Deep Purple: Жизнь легенд
В выражении «живые легенды» заключено некоторое противоречие: как-то уж либо одно, либо другое. Легендарность Deep Purple всем очевидна, и спорить тут можно разве что о том, включат ли группу в этом году наконец в «Зал славы рок-н-ролла» (по крайней мере, уже номинировали!) А вот жизнеспособность легенды после нынешнего московского концерта, если честно, вызывает определенные сомнения.
Нет, конечно, поклонники по-прежнему любят «Перпл» и потому снова пришли в «Олимпийский». Живое море рук в танцпартере, весь зал, поющий хором, искреннее счастье в глазах фанатов всех возрастов — всё это было сейчас, будет и на следующем концерте. Но время не обманешь, не вернешь назад, как ни желай. И всё-таки переместиться бы назад, оказаться бы на таком же концерте, только лет хотя бы на 15, а то и на 20, или даже 30 раньше…
Альбому «Machine Head» в этом году уже 40 лет, «Fireball» — еще на год старше, и именно они составили добрую половину сет-листа этого концерта. Конечно же, не обошлось и без «Smoke on the Water», хотя, что удивительно и обидно, в бисах московского выступления (в отличие от питерского) не было столь же знаковой «Highway Star».
Грустно не просто от того, что твои кумиры стареют. Печалит то, насколько их возможности уже далеки от требований материала, насколько увиденный образ не соответствует ожидаемому. Ян Гиллан работает на пределе своих сил, но даже так его пение вызывает лишь тяжелый вздох. Ничего не поделаешь…
Зато оплотом стабильности остается Ян Пейс, который по-прежнему за барабанной установкой. Какой длинный путь прошла эта группа — смены составов, любовь, ненависть, расставания, и одно только осознание того, что Пейс всегда, всю долгую историю Deep Purple, был на этом месте, добавляет группе ощущения легендарности. А барабанное соло Пейса в середине концерта подтверждает, что он в отличной форме. Да и Роджер Гловер хорош — его соло звучит уже во время бисов, аккурат перед завершившей концерт «Black Night».
Конечно же, радует публику и Дон Эйри — своим длинным и сложносочиненным соло. Но ровно в момент, когда в безумном полете его пальцев над рядами клавиш уже начинает рождаться нечто эпически-прогрессивное, Дон словно приходит в себя, вспоминает про затихший зал и начинает играть… «А я иду-шагаю по Москве», сорвав тут же бурные аплодисменты и веселый смех фанатов. И конечно, я тоже смеюсь, но чувствую — что-то не так, что-то важное упущено… И только после концерта понимаю, что не было ни одного соло, ни одной песни, ни одного слова памяти Джона Лорда. И тут ничего не остается, кроме как снова тяжело вздохнуть.
Однако мотор этой мощной машины всё еще работает. И если многие «легенды» устраивают третий подряд прощальный тур или опираются в своих выступлениях прежде всего на шоу с запоминающимися спецэффектами, то в центре выступлений Deep Purple по-прежнему, тур за туром, остается музыка. И важная составляющая ее силы — гитара Стива Морса. Легкость и энергия, которой он буквально лучится, позволяют по-прежнему биться сердцу группы.
Кстати сказать, Стив Морс хорош и вне Deep Purple. Как музыкант он не стоит на месте: об этом говорят и многочисленные проекты Стива (Flying Colors, Angelfire), и его участие в туре G3. Конечно, возможности Стива как гитариста и автора музыки гораздо полнее раскрываются, когда он выступает со своей сольной командой, когда он стоит на сцене в одном ряду со Стивом Ваем и Джо Сатриани. Но дело даже не в репертуаре. Главное, Стив Морс — человек, который в каждом своем проекте, будь то G3, Flying Colors или Deep Purple — выходит на сцену счастливым, он играет свои любимые песни с улыбкой и всем на радость. Слушая его соло, понимаешь, как рождается та самая искра, благодаря которой на концертах собираются тысячи людей, а музыка получает эпитет «великой». Можно спорить о составах, о гитаристах, ностальгировать о блэкморовских временах, а можно просто радоваться, что эта искра всё еще горит, а история Deep Purple продолжается.
Сет-лист: Fireball, Into the Fire, Hard Lovin’ Man, Maybe I’m a Leo, Strange Kind of Woman, The Battle Rages On, Contact Lost / Guitar Solo, Wasted Sunsets, The Well-Dressed Guitar, The Mule (with Drum Solo), Lazy, No One Came, Keyboard Solo, Perfect Strangers, Space Truckin’, Smoke on the Water. Бис: Hush, Bass Solo, Black Night.
Катерина МЕЖЕКОВА
Фото: Сергей Адамович. Фотогалерея — http://sergeadamovich.livejournal.com/238458.html
Благодарим Романа Патрашова (headbanger.ru) и Людмилу Соловьеву (SAV Entertainment) за аккредитацию.
(с) HeadBanger.ru