhajú lány / Petróleumlámpa

Елена САВИЦКАЯ
Фото автора.
Благодарим агентство “InterMedia” за аккредитацию.
Отдельное спасибо Е. Саламатину за помощь в работе над материалом.

Елена Савицкая

Елена Савицкая