ProgDay 9 (Presence, Mind Portal, IWKC): Медитация под контрастным душем
Will Kill Chita,Local,Mind Portal,new age,post rock,Presence,progmetal,progressive rock,Клуб Алексея Козлова,Москва,обычный Девятый «ПрогДэй» был, в отличие от январского, довольно спокойным в подготовке, из его участников IWKC и Mind Portal были известны еще за несколько месяцев, а Presence добавились в начале января.
Обдумывая программу дня, я хотел в очередной раз поэкспериментировать с границами того, что мы понимаем под арт-роком. Получилась подборка, конечно, пестрая, но очень познавательная. Думаю, вряд ли в зале были, кроме нас, люди, которые слышали все три группы одновременно!
Как водится, на саундчеке кто-то опоздал, кто-то пришел раньше, в итоге подготовка Presence и Mind Portal как-то причудливо переплелись между собой, но все всё успели, и уже в 7-40 можно было начинать. Но публики еще не было, и мы подождали еще немного… потом еще немного… в общем, в восемь ровно «ПрогДэй» начался.
Кандидатура Presence для ProgDay, конечно, спорная – это всё-таки ни разу не рок, а своеобразная смесь из этнической индийской музыки, свободной импровизации и нью-эйджа. По сути, всё, что мы слышим на каждом концерте – уникально и создается прямо по ходу действия. Взяв за основу какую-то короткую фразу – буддистскую мантру, музыканты повторяют и разрабатывают ее, погружаясь в психоделический поток – и тут важно почувствовать этот поток самому и тоже в нем очутиться. Ожидать от концерта роковой экспрессии и энергетики не стоит – вокалистка Сати, сидящая за клавишными, буквально застыла в благовейной позе, арфист Филипп Барский (он же играет на цимбалах) тоже погружен в себя, лицо скрыто волосами, флейтист Сергей Емельянов, восседая на стуле, напоминает внешне современного Джона Маклафлина, и только перкуссионист Андрей Танзу чуть активнее – просто в силу своей музыкальной роли.
Сила Presence в сочетании дивных звуков – высокий хрупкий голос Сати и цимбалы, арфа и флейта, всё сразу и всего понемножку. Есть отдаленные ассоциации с группой арфиста Элизбара (кстати, тоже был бы хороший вариант для ProgDay). Конечно, «прогрессивным» ушам недостает развития, экспрессии; очень интересно, как эти же музыканты играли бы более драйвовую и более «структурную» музыку. Но для расширения рамок и просвещения прог-публики это было очень кстати, да и самому мне очень хотелось после буйства DSO и Grave Digger прикоснуться к чему-то светлому и радостному. Кажется, получилось.
Воронежцы Mind Portal – команда из тех, с кем я познакомился давно по Интернету, слушал их диск, давно хотел зазвать в гости, и вот наконец всё совпало. Четверо парней – гитарист Григорий Курносов, басист Виталий Зотов, клавишник Вячеслав Бессонов, барабанщик Роман Городнянский (он заметно старше остальных и в целом кажется музыкантом скорее роковой, чем металлической школы). Добирались они до Москвы на машине-легковушке, чем заметно упростили «бюджетный вопрос», правда, басист, который был за рулем, очень умаялся и весь концерт стоял у стенки с краю… На его игре это, конечно, не отразилось.
Выступление Mind Portal было полностью безупречным, скажем так, в рамках выбранной музыкантами концепции. А концепция эта такова – как я давно уже понял, в каждом более-менее крупном городе рано или поздно появляется свой маленький Dream Theater. Со своими, понятно, особенностями, которые определяются жизненными обстоятельствами и региональным колоритом. Обстоятельства Mind Portal таковы, что в группе нет вокала – думаю, оно и к лучшему, а региональный «черноземный» колорит – в некоей «отвязности», отсутствии ложного академизма. Чувствуется, за плечами у музыкантов концерты в основном если не во враждебной, то скептически настроенной среде (типа байк-фестов), и нужно покорять ее драйвом и полной выдачей на сцене. Поэтому вещи Mind Portal одинаково хороши и для вдумчивого слушания, и для хайротрясения.
Единственное «но» – всё-таки контраст между ними и Presence получился слишком сильным. На альбоме воронежцы звучат заметно мягче – ну, где-то не жестче Spock’s Beard, а живьем – натуральный «дримтеатр» с характерным холодноватым скрежетом семиструнного «Ибанеза», рокочущими тембрами клавиш, разве только ударные не настолько «маньячны» и агрессивны, как у «оригинала». Вещи, между тем, хоть и сделаны узнаваемо (частенько думалось, не играют ли воронежцы что-нибудь типа серединки «Fatal Tragedy» c SFAMa), всё-таки свои, мелодически у Mind Portal есть свое лицо. И я не отказываюсь от слов, что их самая яркая вещь – «В поисках Черной Жемчужины», именно потому, что ее мелодизм совершенно нехарактерен для Dream Theater, да и тембры клавиш весьма непривычны.
Эта вещь и закрыла 50-минутный сет воронежцев, а мне оставалось только поблагодарить их за блестящее – и это после шести часов поездки в машине – выступление.
Дальше был спешный (но всё-таки длинноватый) саундчек I Will Kill Chita. Длинноватый понятно почему – на сцене их было аж семеро, а успеть в клуб днем у них всех сразу не было никакой возможности. Я был сам поражен таким внезапным сюрпризом – в составе, помимо очевидных гитары/баса/клавишных/ударных, и привычной для пост-рока виолончели, были еще скрипка и… валторна. Вот эта валторна меня окончательно и «унесла» в неведомые дали на их концерте. В высшей степени странное и при этом на удивление хорошее сочетание тембров, создающее ощущение некоей безвременной тоски и при этом какого-то теплого старомодного романтизма. При этом если рок-инструменты занимаются в основном традиционным скупым нагнетанием-разрешением энергии, аккордовым бренчанием и т.д. и т.п., то голоса скрипки и валторны очень «выпуклы», насыщенны и композиционно продуманны. На середине концерта меня постигла мысль, что если музыкантов переодеть, с этой музыкой можно было бы идти покорять Wave Gothic Treffen, настолько по ощущениям готична их музыка. Правда, в ответ на эту мысль музыканты как-то скривились и сказали, что их больше вдохновляет The Cure. Что ж, тоже логично!
В общем, на пост-роковой сцене IWKC отличаются редким стилистическим разнообразим – от симфо-рока до минимализма, от чуть ли не саббатовских риффов – к лаконичным синти-поповым клавишным, и наличием яркого передаваемого музыкой настроения. Они не гонятся за виртуозностью и эффектностью игры, их музыка, по большому счету – игра фактурой и тембрами, и, может быть, в чём-то они сродни медитативным Presence. Только эта медитация достигается чуть более жесткими звуковыми средствами.
Из-за долгого чека концерт припозднился, закончили мы уже полдвенадцатого, и в зале оставалось от силы человек 15 – самые верные фэны прогрессива и «Читы» в частности. И представьте себе, когда я уже собирался сворачивать лавочку, эти фэны подошли и скупили целую кучу их дисков и даже несколько маек! Всем бы такую благодарную аудиторию.
И напоследок немного о грустном. Факт в том, что, начиная с ноября, посещаемость ProgDay показывает неуклонную тенденцию к снижению. Если в октябре 2012 года в зале мне удалось насчитать, кажется, 120 человек, то сейчас на максимуме посещаемости было от силы 40. По меркам клуба этот результат, мягко говоря, провальный. Пока закрывать проект?
Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Все фотографии с концерта — http://vk.com/album-49743879_170226714